Глава 1. Современные новые медиа как форма институционализации интерактивности. Понятие интерактивности и её типологические черты.

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Современные новые медиа как институционализация интерактивности. Понятие интерактивности и её типологические черты.. 8

1.1. Понятие «новые медиа» и их особенности. 8

1.2. Типология интернет-СМИ в контексте повышения роли реципиента (пользователя) 14

Глава 2. Особенности интернет-порталов российского медиапространства. 17

2.1. Взаимовлияние социальных медиа и потребителей информации. 18

2.2. Телеархив в Интернете как пример новомедийности. 22

Заключение. 31

Список использованных источников. 36

Введение.

В начале XX в. произошел ряд коренных изменений, как в технологическом, так и в социально-политическом и экономическом плане. Эти изменения послужили поводом для поиска новых возможностей для развития человеческой цивилизации.

Изучая факторы, влияющие на культурные и цивилизационные изменения, А.И. Ракитов рассматривает прогресс в современном обществе как пять отдельных технических и информационных революций. По его мнению, это, во-первых, формирование языка, во-вторых, распространение письменности, в-третьих, книгопечатание. Последние две революции связаны с появлением и активным внедрением телефона, радио, телевидения, компьютеров, баз данных, локальных и глобальных компьютерных сетей, что в будущем, по его мнению, будет оказывать определяющее влияние на все процессы в современных обществах в глобальном масштабе [23].

Актуальность исследования.

Развитие современного общества происходит под воздействием глобализации информационных процессов. Одним из главных проявлений этих процессов является формирование нового информационного пространства, связанного с появлением сети Интернет. Также формируются новая культура и новая наука, в которых ключевыми терминами являются «информация», «информатизация», «Интернет», «виртуализация».

Новое информационное общество в России принципиально отличается от предшествующих типов, главные ценности в нем не материальные, а идеальные – знание и информация. Информация и технология её использования в жизнедеятельности общества составляют основу современности.

Информатизация общества охватывает весь мир, все в большей степени приобретая глобальный характер. Это обусловлено высокими темпами развития науки и техники, развитием средств массовой коммуникации, смешением различных культур. Тенденция к глобализации и виртуализации является особенно характерной для современного общества.

Виртуализация затрагивает все сферы человеческой жизни, превратившись из простой технологии в информационно-коммуникативную среду. На сегодняшний день расширение ее влияния протекает в двух основных взаимопроникающих направлениях: увеличение воздействия виртуальности на мир реальный и виртуализация самой реальности.

Эти процессы проявляются в приобретении виртуального статуса всеми сферами субъективного мира человека и социокультурной реальности. Виртуальная реальность приобретает черты «информационного двойника» реальности объективной.

Виртуализации подвергаются как общественная, так и частная жизнь человека. Это рабочая деятельность, оформление покупок, проведение досуга, групповое и межличностное общение. Все данные процессы реализуются посредством технологий в виртуальном мире, что и определяет актуальность проводимого исследования.

Наличие собственного ресурса и чёткого, лаконичного веб-адреса, безусловно, способствует лучшему узнаванию бренда, а в конечном счёте – ещё и формированию своей аудитории. Западная, и прежде всего практика англоязычных площадок (во многом определяющая сегодня рамки мировой новомедийной тенденции) предполагает активную работу с пользователями социальных сетей: здесь находятся и вербуются, как предполагается, самые преданные читатели сетевых версий.

Несколько лет назад английские медиакритики вывели что-то вроде негласного правила, согласно которому количество посетителей веб-сайта издания должно находиться в определённом балансе с количеством «друзей» в социальных сетях. Именно такой баланс – ничего удивительного – простым образом говорит о степени лояльности аудитории. Например, один друг в соцсетях приходится на троих читателей онлайновых «Guardian» и «Independent»; один к восьми – у «Daily Telegraph». Такой баланс считается хорошим, а аудитория – достаточно лояльной, в отличие, например, от аудитории английского онлайнового газетного «гиганта» «Daily Mail», где на одного «фрэнда» из соцсетей приходится двадцать три (зачастую случайных) посетителя сайта газеты.

