Анализ бизнес модели интернет-проекта Biglion
Biglion – это достаточно известный и популярный среди потребителей интернет-проект, начавший свою деятельность 16 апреля 2009 года, который стал одним из первых проектов подобного рода на Российском рынке. Собственно рынок сервисов коллективных покупок сравнительно новый и очень многообещающий рынок, появившийся в России в конце 2009 - начале 2010 года.
Что же такое рынок коллективных покупок? Коллективная покупка — принцип организации покупки, при котором несколько лиц объединяются в группу для совершения оптовой закупки товаров. Для покупателей выгода сделки состоит в снижении стоимости товара, для продавца ключевым является продажа большого количества товара единовременно.
Это новый тренд в маркетинге, обеспечивающий значительное расширение клиентской базы за счет предоставления больших скидок (до 90%) определенному минимальному числу клиентов, совершающих покупку единовременно. Функцию связного звена между продавцом и потребителем в системе коллективных покупок берут на себя сайты-купоны, или сайты скидок, которые мотивируют поставщика услуг к предоставлению дисконта и информируют потенциальных клиентов об акции на своих веб-страницах. Все три игрока в подобной модели выигрывают, а именно: клиент получает товар или услугу с существенной скидкой, поставщику обеспечивается реклама, а также приток клиентов, посредник, т.е. сайт купонов, получает свою комиссию. В инструментарий сайтов-купонов обязательно включается система фильтрации предлагаемых акций по городам и категориям, упрощающая пользователю навигацию.
Залог успеха сайта-купона — это формирование широкого круга лояльных клиентов, которые, подписавшись на рассылку сайта, совершают покупки постоянно.
Сервисы коллективных покупок позволяют потребителям, объединившись, гарантированно получать скидки от 50% до 90% на какие-либо услуги или товары. Сегодня в рунете таких ресурсов уже несколько десятков. Самые крупные — darberry.ru (принадлежит «Групон Россия), biglion.ru, bigbuzzy.ru, vigoda.ru, kupikupon.ru. По сути, они мало чем отличаются друг от друга: все «продают» скидки в сфере развлечений (посещение кафе, ресторанов, кино, боулинга), здоровья (салонные и спа-процедуры, эстетическая медицина). В самом конце минувшего года начали работать первые сервисы узкой направленности: детский (kidskupon.ru) и автомобильный (autokupon.ru).
Первый подобный сайт появился в 2008 году в США — groupon.com. За ним последовали livingsocial.com, buywithme.com, tippr.com. Через два года мода на коллективные покупки добралась и до России. Сервис Biglion, как уже сказано выше, был одним из первых в России, кто заработал в этом направлении. Второй год успешной работы лишний раз подчеркивает работоспособность и стремление к цели всей команды сервиса Biglion. Поэтому этот сайт устойчиво держится на ступеньке лидеров.
Главное в коллективных покупках - это акции, которые предлагает тот или иной сервис. В рамках каждой акции сервис договаривается с какой-то компанией о мелкооптовой или даже оптовой закупке ее услуг при условии предоставления значительной скидки. Затем на веб-сайте публикуются условия акции: сроки, стоимость, размер скидки и минимальное количество покупателей, необходимое для того, чтобы она состоялась. Последний пункт обязателен, и это легко объяснить: в каждом случае существует некий минимум, ниже которого провайдеру услуги просто невыгодно проводить акцию на предложенных условиях.
Одна из главных особенностей российского рынка — разветвленная система оплаты. Продавцы купонов принимают не только кредитные карточки, как их западные коллеги. «В Москве половина всех пользователей предпочитает использовать банковские карты, а в регионах оплата производится в основном наличными через терминалы, — поясниет Ирина Савцова из Biglion. — В ближайшее время появится новая опция: оплата купона будет производиться со счета мобильного телефона».
Торговля коллективными скидками через интернет постепенно становится серьезным бизнесом. Ресурс darberry.ru запустили в марте 2010 года, а уже в августе их приобрел groupon.com. За этот период было продано более полумиллиона купонов. Арифметика проста: допустим, купон на право 50-процентной скидки стоимостью в 100 рублей за сутки купили более 5000 человек. Умножаем 100 на 5000, получаем полмиллиона рублей — это доход сайта и партнера акции за один день». Как говорит Елена Масолова: «Тот же "Групон" достиг оборота в $1 млрд меньше чем за два года. Это фантастическая скорость, и никто никогда такого не добивался. В офлайне это невозможно.» Соответственно из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интернет-проекты подобного рода набирают все большую популярность среди потребителей, а рынок становится все более высококонкурентным.
