Родился 29 мая 1969 в г. Магнитогорске.
Основная часть
Сюжет книги прост: Малыш из чужого мира попадает на нашу планету. Он умён, сообразителен, совсем не такой беспомощный как человеческий детёныш. Он ищет своего папу. В поисках ему помогают животные нашего мира. Им он рассказывает о своей прошлой жизни, о семье, своей планете. Малышу приходится преодолевать разнообразные трудности трудности, но он, проявляя свои лучшие качества, всё же побеждает - находит своего папу.
После первого прочтения книги нам показалось, что в сравнении с Гарри Поттером фантастики в книге почти нет. Но после перечитывания и анализа текста, пришли к другому выводу.
Малыш в зачарованном мире». Уже в названии книги А. Салова звучит тема фантастики. В словаре слово «зачарованный» имеет значение «находящийся под действием чьих-либо чар; заколдованный». Мы уже знаем, что в заголовке отражается главная мысль, а значит, главное в книге – описание нереального мира.
Самая яркая и запоминающаяся его картина– описание серебристого шара, похожего на космический корабль: «Огромный, мерцающий серебристыми искрами шар, занимавший всё пространство между двумя заросшими деревьями холмами. От шара доносилось едва слышное потрескивание. По его матовой поверхности то и дело рассыпались сполохи серебристых искр. Зрелище было притягивающим и завораживающим, и одновременно с тем пугающим своей таинственностью и неопределённостью. Заглянуть вглубь серебристого марева не было никакой возможности. И даже подойдя к матовой преграде на расстояние вытянутой руки, малыш не смог разглядеть ничего внутри. Но сердце сказало ему, что нужно идти туда, вглубь мерцающего серебристыми сполохами марева»[2].
Это удивительный мир,в котором: «белка смахивает слезу с глаз; карп подшучивает над зайцем; глаза собаки расширяются от удивления; белка с хорьком обнимаются, медвежонок плачет; а главный герой книги – малыш может свободно разговаривать с животными на их языке.
Есть в книге и описание далёких от реальности картин жизни. Вот, к примеру, невероятная поездка по обыкновенному уральскому озеру верхом на гигантской черепахе, при свете дня, под прицелом десятков ошеломлённых, любопытных глаз. Малыш мчался вперёд, вздымая пенные буруны, с сердцем пустившимся в бешеный галоп, с ликующей душой. Он видел только лежащий впереди остров, приближающийся со стремительной быстротой. Он не отводил от острова глаз, не обращая внимания на происходящее вокруг. И тем более, не было у него даже в мыслях пялиться на небо, и крутить головой, осматриваясь по сторонам»[3].
Здесь и фантастическое описание животных: « рыбина действительно оказалась огромной! Тела рыбы малыш не видел, только торчавшую на поверхности голову, но и этого было достаточно, чтобы понять, рыбина действительно огромная. Голова её была не меньше, чем у малыша»[4] или «Это была черепаха! Черепашище! Гигант, исполин, подобных которому малышу никогда раньше видеть не доводилось. Черепаха имела огромный панцирь поделенный на множество клеток, на каждой из которых спокойно бы разместилась ладонь малыша. Темно-зелёного цвета, с желтоватым отливом. Брюшко, частично свесившееся с валуна, тоже было заковано в панцирь, только цвет его был бледно-жёлтым»[5].
А есть и описание совсем уж фантастических поступков, совершаемых героями книги:«Зайдя по колено в воду, малыш уселся на спину карпа, и крепко сжал в ладонях его усы, по одному в каждой руке. А затем, дав понять, что готов отправляться, слегка сдавил ногами её бока. Карп, словно лихой скакун вскочил….» [6].
Герой книги –малыш – тоже фантастический персонаж.Необычно появление Малыша в зачарованном мире: «Сперва была яркая вспышка, мгновенно разорвавшая на части чернильную ночную мглу, словно снова начался день, сразу, безо всякого перехода, к которому все так привыкли. Да и свет этот был не солнечный живой, а мертвенно-холодный, осветивший землю, но не согревший ее. А вслед за этим раздался свист...А затем из полыхающего на небе огненного шара, являющегося источником озарившего землю мертвенного света, вырвался огненный луч, и, дико завывая, устремился к земле … Огненный шар становился все ближе, издаваемый им свист все надсаднее… … …еще одна вспышка, и еще один луч…и первый небесный посланец достиг своей цели, со свистом врезавшись в соседний холм»[7].