Что касается идеи неолиберализма и тем, как она связана с новыми медиа, то необходимо взять на вооружение слова нобелевского лауреата по экономике, известного исследователя в сфере потребления – Милтона Фридмана: «в обществе наличие свободы ничего не говорит о том, что индивид делает со своей свободой… Одна из главных целей либерала состоит в том, чтобы оставить этическую проблему индивиду: пусть он сам поломает над ней голову. «По-настоящему» важные этические проблемы – это те, что стоят перед индивидом в свободном обществе: что ему делать со своей свободой? Таким образом, либерал выделяет два набора ценностей: ценности, касающиеся отношений между людьми – контекст, в котором он отдает приоритет свободе, – и ценности, необходимые индивиду для того, чтобы воспользоваться своей свободой, – а это область индивидуальной этики и философии» [28].

То есть, ни Интернет, ни новые медиа, ни иное другое популярное средство массовой информации или средство массовой коммуникации не являются сами по себе какими-то отрицательными явлениями, несущими исключительно зло, беспорядок и хаос. Суть состоит в том, эффект влияния на аудиторию, на массы можно предугадать лишь в том случае, если предварительно знать, в чьи руки попадёт данный инструмент.

Проблема исследования заключается в отсутствии информации о том, каким образом интернет-пользователи реализуют возможность интерактивности посредством новых медиа.

Степень разработанности проблемы в литературе. При написании работы были использованы труды современных отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением новых медиа, а также культурологов и социальных философов.

Пожалуй, одним из наиболее популярных и авторитетных аналитиков, занимающихся и глубоко погружённым в новомедийную реальность, считается изобретательный, находчивый, скандальный и провокационный американский социолог Лев Манович. Его вклад в социологию оспаривается одними коллегами, порой считается ненаучным, бессмысленным, оппортунистским и даже реакционным. Тем не менее, других учёных поражает способность Мановича не бояться открывать что-то новое, пробовать нестандартные способы и методы изучения проблем.

Другим известным специалистом в области новых медиа по праву считается сторонник движений за свободное программное обеспечение Тим О’Райли. Именно он впервые изложил и объяснил концепцию веб 2.0, что послужило теоретическому обоснованию для разделения медиа на новые и старые.

Стоит выделить из всех остальных авторов, повлиявших на теоретическую составляющую курсовой работы, ещё одного крупного современного социолога – это Мануэль Кастельс. В своих работах он затрагивает такие проблемы, как глобализацию, влияние информационного общества на подсознание индивида, роль коммуникации среди человеческого бытия и многие другие.

Интерактивность как двустороннее взаимодействие с потребителем информации анализируется многими исследователями СМИ. Так, интерактивность в телевизионной практике анализировали Ю. Волкова, описывая формы взаимодействия телезрителя с поставщиком информационного продукта, указала на сущностное изменение информационных услуг под воздействием интерактивности [8].

При интерактивном взаимодействии потребитель не только получает возможность управлять поступлением информации, но и влияет на условия её предоставления. Интерактивность рассматривается в ряду сущностных характеристик Интернет-СМИ. М.М. Лукина и И.Д Фомичева отмечают, что интерактивность как принцип двухстороннего взаимодействия изначально присущ Интернет-технологиям, и при характеристике ее типологической реализации они рассматривают этот признак как связь между редакцией сетевых масс-медиа и их потенциальной аудиторией

Объектом исследования являются группы (паблики, сообщества) в социальной сети «Вконтакте», представляющие собой телеархивы, как неописанный ранее элемент в системе новых медиа.

Предмет исследования – черты и особенности проявления интерактивности пользователями внутри интернет-порталов.

Цель работы – выявить черты и признаки, подтверждающие суть интерактивности интернет-порталов, а также групп в социальной сети «Вконтакте» как средств выражения позиции интернет-пользователя.

Задачи, поставленные в работе:

– рассмотреть понятие «новые медиа» и его особенности;

– перечислить основные характеристики новых медиа;

– провести типологию новых медиа;

– выявить признаки взаимодействия новых медиа с интернет-пользователями.

Методологической основой работы послужили методы сбора и анализа информации по изучаемой проблеме, метод контент-анализа, метод стилистического и семантического анализа текста.

