Разделы Единого портала государственных и муниципальных услуг
2.3.1 Разделы «Электронные услуги» и «Информация об услугах»
Итак, первым шагом для получения доступа к возможностям Единого портала является выбор интересующего региона, после чего будут доступны услуги, предоставляемые как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления выбранного субъекта. Информация по государственным и муниципальным услугам, независимо от формы предоставления услуги, размещена в разделе «Информация об услугах» (Главная страница сайта). В разделе «Электронные услуги» имеет место частичное дублирование этой информации. Здесь представлен перечень услуг, получение которых, возможно в электронном виде. Если в разделе «Информация об услугах» включить режим «Только электронные услуги», пользователь автоматически будет переведён в раздел «Электронные услуги» и наоборот.
В обоих разделах, для облегчения поиска необходимой услуги, вначале надо выбрать категорию получателя услуги:
· физические лица;
· предприниматели;
· иностранные граждане;
· юридические лица.
Затем необходимо выбрать вариант рубрикатора:
· по ведомствам;
· по жизненным ситуациям;
· по категориям пользователей;
· по популярности — частоте заказа услуги.
Также вы можете использовать поисковую форму, размещенную на Главной странице Единого портала.
Информация на Едином портале государственных и муниципальных услуг размещается из Сводного реестра государственных и муниципальных услуг формируемого федеральными и региональными органами власти Российской Федерации, органами местного самоуправления которые несут ответственность за полноту и достоверность сведений об услугах.
В информационной карточке каждой услуги содержится следующая информация:
· наименование услуги;
· наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставляющего услугу;
· категории заявителей, которым предоставляется услуга;
· необходимые документы, подлежащие представлению заявителем для получения услуги, способы получения документов заявителями и порядок их представления с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы;
· сведения о возмездности (безвозмездности) оказания услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга оказывается на возмездной основе;
· результат предоставления услуги;
· сроки предоставления услуги;
· основания для приостановления предоставления услуги или отказа в ее предоставлении;
· информация о месте предоставления услуги;
· сведения о допустимости досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, предоставляющих услугу, и результатов предоставления этой услуги;
· контакты для получения дополнительной информации (телефоны органа государственной власти или органа местного самоуправления, ответственного за предоставление услуги, телефоны мест предоставления услуги);
· формы заявлений и иных документов, заполнение которых заявителем необходимо для получения государственной или муниципальной услуги (в электронной форме).
На Едином портале размещено описание практически всех услуг, которые оказываются как федеральными, так и региональными органами власти РФ и органами местного самоуправления. В настоящее время продолжается наполнение Единого портала электронными формами заявлений о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Доступ ко всем сведениям Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» бесплатный.
2.3.2 Раздел «Органы власти»
В разделе представлена структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а при выборе в качестве местоположения субъекта РФ или муниципального образования, перечень региональных и муниципальных органов власти. Информация структурирована по трём соответствующим разделам. В разделе «Федеральные органы власти» показана иерархическая блок-схема, наглядно демонстрирующая структуру федеральных органов исполнительной власти. Схема разделена на две ветки:
Ø Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
Ø Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
В разделах «Региональные органы власти» и «Муниципальные органы власти» представлен список департаментов, служб и бюджетных учреждений соответствующего уровня с учётом территориальной привязки.
Информация о структуре органов власти помогает пользователю ресурса быстрее ориентироваться в многочисленных министерствах и службах исполнительной власти РФ при обращении в оные для получения государственных услуг.
2.3.3 Раздел «Справочная информация»
Данный раздел будет полезен как новичкам, так и уже опытным пользователям портала государственных услуг. Он содержит информацию, как общего, описательного характера, так и более специализированную: законодательные документы и информацию по электронной подписи. Кроме того, предоставляет ряд полезных сервисов, которые мы сейчас рассмотрим подробнее. Раздел включает в себя несколько подразделов:
1. Справочные материалы. Содержит общую информацию о портале государственных услуг. Рекомендации по обеспечению информационной безопасности данных. Информацию о порядке использования электронной подписи. Ответы на часто задаваемые вопросы.
