Создание семантической сети предметной области

Курсовая работа

По дисциплине

“Проектирование баз данных и баз знаний”

Курсовая работа по дисциплине “Проектирование Баз знаний” обобщает материал дисциплин “Проектирование баз данных” и “Проектирование баз знаний” прочитанных на 3-м курсе специальности Искусственный Интеллект.

В рамках курсовой работы потребуется:

1. Проанализировать предметную область выделив в ней значащие сущности и концепции в данной области. В рамках анализа потребуется явно разделить, что относится к уровню данных (факты) и к уровню знаний (правила, причины и следствия).

2. Разработать базу данных для описания фактов предметной области.

3. Разработать базу знаний для описания знаний в предметной области.

Содержание

Типовое содержание пояснительной записки следующее:

ВВЕДЕНИЕ

АНАЛИЗ ПРДЕМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Описание предметной области

1.2. Составление словаря понятий предметной области

1.3. Создание семантической сети предметной области

1.4. Определение основных свойств понятий

1.5. Определение основных событий в предметной области

1.6. Описание основных процессов предметной области.

1.7. Фрагмент фреймовой модели предметной области.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ БД

2.1. Примеры использования базы данных предменой области.

2.2. Построение концептуальной модели БД.

2.3. Построение логической модели БД.

2.4. Нормализация таблиц и построение реляционной модели.

2.5. Физическая реализация БД.

2.6. Выбор средств реализации БД.

2.7. Создание, загрузка и проверка БД.

2.8. Проверка БД на прецедентах использования.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ БЗ

3.1. Примеры использования базы знаний предметной области.

3.1. Проектирование эксперной системы предметной области.

3.1.*. Этапы построения экспертной системы предметной области.

3.2. Проектирование онтологии предметной области.

3.2.*. Этапы построения онтологии предметной области.

3.3. Проверка баз знаний на прецендентах использования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Анализ предметной области

В первом разделе происходит анализ предметной области с целью её формализации и построения онтологии. Необходимо провести анализ предметной области выделив в ней существенные части с точки зрения знаний и проектирования.

Описание предметной области

Предметной областью называется часть реального мира, представляющая интерес для данной задачи.

● Какая часть предметной области будет включена в онтологию?

● Для чего мы собираемся использовать онтологию - какие виды знаний присутствуют в предметной области?

● На какие типы вопросов должна давать ответы информация в онтологии?

● Кто будет использовать и поддерживать онтологию?

Необходимо явно указать, что в предметной области является данными, а что знаниями и в дальнейшем придерживаться этого разделения.

Составление словаря понятий предметной области

Словарь понятий - это описание совокупности понятий, перечень которых необходим и достаточен для реализации функций приложения. Для описания словаря данных используется табличный способ описания. Каждая строка описывает одно понятие из предметной области.

Необходимо указать следующее:

● Какие понятия являются ключевыми

● Каковы свойства этих понятий

● Что мы хотим сказать (выразить) этими термами?

● Перефразироватьи уточнить термины, чтобы получить неформальные определения концептов.

Создание семантической сети предметной области

Семантическая сетья - это концептуальная модель взаимосвязи понятий, где вершинами являются понятия, а ребрами - отношения между ними, позволет получить целостную понятийную картину о предметной области.

Типичные виды отношений между понятиями:

● Связи, определяющие тип объектов ("это есть" или "класс-подкласс", "иметь частью" или "часть-целое", "принадлежать" или "элемент-множество" и т.п.);

● Функциональные связи (определяемые обычно глаголами "производит", "влияет" …);

● Количественные ("больше", "меньше", "равно" …);

● Пространственные ("далеко от", "близко от", "за", "под", "над" ...);

● Временные ("раньше", "позже", "в течение" …);

● Атрибутивные связи (иметь свойство, иметь значение...);

● Логические связи ("и", "или", "не") и др.

Наши рекомендации