О чувствительности ISO в фотографии
Давайте поговорим о том, что такое чувствительность iso и как ей правильно пользоваться.
Наверняка, если вы увлеклись фотографией, то чувствительности слышали или читали, но как эти знания применить на практике, пока представляете плохо.
Что же такое чувствительность iso? По общепринятому определению, это способность пленки воспринимать попадающий на нее свет. Чем больше чувствительность – тем большее количество света воспринимает пленка.
Существует несколько видов чувствительности пленки, самые известные и распространенные значения – 100, 200, 400 и 800
Пленка, с чувствительностью 100 единиц, ее обычно называют, «сотка», используется в ясную солнечную погоду, 200 подходит для съемки в пасмурные дни, на 400 можно снимать вечером, 800 для ночной съемки.
А как же в цифровых фотоаппаратах? В современных цифровых фотоаппаратах, роль пленки выполняет специальный датчик, который и определяет чувствительность согласно заданным параметрам.
У современных фотоаппаратов диапазон чувствительности очень широк, от 50 и до 25600, а у некоторых новых моделей диапазон еще более расширен. Это позволяет получать фотографии в достаточно темных помещениях без вспышки и без использования штатива. Но с увеличением диапазона чувствительности, растет и шум. Если при значении iso 100, 200 или 400 единиц шум очень мал, то при повышении до 600 он уже становится заметен, фотографии не всегда получаются четкими и пригодными для печати. Можно, конечно, добавить резкость в фотошопе, но это не всегда помогает.
Тем не менее, производители фотоаппаратов, расширяя диапазон чувствительности, одновременно стараются уменьшить шумность, получаемых снимков.
Изучите свой фотоаппарат – поэкспериментируйте, попробуйте сделать снимки с разной чувствительностью, в разных условиях освещения, посмотрите, с какой выдержкой, при каком значении чувствительности получаются лучшие кадры. Вы будете точно знать, с какими значениями iso вашей камеры получаются отличные снимки, а при каких в кадре виден один шум.
Если вы выбрали ночную или вечернюю съемку, вашим основным направлением в фотографии, имеет смысл посмотреть на модели фотоаппаратов, которые поддерживают хорошее качество при высоких значениях iso.
Если же вы планируете снимать в основном днем, при ярком солнечном свете, то оптимальной будет iso 100 единиц, если позволяет диапазон камеры, то и ниже. При таком значении, вы получите фотографии, на которых будет полностью отсутствовать шумность. Даже при наличии современного цифрового фотоаппарата нужно стараться избегать делать снимки при повышенных значениях iso, там, где это возможно. Это позволит вам получать качественные, резкие снимки.
Пользуясь штативом можно увеличивать значение чувствительности, но старайтесь не переборщить.
Экспериментируя с настройками вашей фотокамеры,вы быстрее поймете на что она способна, как получить отличные фотографии, не боясь упустить момент.
Световые схемы
Схема света в студии – устоявшийся и в некоторой мере универсальный вариант расстановки осветительных приборов. Применение схем экономит время и силы фотографа при выполнении стандартных задач и облегчает поиск оригинальных решений постановки света в фотостудии.
Для световых схем осветительные приборы и получаемый от них свет подразделяются на рисующие, заполняющие, фоновые и контровые – по их роли в схеме. Рисующий, он же ключевой, моделирующий – один наиболее мощный источник света, создающий основу светотеневого рисунка. Заполняющий - один или несколько источников света и/или отражателей для смягчения рисунка моделирующего света, «заполнения» теневых провалов. Фоновый - подсветка и тонирование фона, для отделения его от объекта съёмки. Контровой - для прорисовки профиля, контура фотографируемого объекта, а так же для создания некоторых эффектов.
Функции заполняющего, фонового и контрового освещения часто могут совмещаться в различных комбинациях в одном источнике. Заполняющий свет необходим в большинстве случаев, а моделирующий нужен всегда.
Одна из наиболее простых и, вместе с тем, эффектных схем освещения в студии – бабочка, известная так же как голливудская или парамаунт. Отличается характерным теневым рисунком вокруг носа модели, напоминающим бабочку. Рисующий источник располагается фронтально, чуть выше головы модели. Заполняющий тоже спереди, но ниже лица, для смягчения теней над верхней губой и под подбородком. Такое освещение скрадывает дефекты кожи.
Следующая, часто применяемая на практике схема – треугольник, называемая ещё классической и рембрандтовской. Моделирующий свет ставится спереди-сбоку от модели и поднимается так, чтобы получить на менее освещённой части лица перевёрнутый световой треугольник. Тени смягчаются заполняющим источником, размещённым с другой стороны от модели. Это драматический, харáктерный свет.
Очень полезная для начинающих – схема «три четверти». Источники света – рисующий и два заполняющих – расставлены вокруг модели на разной высоте примерно под равными углами. Такая схема практически при любом повороте головы модели позволяет получить достаточно выразительный и объёмный портрет.
Как уже было сказано, рисующий свет необходим почти всегда, но не обязательно его ставить спереди от модели. Можно разместить сбоку, осветив только половину лица и зрительно его сузив. Можно разместить под углом сзади, акцентировав внимание на профиле модели. Поэтому подходите к постановке света творчески и не бойтесь экспериментировать, если хотите получить действительно интересные снимки.