2. Обучающие видеоролики. Пользователям ресурса предоставляется возможность просмотра трёх видеороликов: «Информация о портале», «Как зарегистрироваться и зайти на портал?», «Как получить услугу?». В доступной форме рассказывается о ключевых моментах использования портала для получения государственных услуг в электронной форме.
3. Межведомственное взаимодействие. Здесь представлен перечень услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие.
4. Нормативно-правовые и методические материалы. Размещены ссылки на Федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, касающиеся регламентирования и правового регулирования процесса предоставления государственных услуг в электронном виде.
5. Должностные лица. Размещён список должностных лиц, курирующих проект «Электронное правительство».
6. Подписка на рассылки. Указав адрес электронной почты, пользователь может получать актуальные новости, касающиеся развития Электронного правительства, а также свежую информацию об изменении перечня предоставляемых государственных услуг в электронном виде.
7. Госуслуги на карте. Данный сервис даёт пользователю возможность получить информацию о местонахождении инфоматов и центров продаж и обслуживания ОАО «Ростелеком» на карте выбранного населённого пункта.
8. Электронная подпись. Пользователь может ознакомиться со справочной информацией о получении и проверке электронной подписи. Организован сервис подтверждения подлинности электронной подписи сертификата и электронного документа.
9. Обратная связь. Указаны номера телефонов, по которым необходимо обратиться к специалистам в случае возникновения проблем при работе с порталом. Кроме этого, можно обратиться в службу поддержки в письменной форме, отправив электронное сообщение.
10. Опрос. С целью повышения качества услуг, предоставляемых на Портале, пользователям предлагается принять участие в исследовании и заполнить анкету из шести вопросов.
2.4 Электронная подпись и варианты её применения на портале государственных услуг
Электронная подпись (ЭП) – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Таким образом, электронная подпись предназначена для защиты от подделки электронных документов, для идентификации лица, подписавшего документ, либо защиты документа от изменения и просмотра третьими лицами.
Электронная подпись включает в себя две части: открытый ключ и закрытый. Открытый ключ общедоступен, а закрытый хранится в безопасном месте, например на носителе USB Flash. Открытый и закрытый ключи связаны друг с другом, и невозможно применить открытый ключ одного клиента и закрытый другого. Информация, зашифрованная открытым ключом, может быть расшифрована закрытым ключом этого же пользователя, или наоборот.
В рамках проекта «Единый портал государственных и муниципальных услуг РФ» ЭП является альтернативным средством аутентификации на портале. Пользователь портала государственных услуг может зарегистрировать Личный кабинет и в дальнейшем проходить авторизацию с использованием носителя электронной подписи. Кроме этого, с помощью ЭП пользователь имеет возможность подписать заявление, отправляемое в орган исполнительной власти через портал государственных услуг.
Получить ЭП можно в центрах продаж и обслуживания клиентов (ЦПОК) ОАО «Ростелеком». Для этого необходимо предъявить: паспорт гражданина РФ, СНИЛС и свидетельство ИНН. Комплект ЭП содержит:
1. «Акт сдачи-приёмки услуг» о выпуске ключа ЭП (на бумажном носителе). Подтверждает факт оказания услуги.
2. Бланк сертификата открытого ключа (на бумажном носителе). Подтверждает подлинность ЭП.
3. Закрытый и открытый ключи на защищенном носителе — портативном устройстве, выполненном в форме USB-брелка, обеспечивающем хранение конфиденциальной ключевой информации и аутентификацию пользователя.
С целью сокращения времени выдачи носителя с ЭП в ЦПОК, рекомендуется самостоятельно пройти процедуру регистрации на портале государственных услуг.
Использование ЭП, полученной в ЦПОК ОАО «Ростелеком», на данный момент, возможно только в рамках проекта «Единый портал государственных и муниципальных услуг РФ».