Молодежные Интернет-медиа как инструмент государственной молодежной политики: понятие молодежных медиа, типологические особенности, проблемная ситуация
Средства массовой информации (далее – СМИ), обладая широкими возможностями, охватывают все сферы гражданского общества, играют важную роль в процессе формирования общественного мнения, культуры, мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи. В рамках ГМП приоритетной задачей остается - создание условия для информационной поддержки молодежи и их инициатив для успешного стимулирования деятельности молодежи. Именно молодежные медиа, в роли молодежных СМИ, становятся неким исполнителем молодежной политики. Действительно ли они являются инструментом ГМП и призваны не только обеспечить информационную поддержку молодежи, вовлечь ее в информационные процессы общества, но и стать информационным ориентиром, новостным каналом и средством информирования на региональных уровнях? Какие особенности молодежных медиа позволяют судить об эффективности реализации в качестве механизма информационного обеспечения ГМП, и какие трудности встают на пути реализации молодежных медиа как инструмента молодежной политики – рассмотрим во втором параграфе курсовой работы.
По мнению Ирины Владимировны Жилавской, кандидата филологических наук МГГУимениМ.А.Шолохова, молодежные медиа – это молодежные средства коммуникации, которые представляют собой многофункциональные интегрированные медиа-информационные проекты, способствующие самореализации, социализации и медиаобразованию молодежи; также они устанавливают информационно-коммуникационные отношения межличностного, группового и глобального характера, выполняют адаптационную, социализирующую и медиаобразовательную функцию[16]. Медиа – это, в основном, интерактивные средства массовой коммуникации (информационная взаимосвязь между тем, кто подает информацию и тем кто ее принимает – аудитория), содержащие текстовую, звуковую и визуальную информацию, в виде фото-, аудио-, видео- материалов, графики, анимации, имеющие цель донести (передать) информацию до конкретного человека[17].
Медиа включают:масс-медиа – средства массовой информации (телевидение, радио периодическая пресса); директ-медиа – коммуникационные системы передачи информации (Интернет, почта, телефон); медиа-носители – отдельные носители информации;
социальные медиа – средства коммуникации групп сообществ между собой (социальные сети, персональные сайты, блоги, самиздатовская периодическая пресса)[18].
Молодежные медиа выполняют функцию информирования молодежи, включающего в себя процесс предоставления актуальной информации для молодежи (с учетом ее информационных потребностей) о возможностях реализации потенциала и деятельности, в котором участвуют не только субъект (отправитель информации) но и объект (аудитория).
Прежде чем приступить к анализу типологических особенностей молодежных Интернет-медиа, рассмотрим, что представляет собой инструмент информационного обеспечения ГМП.
Масштаб целей, приоритетов и мер реализации государственной молодежной политики предполагает осуществление деятельности на территории всей страны. Это, в свою очередь, требует создания сетевого механизма, который обеспечит реализацию мер молодежной политики во всех субъектах Российской Федерации. Инструментами ГМП в России являются государственные органы работы с молодежью на всех уровнях государственного управления и единая инфраструктура учреждений и организаций для молодежи. К преимуществам такого механизма реализации ГМП можно отнести следующие: обеспечение единства и целостности ГМП на территории Российской Федерации, формирование единого для всех стандарта предоставления услуг молодежи. Недостатками механизма реализации государственной политики в отношении молодежи являются: высокая инерционность и ресурсозатратность.
Инструментом трансляции информации для молодежи на региональном уровне будет являться совокупность средств массовой коммуникации, признанных в молодежной среде, а именно: Интернет-медиа, региональные телевизионные программы, FM-радиостанции, а также каналы информирования в регионах России, эффективность которых доказана на практике. Важным условием формирования информационной сети для молодежи является интеграция различных каналов и средств информирования молодого поколения. Тем самым, проект будет призван объединить единое информационное пространство, а не подменить его собой[19].
Быть инструментом ГМП – означает быть ее исполнителем. Не обязательно быть государственным учреждением, или подведомственной организацией, чтобы осуществлять свою деятельность в рамках приоритетных задач и направлений ГМП и быть ее ключевым элементом. Инструмент, в первую очередь, это действующий механизм, средство воздействия на объект, направленный на достижение целей и полезного эффекта. Молодежные медиа будут являться инструментом реализации ГМП в том случае, если их организационные ценности, цели и направления деятельности будут совпадать с интересами государства и соответствовать нормативно-правовым условиям.
Для того, чтобы определить, являются ли молодежные медиа инструментом реализации ГМП, приведем следующие идентификаторы, позволяющие судить об актуальности молодежной медиа сферы. Опираясь на Основы государственной молодежной политики в РФ до 2025 г., в рамках информационного направления ГМП в России, молодежные медиа: создают единые медиаресурсы для молодежи; организуют образовательные программы повышения медиаграмотности молодежи России, а также навыков профессионального мастерства специалистов медиа-отрасли; формируют актив молодежных СМИ и молодых медиа-специалистов, оказывают им поддержку; становятся координаторами в оказании информационно-методической поддержки молодежи; освещают деятельность ГМП во всех направлениях с позиции молодежных СМИ; способствуют повышению уровня информационной безопасности молодежи в медиа-среде; содействуют в поиске трудоустройства и практики медиа-специалистов путем освещения актуальной информации и привлечения работодателей; популяризируют социально значимый для России информационный контент среди молодежи[20].