Структура и объём работы:данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, и списка использованных источников.

Первая глава посвящена рассмотрению роли современных медиа в процессе институализации основ интерактивности. В первом параграфе мы ознакомились с основными терминами, понятиями, которые используются в сфере новых медиа, а также с тем, какие принципы системы действуют на данный момент. В рамках второго параграфа будет рассмотрена типология интернет-СМИ в контексте повышения роли реципиента (пользователя).

Вторая глава посвящена особенностям некоторых интернет-порталов в современном российском медиапространстве. В первом параграфе обоснована суть взаимовлияния социальных медиа и потребителей информации друг на друга, а во втором – рассмотрено такое явление на просторах социальных сетей, как телеархивы, а также проанализированы их схожие черты, отличительные особенности и наполнение.

В заключении изложены основные итоги и выводы исследования.

Заключение.

В нынешней ситуации на лицо тенденция к увеличению степени интерактивности автора и читателя, особенно ярко это проявляется в интернет-сегменте. Конвергенция разных жанров и форм в интернет-контенте привела к созданию уникального формата подачи контента для творца – мультимедйного текста.

Мультимедийный текст – это интерактивный профессиональный текст, в котором определённая тематика раскрыта путём взаимовнедрения текста различных материалов : аудио-, видео-материалы, фотографии, комментарии, обсуждения, инфографики. Использование такой богатой палитры возможностей в создании контента помогает создать объёмную картину событий, освещённую в его материале. Отсюда можно сделать вывод, что в современном мире меняются способы подачи и «упаковки» контента, который становятся мультимедийным.

В результате таких изменений появилась потребность в новых инструментах для создания текста – интерактивного, простого и понятного для читателя. На помощь журналистам пришли различные платформы, которые помогают приукрасить контент различными графиками, фотографиями, видео.

Очевидно, что интерактивность, гипертекстуальность и мультимедийность оказывают решающее воздействие на формирование и развитие новых масс-медиа. Электронным редакциям в условиях растущих объемов информации приходиться быть исключительно чувствительными в использовании новых средств и способов взаимодействия с аудиторией, которые в конечном итоге оказываются инвариантами внутренней взаимообусловленной логики взаимодействия детерминирующих типологических признаков.

Именно в интернет-пространстве интерактивность следует использовать максимально. Соответственно, возможности комментирования для читателя может быть недостаточно.

Помимо этого важно стимулировать пользователей интернет-портала сообщать новости и делиться своим мнением. В первом случае решением может стать «кнопка «Поделиться новостью»» на главной странице сайта, указание контактных данных – электронной почты, телефона и адреса. Во втором случае это проведение опросов и создание рубрики из разряда «колонка редактора».

В случае с «кнопкой» и указанием контактных данных нельзя сказать, что аудитория сейчас очень активна. Это связано с отсутствием веры в то, что что-то можно изменить. Кроме того, причиной недостаточной активности является недостаточное развитие гражданского общества.

Тем не менее, использовать эти приёмы повышения интерактивности необходимо: они позволяют сократить дистанцию между читателем и порталом.

Частным проявлением этой логики стала тенденция к «портализации» сетевых масс-медиа, к появлению все более разнообразных медийных продуктов в рамках одного сетевого СМИ. Такими продуктами могут выступать видео-, аудиоподкастинги, фотогалереи другие мультимедийные материалы.

«Очевидно, что в этом русле и происходящая интеграция с крупнейшими блоггерскими сервисами, прежде всего с «Живым Журналом»; развитие комментария как инструмента читательского взаимодействия с редакцией» [22].

Анализ показал, что рынок телеархивов довольно насыщен, а уже ставшие популярными интернет-порталы имеют возможность создавать свои группы в социальных сетях. Любой человек может не только найти материал, который он, возможно, давно искал, своих товарищей в подобном «кружке по интересам», но и самому внести вклад в историю для нынешнего и будущего поколений.

В то же время социальные сети имеют возможность оказывать колоссальное влияние на сознание пользователей.