Согласно отделу Исследований рынков департамента консалтинга РБК, динамика объема рынка коллективных покупок России растет в каждом месяце, составив в январе 2011 года 1541,7 млн.руб., а в феврале 2011 года 1668,4 млн.руб. По данным опроса начала 2011 года 12.8% опрошенных пользовались услугами сайтов-купонов, а 43% знают о существовании таких сервисов, но ещё не пользовались их предложениями. Средние затраты на покупку купонов по данным опрошенных, осуществивших покупку купона через интернет, составляют 350 руб., а средняя частота покупок для более половины таких покупателей — 1—3 раза в месяц. При этом из товаров на сайтах скидок чаще всего покупают косметику и парфюмерию, а из услуг — купоны на посещение ресторанов и кафе, а также билеты в кинотеатры и на мюзиклы, на третьем месте по услугам — купоны на стрижку в салоне красоты. По результатам этого же опроса при покупке купона опрошенные, в первую очередь, обращают внимание на размер скидки и только затем на необходимость покупки товара или услуги и на стоимость купона.
Итак, рассмотрим непосредственно проект Биглион.
Особенности работы сервиса Биглион:
– купон действителен сразу после оплаты;
– много туристических предложений от ведущих турфирм;
– необычные розыгрыши, например, автомобиль со скидкой 70%;
– один пользователь может покупать и использовать несколько купонов.
Статистика проекта Биглион:
– на сегодняшний день работает более чем в 50 городах России и Украины;
– первая акция состоялась в начале мая 2010 года под названием «Полет в аэротрубе со скидкой 75%», в которой было продано 3464 купона;
– с начала открытия сервиса было проведено более 230 акций, продано около 1 млн. купонов и сэкономлено примерно 1,5 млрд. рублей;
– клиентская база около 10 млн. человек (по информации от Биглиона на 25 августа 2010 года пользовательская база составляла порядка 380 000 адресов, из них несколько сотен тех, кто участвовал в акциях более 15 раз. К концу 2010 года компании планировала добраться до планки в 1 млн. Исходя из этих данных можно судить о скорости развития сервиса.)
Возможности оплаты купонов:
– электронные платежи Яндекс.Деньги, WebMoney;
– платежные терминалы QIWI, «Новоплат», Pinpay, Comepay;
– система денежных переводов — CONTACT;
– банковские карты Visa, MasterCard;
– оплата со счета мобильного телефона операторов Мегафон и Билайн.
К достоинствам данного интернет-проекта можно отнести:
- оплата по большинству способов - без комиссий;
-разнообразие скидочных предложений;
-скидки появляются каждые 2 дня;
- возможность комментирования скидок и получения ответов от операторов предложения;
- продаются купоны на конкретный объем услуг;
-срок действия купона на скидку от 2 до 4 месяцев;
- бонус за друга после его покупки купона и завершения продаж этих купонов равен: Вам 100 рублей. Бонус зачисляется только один раз с одного друга.
Однако у данного сервиса есть и некоторые недостатки:
- жесткая модерация на форуме (не пропускаются любые сообщения с каплей негатива, в том числе и конструктивных замечаний)
- в случаях проблем у Пользователей купонов с Поставщиками Услуг, администрация чаще встает на сторону Поставщика, а не Пользователя, что безусловно вредит репутации и капиталу бренда Biglion;
- когда раскупается много купонов (от 1000 штук), то заметно сказывается человеческий фактор на качестве оказания услуг по этим купоном от Поставщиков Услуг;
- надо обязательно распечатывать купон на скидку и предъявлять только на бумаге А-4;
- очень часты не всегда удобные условия, такие как обязательное бронирование;
- неудобный и нефункциональный форум для комментариев предложений по скидкам;
- необходимо ждать окончания акции по продаже купонов на скидку, чтобы иметь возможность начать пользоваться этими купонами на скидки.
Рекордные продажи купонов (по деньгам) за все время проекта биглион.ру:
$$$ 20.05.10. продано 3464 купонов по 375 руб. на полет в аэротрубе = 1,30 млн. руб.
$$ 02.06.10. продано 3253 купонов по 375 руб. на игру в пейнтбол = 1,22 млн. руб
$$ 07.07.10. продано 3031 купонов по 384 руб. на поход в аквапарк = 1,16 млн. руб.
$ 08.06.10. продано 2217 купонов по 351 руб. на игру в боулинг = 0,78 млн. руб.
Максимальные продажи купонов (по деньгам) в августе 2010:
$$$ 03.08.10. продано 2969 купонов по 384 руб. на поход в аквапарк = 1,025 млн. руб.
$$ 18.08.10. продано 2968 купонов по 203 руб. на прогулку на теплоходе = 0,603 млн. руб.
$ 28.08.10. продано 209 купонов по 1980 руб. на игру в керлинг = 0,574 млн. руб.