Но не все молодежные медиа можно считать инструментом реализации ГМП. В список Интернет-медиа, не относящихся к реализации молодежной политики, можно отнести следующие категории: коммерческие молодежные медиа; Интернет-медиа, исключительно развлекательной направленности; политические СМИ; «Желтая пресса», ориентированная на молодежь; узкоспециализированные Интернет-медиа.
Далее рассмотрим подробнее, какие типологические особенности существуют у самостоятельных молодежных Интернет-медиа, которые позволяют судить об эффективности их реализации в качестве инструмента молодежной политики.
Выделение молодежных медиа в особую группу характеризуется такими факторами, как характер молодежной аудитории, целевое назначение молодежных медиа, особенности информационного контента и способы производства молодежных медиа[21].
Аудиторный фактор для молодежных медиа играет основополагающую роль. Он состоит из традиционных социальных признаков молодежи: возраста, пола, социального статуса, принадлежности к субкультурам и др., а также из новых, возникших в связи с глобализацией и технологизацией окружающей среды — уровень инновационности, толерантности, медиа-информационной грамотности.
Целевое назначение молодежных медиа раскрывается в таких категориях как информирование, образование, просвещение, коммуникация, а также развлечение и самореализация. Молодежные медиа формируют модели поведения, развивают тенденции, создают образы публичных людей и продвигают молодежные бренды.
Характер современной аудитории молодежных медиа влияет на направление и динамику их развития. Молодежная аудитория становится субъектом коммуникации, активным участником информационных отношений, готовым к медиадеятельности, а также к межличностностному и межпоколенческому диалогу. Молодежные медиа отличаются от прочих медиа особенностями своего контента. Главные характеристики медиаматериалов молодежных медиа – это мультимедийность, гипертекстовость, интерактивность. Принципиальное отличие молодежных медиа от других СМИ заключается в определении субъект-объектных отношений в процессе своей деятельности. Молодежные медиа, которые занимаются самоинформированием, характеризуют проявление информального медиаповедения, становятся субъектом информационных отношений и выходят на новый уровень свободного медиатворчества.
Информальное медиаповедение – это информальный журнализм, который часто обозначается как «гражданская журналистика»[22]. Под информальным журнализмом мы понимаем самодеятельное творчество непрофессиональных авторов, которые создают разные формы массового информационного продукта, внеэкономического, личного и социального характера[23]. Информальный журнализм в молодежной среде характеризуется ее раскрепощенностью, внутренней свободой и тягой к экспериментам.
Противоположностью информальным медиа выступает формализованное СМИ, регулируемое медийными институтами и медиаорганизациями, цель которых – выстраивание медиаповедения молодежи в собственных интересах. Молодежь для данных структур выступает как объект воздействия для получения необходимого идеологического, политического и коммерческого эффекта.
Участие непрофессионалов в реализации деятельности молодежных медиа, с одной стороны, создает препятствие, а с другой – максимально сближает предложения медиа и интересы аудитории. Причиной тому служит выбор наиболее близких и актуальных тем для публикаций, узнаваемых героев публикаций, созвучия языка и стиля информации.
Молодежные медиа информального типа практически не бывают прибыльными, их экономическая модель держится только на энтузиазме инициаторов медиа и не вписывается в современные рыночные отношения[24]. Но они обладают стабильностью, и являются чрезвычайно устойчивым сегментом: закрываясь со временем, часто они начинают работу вновь.
Молодежные медиа можно рассматривать в качестве успешного и, более того, эффективного инструмента ГМП. Создавая интерактивную среду, формируя информационную повестку дня и тенденции, с помощью молодежных медиа можно развивать потенциал молодежи региона, тем самым реализуя приоритетные задачи ГМП. Аудитория молодежных медиа – это заранее качественная аудитория, способная на правильное восприятие и грамотное использование информации.
На пути реализации молодежных медиа в роли инструмента ГМП возникает ряд трудностей, которые не позволяют воплотить наиболее эффективно эту технологию. Основные проблемы, с которыми сталкиваются молодежные медиа: утрата роли информационного канала, в связи с появлением иных источников – социальные сети, блогосфера и т.д.; экономическая несостоятельность молодежных медиа информального типа; недолговечность информальных молодежных медиа; отсутствие популярности и спроса у большинства молодежной аудитории; отсутствие навыков журналистики; отсутствие развития молодежных медиа, угасание популярности и внимания среди аудитории медиа; отсутствие поддержки со стороны государства.
Рассмотрим более подробно трудности, которые могут быть решены с помощью регламентации механизмов государственной молодежной политики.
