Методические рекомендации по организации
ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
(Факультатив)
I курс 2-й семестр
Семинарские занятия
Семинарские занятия проводятся в форме коллективно-творческого дела. Осуществляется КТД в рабочих группах (две-три) примерно с равным количеством участников.
Семинар № 1. ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Провести в рамках рабочей группы исследование информационных кампаний, проведенных универсальными общероссийскими и местными печатными СМИ. Образцы таких кампаний сообщает преподаватель (хотя студенты тоже имеют право выбора – по согласованию с преподавателем).
Необходимо проанализировать план информационной кампании (предмет общественной инициативы, картография «игроков», ключевые действия участников, логика и продолжительность работы). Важно – проанализировать публикации, подготовленные журналистами базового СМИ (возможно, и других) в рамках кампании.
2. Выделить в проведенной информационной кампании два-три материала, оказавшихся ключевыми, с позиции рабочей группы, для успеха общественной инициативы. Провести сопоставительный анализ материалов и доказать их важность для реализованного гражданского проекта.
Семинар № 2. ВЫСТРАИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО КОНТЕНТА
В ИНТЕРНЕТ-СМИ
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Провести в рамках рабочей группы исследование информационных кампаний, проведенных или проводимых универсальными общероссийскими и местными интернет-СМИ. Образцы таких кампаний сообщает преподаватель (однако студенты тоже имеют право выбора – по согласованию с преподавателем).
Необходимо проанализировать план информационной кампании (предмет общественной инициативы, картография «игроков», ключевые действия участников, логика и продолжительность работы). Важно – проанализировать публикации, подготовленные журналистами базового СМИ (возможно, и других) в рамках кампании.
2. Выделить в проведенной или проводимой информационной кампании два-три материала, оказавшихся ключевыми, с позиции рабочей группы, для успеха общественной инициативы. Провести сопоставительный анализ материалов и доказать их важность для реализованного гражданского проекта.
Семинар № 3. БЛОГОСФЕРА КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС
И СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Подготовить в рамках рабочей группы проект информационной кампании с участием интернет-СМИ и комьюнити блогеров.
Необходимо определить местное электронно-сетевое СМИ, готовое, с позиции рабочей группы, выступить в качестве базы проведения кампании. Важно четко охарактеризовать предмет общественной инициативы, картографию «игроков», систему действий участников, разработать логику и продолжительность работы.
2. Подготовить три-четыре материала в рамках проектируемой кампании для выбранных интернет-СМИ и блогерской платформы. При этом материалы следует предоставить преподавателю не менее чем за 7 дней до проведения занятия.
Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов:
Существует следующая система принципов разработки (типового) проекта, развивающего общественные инициативы:
· выбрана волнующая население (например, горожан) проблема;
· проблему или ее часть можно решить на местном уровне;
· решение проблемы будет способствовать развитию общественной инициативы на местном уровне;
· у редакции есть основной партнер или партнеры в проекте (общественное объединение, инициативная группа граждан, депутаты);
· определена целевая группа проекта;
· определена общая цель и конкретные задачи проекта;
· запланированы результаты проекта, которые можно зафиксировать в определенных показателях.
Модель информационной кампании в рамках проекта на этапе реализации представляет собой нежесткую последовательность публикаций и мероприятий:
1. информационный повод – письмо в редакцию или журналистский материал;
2. дискуссия: мнения «за» и «против». Участники: читатели из целевой группы; читатели, которые могут повлиять на решение проблемы. Выявляются альтернативные пути решения проблемы;
3. редакционный аналитический материал, где более четко сформулирована проблема и который выводит дискуссию на новый уровень;
4. редакционный материал как описание чужого опыта в сходной ситуации, которым можно воспользоваться для решения проблемы;
5. совместные акции редакции и партнеров в кампании, приглашение на акции читателей и описание результатов;
6. мнение администрации, ведомственных структур по обсуждаемой проблеме.
7. мнение экспертов.
8. совместное мероприятие редакции и партнерской организации как кульминация информационной кампании. Прежде всего это круглый стол, куда приглашаются все заинтересованные стороны и где участники договариваются о способах решения проблемы;
9. публикация административных решений, принятых с учетом мнения граждан. Информация о новых общественных инициативах и изменениях в поведении людей как результатах кампании.