Нереалистичен и он сам: «ещё маленький мальчик, чей рост не достигал и метра, а вес недотягивал и до 10 кг».[8] «Мне 3 года, - рассказывает малыш зайцу,- но я ещё слишком маленький, чтобы уйти от мамы с папой. Я ещё даже не учусь, а хожу в садик, где меня конечно же учат, но не так, как брата и сестру в школе…
- А сколько лет твоему брату, и сестре? И почему вас в семье только трое? У вас часто случаются неурожайные годы? - удивился зайчонок.
- Маше 17, Диме 11, а мне 3 года. И у нас очень большая семья! По человеческим меркам. Среди людей очень много семей, где и вовсе всего один ребёнок.
- Странные вы существа, люди! - задумчиво протянул заяц. - И как вы выживаете, имея такое скромное потомство?
- И вот ещё. Возраст. Ты говоришь, что твоей сестре 17 лет?
- Да, Маша у нас старшая.
- Хорошо, а сколько тогда лет её родителям?
- Маме 35, а папе 41 год.
- 41 год? Невероятно! Этого просто не может быть! - воскликнул заяц.
- Что тут невероятного? - удивился малыш.
- Как что? - в свою очередь удивился заяц. - 41 год, это же целая вечность! Мне такую цифру даже представить трудно!
- Да что в этом такого!? - не понял малыш. У моей мамы тоже есть мама и папа, им уже за 60, и чувствуют они себя совсем неплохо.
- Невероятно! Этого просто не может быть! - продолжал поражаться заяц.
- Я не знаю, как у вас, в лесном мире, а в человеческом мире люди живут очень долго, некоторые больше 100 лет, и никто не видит в этом ничего странного!
- А сколько живёте вы, зайцы?»[9]
И в то же время мы опять видим реалистичное описание мира людей. Из множества диалогов можно нарисовать характер малыша. У главного героя есть много хороших качеств. Он уверен в победе: «Малыш знал, что у него всё получится и дальше. Нужно лишь отыскать черничный куст попышнее, и устроиться под ним. Он был уверен, что когда проснётся, обнаружит под кустом очередного местного жителя», который ему поможет. «Малыш был не из робкого десятка. Он был не трусливый заяц…» Мальчик добр и дружелюбен, разговорчив и с хитринкой. Но есть у него и не совсем положительные качества, что свойственно детям. Он не любит чистить зубы и умываться, может капризничать, мстить брату, быть упрямым; не желая идти в садик, он может даже обмануть.
Конечно, сам Малыш понимает, что «слишком он необычная фигура в этом мире. Во многом чуждая, пугающая здешних жителей». И «первым помышлением новых знакомцев при встрече с ним, было желание удрать. И только в силу обстоятельств, сделать этого им не удавалось, и они вынуждены были вступать в контакт с человеком».[10] Так реагирует, например, мышонок на появление Малыша в его жизни: «Мышонок выплюнул застрявшую в горле ягоду, и во все глаза уставился на говорящего. В то, что существо живое, он готов был поверить с легкостью, но в то, что оно ещё и говорящее! И причем не на каком-нибудь диком и непонятном языке, а на чистом мышином, на котором разговаривали все обитатели холма. От подобного субъекта следовало держаться подальше. Существо непонятное, и очень странное, а странное нужно избегать»[11].
Малыша, действительно, иногда стоит опасаться: он рассуждает и поступает как взрослый. Он употребляет «взрослые» слова: генетический уровень, трансформация кочки, агрессия и завышенная самооценка, идентичный, каннибализм, сравнительное исследование, скрытые желания, деликатес….Он, порой, и мудр как взрослый. Может постоять за себя, подстрекает на поступки, выгодные ему…
А иногда он ведёт себя как обычный ребёнок. Он не умеет читать, не может пользоваться телефоном. «Если я не слушаюсь и капризничаю, мама бьёт меня больно по заднице, и укладывает на подушку. Там я и засыпаю, глотая слёзы от обиды и несправедливости. Папочка меня никогда не бьёт! Он меня любит, гуляет со мной на улице и играет», - говорит малыш.
