Классификация отказов. Можно дать классификацию отказов по ряду разделительных признаков

Число: 2073

Можно дать классификацию отказов по ряду разделительных признаков.

1. Характер изменения выходного параметра объекта до момента возникновения отказа. По этому признаку различают следующие виды отказов:

Постепенные (износные) отказы возникают в результате постепенного протекания того или иного процесса повреждения, прогрессивно ухудшающего выходные параметры объекта. К постепенным отказам относятся отказы, связанные с процессами изнашивания, коррозии, усталости и ползучести материалов.

Внезапные отказывозникают в результате сочетания неблагоприятных факторов и случайных внешних воздействий, превышающих возможности объекта к их восприятию. Внезапные отказы характеризуются скачкообразным характером зависимости степени повреждения объекта от наработки.

Отказ, который включает особенности двух предыдущих, называется сложным отказом. Пример сложного отказа: ударное воздействие на жесткий диск привело к нарушению его целостности, к-е повлекло накопление пыли и как следствие, отказ головки.

2. Возможность последующего использования объекта после возникновения отказа. По этому признаку различают:

Полные отказы- отказы, после которых использование объекта по назначению невозможно (для восстанавливаемых объектов - невозможно до проведения восстановления).

Частичные отказы - отказы, после возникновения которых объект может быть использован по назначению, но с меньшей эффективностью или когда вне допустимых пределов находятся значения не всех, а одного или нескольких выходных параметров.

3. Связь между отказами объекта. По этому признаку различают:

Независимый отказ- отказ, не обусловленный другими отказами или повреждениями объекта.

Зависимый отказ -отказ, обусловленный другими отказами или повреждениями объекта.

4. Устойчивость состояния неработоспособности. По этому признаку различают:

Устойчивые отказы- отказы, которые можно устранить только путем восстановления (ремонта).

Отказы, устраняемые без операций восстановления путем регулирования или саморегулирования, относятся к самоустраняющимся.

Сбой- самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора.

Перемежающийся отказ- многократно возникающий самоустраняющийся отказ одного и того же характера.

5. Наличие внешних проявлений отказа. Различают:

Явный отказ- отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подготовке объекта к применению или в процессе его применения по назначению.

Скрытый отказ- отказ, не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый при проведении технического обслуживания или специальными методами диагностики.

Большинство параметрических отказов относятся к категории скрытых.

6. Причина возникновения отказа. Различают:

Конструктивный отказ- отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования и конструирования.

Производственный отказ- отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии.

Эксплуатационный отказ- отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации.

Причиной конструктивных, производственных и эксплуатационных отказов является наличие соответствующих дефектов.

Деградационный отказ- отказ, обусловленный естественным процессом старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.

7. Природа происхождения отказа. Выделяют естественные, происходящие без преднамеренной организации, и искусственные отказы, вызываемые преднамеренно, например, с исследовательской целью.

8. Время возникновения отказа.По этому признаку различают: отказы при испытаниях, приработочные отказы, отказы периода нормальной эксплуатации, отказы последнего периода эксплуатации.

9. Возможность устранения отказа. Различают устранимые и неустранимые отказы.

10. Критичность отказа(уровень прямых и косвенных потерь, трудоемкость восстановления). По этому признаку различают критические и некритические отказы (существенные и несущественные).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные термины используются в теории надежности?

2. Что такое элемент и система? В чем состоит относительность этих понятий?

3. Перечислите состояния технического объекта с позиции теории надежности.

4. Может ли работоспособный объект быть неисправным, а исправный неработоспособным?

5. Какие внешние проявления отказов возможны?

6. Перечислите основные виды отказов в информационных системах

7. Чем сбой отличается от других видов отказов?

8. Приведите примеры внезапных и постепенных отказов в информационных системах.

Наши рекомендации