В первую очередь, это обусловлено возможностями социальных сетей, которые позволяют сделать сообщения максимально убедительными и эффективными. Во-вторых, немаловажную роль играет привлекательность социальных сетей для людей, которые стремятся удовлетворить духовные или престижные потребности, что обеспечивает постоянный приток в социальные сети новых пользователей. В-третьих, достаточно широкий охват аудитории, исчисляющийся в миллионах человек, позволяет медийным личностям через стиль жизни транслировать читателям определенные ценности, воздействовать на их поведение в виртуальном и реальном мире.

Веблог – это информационно наполненный дневник, очень авторский жанр. Авторы веблогов (блоггеры), как правило, пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментируют публикации в Интернете, давая к ним гиперссылки. Это явление достаточно новое для сети Интернет, и оно требует выделения ряда критериев, по которым данное явление сети необходимо отличать от остальных ресурсов Интернет.

В отдельную группу целесообразно выделять “политические” блоги. Сегодня в Интернете представлены блоги известных политиков, включая лидеров государств, а также сотрудников их аппаратов, посредством которых поднимается уровень интерактивности взаимодействия граждан с политическими лидерами. Наиболее активно эти коммуникационные механизмы блогосферы используются сегодня в рамках политических избирательных кампаний.

Наконец, ещё одну выделяемую нами блоговую группу составляют личностно ориентированные блоги, которые ведутся индивидуальными, независимыми авторами и не имеют отношения к существующим средствам массовой информации или официальным структурам. Такие блоги, как правило, не периодичны, имеют мигрирующую, по большей части немассовую аудиторию, их авторы не являются профессиональными журналистами и не ограничены в своем творчестве ни нормами редакционной политики, ни общепринятыми стандартами профессиональной этики. Одновременно с этим подобные индивидуальные блоги в отдельных случаях обретают высокую информационную ценность для аудитории и традиционных СМИ, выступая в качестве первоисточников информации, о чем мы говорили выше.

Безусловно, сегодня мы начинаем понимать важность оценки популярности СМИ он-лайн. Причём особенно актуально, когда такая оценка

даётся не самим изданием или порталом. Сегодня её может дать и независимый сторонний аналитик, поскольку цифры статистики доступны он-лайн для свободного ознакомления.

Наиболее сложная для получения статистика – статистика уникальных посетителей, которую, как видно, свободно готовы предоставлять ресурсы, лишь уверенные в своих позициях; и наоборот, когда возникает в этом сомнение, получение статистики становится делом более затруднительным, а цифры – менее внятными. Как бы там ни было, большинство интересующих данных было получено – с возможностью свести их воедино и сопоставить.

Хорошие позиции в веб-мире складываются из нескольких факторов, что высокая посещаемость самого «материнского» ресурса коррелирует с большим количеством «друзей» в социальных сетях, и что аудитория у информационных порталов – более лояльная.

Исследование показало, что новые медиа имеют тенденцию к интерактивности и мультимедийности, то есть размещают видео- и аудиоконтент на своих страницах «материнских ресурсов», а также имеют специальные каналы на Youtube, аккаунты в социальных сетях, которые сами по себе предполагают интерактивность и мультимедийность.

Это и является отражением общей тенденции, которая прослеживается сегодня в мировом и отечественном медиапространстве.

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Современные новые медиа как институционализация интерактивности. Понятие интерактивности и её типологические черты.. 8

1.1. Понятие «новые медиа» и их особенности. 8

1.2. Типология интернет-СМИ в контексте повышения роли реципиента (пользователя) 14

Глава 2. Особенности интернет-порталов российского медиапространства. 17

2.1. Взаимовлияние социальных медиа и потребителей информации. 18

2.2. Телеархив в Интернете как пример новомедийности. 22

Заключение. 31

Список использованных источников. 36

Введение.

В начале XX в. произошел ряд коренных изменений, как в технологическом, так и в социально-политическом и экономическом плане. Эти изменения послужили поводом для поиска новых возможностей для развития человеческой цивилизации.