Хотя автор и относит своё произведение к фантастическому жанру, в повести, тем не менее, много реалистичного.
Самое интересное и значимое в книге, на наш взгляд, – это сведения о животных, с которыми знакомишься по ходу чтения. Ведь даже главы книги названы: «Лисёнок», «Мышонок», «Суслик», «Сурок» и т.д., всего глав тринадцать. Так, например, можно узнать много нового из животного мира:
- о зубах у мышей: «…мышонок на всякий случай отпрыгнул назад, из-за чего расстояние между ними увеличилось, как минимум вдвое. Возможно, причиной принятого мышонком решения послужили два ряда белоснежных зубов явившиеся его взору, когда незнакомец заговорил. Подобным набором зубов мышонок похвастаться не мог. У него, как и у всего мышиного рода населяющего холмы, было всего четыре резца. Два сверху, два снизу, которых вполне хватало для жизни,тем более что жизнь, при обилии хищников вокруг, не была слишком долгой»[12];
-про родство сусликов и мышей: «Помимо хвоста, новый знакомец малыша отличался от своего предшественника размерами. Он был как минимум вдвое больше, чем его сосед по холмам, мышонок. И окраска суслика отличалась от мышиной, что вкупе с размерами делало его более заметным на травянистом фоне, а значит, и более желанным, как добыча, для многочисленных хищников, облюбовавших окрестные холмы в качестве своих охотничьих угодий. Уши суслика, в отличие от мышиных, были совсем крохотными, настолько незаметными при поверхностном осмотре, что казалось, будто их нет вовсе.
Главную роль в жизни суслика играли огромные, выпученные глаза. Ими он издалека мог заметить опасность, и предупредить о ней прочих членов своего племени, и самому заблаговременно укрыться в норе, ожидая, когда все уляжется. Строение организма суслика, в отличие от мышиного, было более рационально. Все это говорило о том, что если они действительно родственники, то очень дальние»[13];
- про близкое родство карасей и карпов,[14] кошек и рысей;[15]
-про плохое зрение лисы[16];
-про устройство нор сурков[17];
-про то, что будет, если съешь лягушку[18];
-про зимовку цапли[19] и берлогу медведя[20];
-про хвосты рыси и кошки.
Но может ли это быть достоинством книги жанра фантастики? Тогда к какому жанру отнести исследуемую книгу.
Изучили и этот вопрос. Оказалось, что жанров фантастики много.[21] Процесс «старения» в научной фантастике идёт очень быстро. Процесс изменения внутри жанра также присутствует. Георгий Гуревич, автор карты страны фантазий (см. приложение), выделяет много под жанров фантастики; выделяет фантастику – прием и фантастику – тему. В первом случае фантастика играет роль инструмента для выражения творческого замысла писателя, во втором - главным смыслом произведения. Фантастика, как прием в художественном произведении делится на познавательную, приключенческую, психологическую (изучения характера человека) и другие.
· К какому жанру фантастики отнести книгу? Вопрос о жанре книги оставался не решённым. Появились и другие вопросы.
· Почему у малыша нет имени?
· Вес малыша не дотягивал и до 10 кг, он не умеет пользоваться телефоном, не умеет читать, но почему умеет делать многие вещи и думать по – взрослому?
· Будет ли продолжение книги?
Мы задали эти вопросы А.Салову. За него ответила его супруга Н.Соболева – Салова, магнитогорская поэтесса: «Книгу, разумеется, читала. Согласна, что в ней есть много сведений из жизни животных, по сути, пособие по биологии в художественной форме (что, естественно, не свойственно жанру фантастики). Насчёт малыша…Потому он и есть фантастический малыш, он из какого-то другого мира, родился у реальных папы с мамой и ждёт своего папу фантастического с другой планеты или звезды (в конце книги папа к нему прилетает). Фантастическая здесь только сама идея, сквозящая через всё произведение: некий малыш идёт искать своего папу с далёкой звезды. И то, что он говорит, думает и поступает как взрослый – это потому, что он не из реального мира. Вот он такой – малыш из другого мира! Он попадает в наш мир, на Землю... Конечно, просится продолжение книги. Возможно, малыш улетит с папой в свой собственный фантастический мир, с фантастическими животными… и т. д. ... Но Андрей сейчас пишет другую книгу, о гномиках…».