Информационное сопровождение молодежной политики является приоритетным направлением деятельности государства, но в то же время, механизм взаимодействия государственных структур и региональных молодежных медиа отсутствует на сегодняшний день. Отсутствует система информационного взаимодействия государства и субъектов Российской Федерации, что предполагает ряд последующих проблем в работе государственных учреждений, молодежных центров и социальных служб, ответственных за реализацию молодежной политики на региональном уровне. Необходимо объективное и полное представление о реальных молодежных проблемах и об успешном опыте преодоления этих трудностей. Можно сказать, что сфера информационного обеспечения ГМП сегодня не реализуется в полном объеме. Отсутствие нормативно-правовых условий и государственной методической поддержки молодежных медиа становятся причиной информационной недостаточности молодежной политики.
По нашему мнению, в структуру эффективного информационного обеспечения молодежной политики должны входить следующие элементы: единая федеральная информационная площадка для информирования всей молодежи России; многопрофильная система различных медиа ресурсов молодежной политики, направленных на медиаобразование молодежи; система регионального самоинформирования молодежи (к этой категории относятся Интернет-медиа в роли информационных порталов, молодежные радиостанции, телестудии и телеканалы, печатные и электронные СМИ, а так же медиа проекты в рамках «взрослых» СМИ); технологии оперативного информационного обмена на всех уровнях реализации государственной молодежной политики и др.
Необходимым элементом эффективности информационного пространства будет являться процесс интеграции и включения в единую информационную сеть уже существующих информационных ресурсов, а также общественных организаций, молодежных общественных объединений и крупных молодежных проектов.
Важно обеспечить нормативно-правовую основу регулирования информационной политики государства и законодательно закрепить положения о защите прав молодежи в получении достоверной, качественной и актуальной информации, необходимой для становления молодежи и реализации ее потенциала.
Таким образом, государственный механизм реализации ГМП не смотря на четкую централизованную структуру и всеохватность не может в одиночку в полной мере обеспечить успешность реализации приоритетных направлений ГМП, национальных проектов или программ. В информационном обеспечении ГМП должна преобладать инициативность и возможность самоинформирования молодежи, так как именно молодежь является субъектом ГМП и обладает теми качествами и характеристиками (например, мобильностью, стремлением к экспериментам, жаждой знаний и информации), которые позволяют быть ей полноценными субъектами информационной политики.
Информационное обеспечение молодежной политики должно быть заключено в совместной работе государства, молодежи и общественных структур. Молодежные Интернет-медиа, как один из источников информирования молодежи, будут являться эффективным инструментом реализации ГМП в том случае, если цели и мотивы медиа будут совпадать с приоритетными задачами Стратегии ГМП, а именно: создание медиаресурса, освещающего деятельность ГМП, повышение медиаграмотности молодежи, содействие в поиске актуальной информации, информирование о возможностях реализации в России, популяризация культурных ценностей современного российского общества и др.
Молодежные медиа в качестве инструмента ГМП нацелены на результат. Создавая интерактивную среду, формируя информационную повестку дня и тенденции, с помощью молодежных медиа можно развивать потенциал молодежи регионов Российской Федерации, тем самым реализуя приоритетные задачи ГМП. Трудности, встречающиеся на пути молодежных медиа – это результат отсутствия нормативно-правовой основы информационной политики, а также методической поддержки государства и единой информационной сети, объединяющей не только государственные учреждения, но и информационные ресурсы, общественные организации, молодежные общественные объединения и молодежные проекты. Права молодежи на получение качественной и достоверной информации должны быть законодательно защищены.
Завершая первую главу, мы можем отменить, что ГМП сегодня – это неотъемлемая часть социально-экономического курса государственной политики, реализуемая на федеральном и региональном уровнях, которая направлена на подготовку молодых кадров во всех сферах жизни общества. Начиная с 1991 года, молодежное законодательство изменяется, но единого федерального закона, регулирующего реализацию молодежной политики в России, в настоящее время до сих пор нет. Именно это создает ряд проблем, препятствующих становлению информационного обеспечения ГМП. Разобщенность в подходах, недостаточная и неэффективная координация деятельности государственных структур в сфере работы с молодежью, отсутствие механизмов выстраивания межведомственного взаимодействия и недостаточная материально-техническая база органов и учреждений, реализующих работу с молодежью, становится проблемами всероссийского масштаба. Для решения этих проблем, помимо разработки и принятия единого федерального закона о молодежи, необходим эффективный инструмент реализации информационной молодежной политики. Таким инструментом могут стать региональные молодежные Интернет-медиа, которые обладают инновационным подходом к информационной деятельности медиа, характеризуются мультимедийностью, гипертекстовостью и интерактивностью. Создавая интерактивную среду и формируя информационную повестку дня, молодежные медиа развивают самоинформирование, создают условия для реализации потенциала молодежи региона, и, тем самым, реализуют приоритетные задачи ГМП. Во второй главе мы изучим эффективность молодежных Интернет-медиа, как инструмента ГМП, проанализировав опыт молодежных порталов на федеральном и региональном уровнях.