Изучая факторы, влияющие на культурные и цивилизационные изменения, А.И. Ракитов рассматривает прогресс в современном обществе как пять отдельных технических и информационных революций. По его мнению, это, во-первых, формирование языка, во-вторых, распространение письменности, в-третьих, книгопечатание. Последние две революции связаны с появлением и активным внедрением телефона, радио, телевидения, компьютеров, баз данных, локальных и глобальных компьютерных сетей, что в будущем, по его мнению, будет оказывать определяющее влияние на все процессы в современных обществах в глобальном масштабе [23].

Актуальность исследования.

Развитие современного общества происходит под воздействием глобализации информационных процессов. Одним из главных проявлений этих процессов является формирование нового информационного пространства, связанного с появлением сети Интернет. Также формируются новая культура и новая наука, в которых ключевыми терминами являются «информация», «информатизация», «Интернет», «виртуализация».

Новое информационное общество в России принципиально отличается от предшествующих типов, главные ценности в нем не материальные, а идеальные – знание и информация. Информация и технология её использования в жизнедеятельности общества составляют основу современности.

Информатизация общества охватывает весь мир, все в большей степени приобретая глобальный характер. Это обусловлено высокими темпами развития науки и техники, развитием средств массовой коммуникации, смешением различных культур. Тенденция к глобализации и виртуализации является особенно характерной для современного общества.

Виртуализация затрагивает все сферы человеческой жизни, превратившись из простой технологии в информационно-коммуникативную среду. На сегодняшний день расширение ее влияния протекает в двух основных взаимопроникающих направлениях: увеличение воздействия виртуальности на мир реальный и виртуализация самой реальности.

Эти процессы проявляются в приобретении виртуального статуса всеми сферами субъективного мира человека и социокультурной реальности. Виртуальная реальность приобретает черты «информационного двойника» реальности объективной.

Виртуализации подвергаются как общественная, так и частная жизнь человека. Это рабочая деятельность, оформление покупок, проведение досуга, групповое и межличностное общение. Все данные процессы реализуются посредством технологий в виртуальном мире, что и определяет актуальность проводимого исследования.

Наличие собственного ресурса и чёткого, лаконичного веб-адреса, безусловно, способствует лучшему узнаванию бренда, а в конечном счёте – ещё и формированию своей аудитории. Западная, и прежде всего практика англоязычных площадок (во многом определяющая сегодня рамки мировой новомедийной тенденции) предполагает активную работу с пользователями социальных сетей: здесь находятся и вербуются, как предполагается, самые преданные читатели сетевых версий.

Несколько лет назад английские медиакритики вывели что-то вроде негласного правила, согласно которому количество посетителей веб-сайта издания должно находиться в определённом балансе с количеством «друзей» в социальных сетях. Именно такой баланс – ничего удивительного – простым образом говорит о степени лояльности аудитории. Например, один друг в соцсетях приходится на троих читателей онлайновых «Guardian» и «Independent»; один к восьми – у «Daily Telegraph». Такой баланс считается хорошим, а аудитория – достаточно лояльной, в отличие, например, от аудитории английского онлайнового газетного «гиганта» «Daily Mail», где на одного «фрэнда» из соцсетей приходится двадцать три (зачастую случайных) посетителя сайта газеты.

Что касается идеи неолиберализма и тем, как она связана с новыми медиа, то необходимо взять на вооружение слова нобелевского лауреата по экономике, известного исследователя в сфере потребления – Милтона Фридмана: «в обществе наличие свободы ничего не говорит о том, что индивид делает со своей свободой… Одна из главных целей либерала состоит в том, чтобы оставить этическую проблему индивиду: пусть он сам поломает над ней голову. «По-настоящему» важные этические проблемы – это те, что стоят перед индивидом в свободном обществе: что ему делать со своей свободой? Таким образом, либерал выделяет два набора ценностей: ценности, касающиеся отношений между людьми – контекст, в котором он отдает приоритет свободе, – и ценности, необходимые индивиду для того, чтобы воспользоваться своей свободой, – а это область индивидуальной этики и философии» [28].

То есть, ни Интернет, ни новые медиа, ни иное другое популярное средство массовой информации или средство массовой коммуникации не являются сами по себе какими-то отрицательными явлениями, несущими исключительно зло, беспорядок и хаос. Суть состоит в том, эффект влияния на аудиторию, на массы можно предугадать лишь в том случае, если предварительно знать, в чьи руки попадёт данный инструмент.