Ответ из интернет – переписки подтвердил наши сомнения в отношении жанра произведения. И теперь многое стало на свои места. Так что можно сделать предварительные выводы(работа по заявленной теме будет продолжена):
- Исследуемая книга всё же научно-популярная. Фантастика здесь как приём позволяет автору в интересной форме донести обширные знания о мире животных. Потому читать интересно и полезно. Можно рекомендовать к семейному чтению, а также на уроках внеклассного чтения.
- Автор написал книгу для своих детей, в первую очередь. В книге многое из реальной жизни его семьи. Даже фамилия у малыша Салов. Рассказано о традициях и ценностях семьи. А смысл произведения в том, что автор хочет показать, что к цели надо стремиться, не смотря ни на что, преодолевать все препятствия и добиваться своего. Ведь такую книгу, о своей семье, ребёнок, на наш взгляд, будет слушать с большим вниманием.
- Мы сделали иллюстрации к книге. Ведь книга для детей должна быть с картинками.
- Компьютерная презентация, сделанная нами, тоже поможет лучше познакомиться с исследуемой книгой писателя – фантаста Андрея Салова.
- Несомненно, существенным недостатком книги являются орфографические и пунктуационные ошибки в тексте. Очевидно, книга была отдана в печать в большой спешке – в тексте встречается даже повтор абзацев (предпоследняя страница текста книги). Необходимо хотя бы в электронную версию внести необходимые исправления.
IV. Список литературы:
Гуревич, Г.И. Беседы о научной фантастике.- М.: Просвещение, 1983.
Интернет – ресурсы:
КЛФ "СТРАННИК": http://vk.com/club41946308
Литераторы Магнитки в интернете: http://litmagnit.narod.ru
V. Словарь
Акселерат- человек, развивающийся быстрее чем нужно
Альтернативно-историческая фантастика-произведения, в которых развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие, и что могло бы из этого выйти.
Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика - тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, ядерной войны, экологической катастрофы, эпидемии).
Антиутопия- направление в художественной литературе и кино, в узком смысле - описание тоталитарного государства, в широком смысле - любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Антиутопия является полной противоположностью утопии.
Вкупе- вместе
Генетический- изучающий происхождение, развитие чего либо.
Дети индиго- дети вундеркинды, из будущего.
Зачарованный- находящийся под действием чьих-либо чар, заколдованный.
Каннибализм- людоедство у дикарей.
Киберпанк - жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделено телекоммуникационным, компьютерным, биологическим. Фоном в произведениях жанра нередко выступают компьютерный разум, служащий технократичным, коррумпированным и аморальным организациям.
Космическая опера -(от англ. space opera) — один из под жанров приключенческой научной фантастики, который обычно определяется по формальным признакам: действие происходит в космическом пространстве и/или на других планетах...
Марево-мираж, призрачное видение
Научная фантастика (НФ) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях, не противоречащих современной науке, а предполагающих её дальнейшее развитие. Научно-фантастическое допущение бывает в таких областях, как технология, история, социология, география, естественные науки[1]. Произведения, основанные на ненаучных допущениях, относятся к другим жанрам (см. например Фэнтези). Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией.
Социальная фантастика -произведения, в которых фантастическим элементом является другое строение социума, полностью отличное от реально существующего или являющееся доведением его до крайностей.
Твёрдая научная фантастика –фантастика,особенностью которой является жёсткое следование известным на момент написания произведения научным законам. В основе произведений твёрдой научной фантастики лежит естественнонаучное допущение: например, научное открытие, изобретение, новинка науки или техники.
Утопии-(греч. «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества.
Фантастика -(от греч. phantastike – искусство воображать)- разновидность художественной литературы; её исходной установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину "чудесного мира", противопоставленного действительности.
Фэнтези (от англ.fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета), а его физические законы могут отличаться от реалий нашего мира.
Хронофантастика –жанр, рассказывающий о путешествиях во времени.
родился 29 мая 1969 в г. Магнитогорске.