Влияние молодежных культур и медиа на формирование индивидуальной молодежной сексуальности

В прошлом взгляд на сексуальность был проще. Девочки становились женами и матерями, защищая свою невинность и девственность для привлечения подходящего мужа. Жизнь мальчиков была преимущественно ориентированной на карьеру; вполне приемлемым считалось, что они могут "разбрасывать свои дикие сексуальные зерна" по мере освоения социальной роли защитника семьи. Сегодня их цели определяются уже не столь однозначно. Представления о "правильном" и "неправильном" сексуальном поведении стали более разнообразными, а границы между "хорошими и плохими" мальчиками и девочками - не столь отчетливыми. Увеличение дистанции между физической зрелостью подростка и освоением им традиционных семейных ролей, доступность контрацепции привели к тому, что сексуальность, женитьба и обзаведение детьми начали разъединяться и на временном, и на ценностно-смысловом уровнях1.

Молодежные журналы способствуют формированию идеологии пола, представлений о способах сексуального выражения и сексуальной власти. Видеоклипы знаменитых поп- рок-звезд являются мощным транслятором авторитетных представлений о сексуальности. Популярные музыка и танцы всегда были связаны с ритуалом спаривания, где ритм музыкального пространства и свободные телодвижения обеспечивают сексуальное освобождение и означают привлекательность. Субкультуры дают молодежи популярные модели того, что "хорошо", "правильно", "модно". Медиа-обращения редко дают последовательное описание сексуального отношения. Молодые люди сталкиваются с необходимостью самостоятельной классификации различных путей и вариаций сексуальности, развивая собственные работающие версии сексуальной жизни.

«Главный вопрос состоит не столько в том, чтобы знать, говорят ли сексу "да" или "нет", формулируют ли запреты или же разрешения, утверждают ли его важность или же отрицают его последствия, наказуемы ли слова, которыми пользуются,., сколько в том, чтобы принять во внимание самый факт того, что о нем говорят, позиции и точки зрения, с которых о нем говорят,., в каких формах и по каким каналам, скользя вдоль каких дискурсов, власть добирается до самых тонких и самых индивиду

1 См.: Moore,S., Rosenthal,D. Sexuality in Adolescence, Routledge, 1993.

альных образцов поведения, какие пути позволяют ей достичь редких и едва уловимых форм желания, каким образом ей удается пронизывать и контролировать повседневное удовольствие...»1

1 Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М., 1996. С. 109.

<…>

Общие выводы

Внимание, которое уделяется проблемам сексуальности и связанным с ними новым культурным трендам, полностью подтвердило гипотезу о ведущей роли этих идей в дискурсах молодежных изданий. Одна из возможных интерпретаций - борьба за "сексуальную ориентацию" (в широком смысле) молодежи, представляет собой борьбу за власть над ее умами. Предварительный анализ текстов показал, что существует некое общее культурное и социально-нормативное пространство, внутри которого можно поместить значимые ориентиры и параметры этих дискурсов.

Среди векторов этого пространства:

- гомо-гетеросексуальный континуум;

- гомомания и гомофобия (гомошовинизм);

- четкий тендер - размытый (смешанный или смещенный) тендер;

- сексизм (феминофобия) - антисексизм;

- принцип сексуального удовольствия как здоровья - принцип сексуального удовольствия как болезни;

- традиционный (социально одобряемый) секс - шокирующий секс;

- экстремальный (катастрофический) секс - здоровый секс;

- нормативный - ненормативный секс;

- семейный секс (рождение детей) - партнерский секс, не связанный с идеей деторождения;

- сексуальное влечение, прикрепленное к определенному гендеру (через демонстрацию мужественности или женственности), - сексуальное влечение вне гендерной определенности;

- сексомания (гиперсексуальность, демонстративность - эксгибиционизм/вуайеризм) - сексофобия (асексуальность, скрытый, латентный секс);

- автоэротизм (онанизм, секс с игрушками или приспособлениями) - секс с партнером.

В этом пространстве разворачивается борьба идеологов журналов за свою паству. Пока серьезной конкуренции друг другу эти дискурсы не составляют, и эта борьба не столь очевидна. Можно предположить, что рынок молодежных журналов будет в ближайшее время расширяться. Так, например, у «Ровесника» появился мощный двойник - журнал «Детки» (название выбрано явно не случайно, моментально возникает ассоциация с нашумевшим фильмом), который позиционируется, судя по первому номеру, как журнал для физически и нравственно здоровой "новой" российской молодежи, что, по примеру американского поколения "next", является российским вариантом политкорректной молодежи, поддерживающей здоровый образ жизни. У журнала «Птюч» появился попсовый конкурент - журнал «Аи-Да», посвященный историям из жизни российских поп-звезд. Активно начинают осваивать молодежное пространство журналы «Космо» и «Плейбой». В "попсовую" медиа-дискуссию мощно включился с начала 1998 г. журнал издательского дома «Бурда» «Cool girl».

Когда мы беремся за изучение современных молодежных культур, и в особенности сексуальных представлений, использование традиционных методов становится проблематичным. Это область нового, модного, постоянно развивающегося, сенсационного, интимного и публичного одновременно. Именно черпая из этого калейдоскопа, примеряя на себя те или иные тендерные роли и сексуальные практики, молодые люди могут выбирать, играть, открывать, становиться новыми — в общем, быть такими, какими им нравится. С одной стороны, это динамичный процесс взаимовосприятия, отражения, принятия или отторжения, с другой стороны, - пространство индивидуального выбора. Конструирование сексуального селф-образа молодых происходит на фоне, и прежде всего под влиянием, а иногда под контролем массовых медиумов, всемогущих экспериментаторов и провокаторов, которые стали местом публичной исповеди и проповеди. Идеологи молодежных проектов в борьбе за свою аудиторию стараются стать для нее "своим парнем", который все и обо всем знает, может по секрету рассказать то, что от родителей или других взрослых никогда не узнаешь.

Молодежные культуры в наше время становятся самой выгодной коммерческой аудиторией не только для шоу-бизнеса, но и для реализации политических амбиций. Именно поэтому постоянное исследование новых идей, вбрасываемых в их среду, новых конструктов и трендов, может дать невероятно интересную картину становления новых идеологий.

В процессе изучения молодежных культур современности мы сталкиваемся как бы с двойной реальностью - индивидуальными версиями и их репрезентациями в текстах, которые требуют адекватных методов исследования.

В рамках отечественной социологии и культурных исследований дискурс-анализ текстов массовой коммуникации продолжает оставаться не вполне освоенной академической областью. Однако в силу растущей потребности обновления методов "живого включения" в реальность, новые направления анализа современного российского общества и культуры получают постепенное признание, поддерживаемые знакомством с новейшими концепциями западных философов и социальных мыслителей1. Так, например, изучение сексуальных дискурсов молодежных журналов помогает "схватить" изменения стереотипов, моделей и ценностей советских и постсоветских конструктов "правильной и одобряемой" сексуальности и тендерных отношений прямо в процессе, уловить нюансы и противоречия включения российских молодежных практик в глобальное культурное и информационное пространство, наметить наиболее значимые тенденции и направления их изменений.

1. Впрочем, не приходится сомневаться, что актуальность теоретических концепций таких исследователей, как М.Фуко, будет расти.

Источник: Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследований социокультурных перемен: Ч.1. - Казань: Терра-консалтинг, 1999. - 264 с.

Наши рекомендации