Проблема исследования заключается в отсутствии информации о том, каким образом интернет-пользователи реализуют возможность интерактивности посредством новых медиа.

Степень разработанности проблемы в литературе. При написании работы были использованы труды современных отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением новых медиа, а также культурологов и социальных философов.

Пожалуй, одним из наиболее популярных и авторитетных аналитиков, занимающихся и глубоко погружённым в новомедийную реальность, считается изобретательный, находчивый, скандальный и провокационный американский социолог Лев Манович. Его вклад в социологию оспаривается одними коллегами, порой считается ненаучным, бессмысленным, оппортунистским и даже реакционным. Тем не менее, других учёных поражает способность Мановича не бояться открывать что-то новое, пробовать нестандартные способы и методы изучения проблем.

Другим известным специалистом в области новых медиа по праву считается сторонник движений за свободное программное обеспечение Тим О’Райли. Именно он впервые изложил и объяснил концепцию веб 2.0, что послужило теоретическому обоснованию для разделения медиа на новые и старые.

Стоит выделить из всех остальных авторов, повлиявших на теоретическую составляющую курсовой работы, ещё одного крупного современного социолога – это Мануэль Кастельс. В своих работах он затрагивает такие проблемы, как глобализацию, влияние информационного общества на подсознание индивида, роль коммуникации среди человеческого бытия и многие другие.

Интерактивность как двустороннее взаимодействие с потребителем информации анализируется многими исследователями СМИ. Так, интерактивность в телевизионной практике анализировали Ю. Волкова, описывая формы взаимодействия телезрителя с поставщиком информационного продукта, указала на сущностное изменение информационных услуг под воздействием интерактивности [8].

При интерактивном взаимодействии потребитель не только получает возможность управлять поступлением информации, но и влияет на условия её предоставления. Интерактивность рассматривается в ряду сущностных характеристик Интернет-СМИ. М.М. Лукина и И.Д Фомичева отмечают, что интерактивность как принцип двухстороннего взаимодействия изначально присущ Интернет-технологиям, и при характеристике ее типологической реализации они рассматривают этот признак как связь между редакцией сетевых масс-медиа и их потенциальной аудиторией

Объектом исследования являются группы (паблики, сообщества) в социальной сети «Вконтакте», представляющие собой телеархивы, как неописанный ранее элемент в системе новых медиа.

Предмет исследования – черты и особенности проявления интерактивности пользователями внутри интернет-порталов.

Цель работы – выявить черты и признаки, подтверждающие суть интерактивности интернет-порталов, а также групп в социальной сети «Вконтакте» как средств выражения позиции интернет-пользователя.

Задачи, поставленные в работе:

– рассмотреть понятие «новые медиа» и его особенности;

– перечислить основные характеристики новых медиа;

– провести типологию новых медиа;

– выявить признаки взаимодействия новых медиа с интернет-пользователями.

Методологической основой работы послужили методы сбора и анализа информации по изучаемой проблеме, метод контент-анализа, метод стилистического и семантического анализа текста.

Структура и объём работы:данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, и списка использованных источников.

Первая глава посвящена рассмотрению роли современных медиа в процессе институализации основ интерактивности. В первом параграфе мы ознакомились с основными терминами, понятиями, которые используются в сфере новых медиа, а также с тем, какие принципы системы действуют на данный момент. В рамках второго параграфа будет рассмотрена типология интернет-СМИ в контексте повышения роли реципиента (пользователя).

Вторая глава посвящена особенностям некоторых интернет-порталов в современном российском медиапространстве. В первом параграфе обоснована суть взаимовлияния социальных медиа и потребителей информации друг на друга, а во втором – рассмотрено такое явление на просторах социальных сетей, как телеархивы, а также проанализированы их схожие черты, отличительные особенности и наполнение.

В заключении изложены основные итоги и выводы исследования.

Глава 1. Современные новые медиа как форма институционализации интерактивности. Понятие интерактивности и её типологические черты.

Наши рекомендации