Методические рекомендации по изучению дисциплины
Введение в дисциплину
Общие положения. Объект, предмет, цель, задачи[25], актуальность, структура учебной дисциплины и отчётность. Основные нормативные правовые акты, руководящие документы и учебно-методическая литература[26].
Объект учебной дисциплины «Информационное право» – информационные правоотношения[27] в информационной сфере (инфосфере) общественно-производственной деятельности. Предмет – способы и нормы правового регулирования информационных правоотношений в инфосфере, т. е. целевых информационных правоотношений, среди которых (в зависимости от роли и «величины» информационной составляющей) можно выделить следующие:
- основные (предметные, отраслевые)– «чисто» информационные правоотношения (четыре группы), регулируемые исключительно нормами информационного права:
· правоотношения в сфере информационной безопасности (включая институт информационных прав и свобод, институт тайны, институты охраны права на частную и публичную информационную деятельность, институт персональных данных и др.);
· средств массовой информации (включая институт свободы массовой информации, институт прав телерадиовещателей, международно-правовой институт средств массовой информации и др.);
· средств автоматизации и электронно-вычислительной техники (включая институты электронного документооборота, электронной подписи, программно-математического обеспечения и др.);
· средств телематики (включая институты телекоммуникаций и связи, институт доменных имён, международно-правовой институт глобального информационного обмена и др.);
- дополнительные (смешанные, двухотраслевые) – «смешанные» информационные (информационно-имущественные, информационно-неимущественные, информационно-хозяйственные, информационно-производственные и др.) правоотношения: в области интеллектуальной собственности и собственности на информационные ресурсы (системы, средства, технологии), компьютерной преступности, правовой информатизации и др.;
- факультативные (смежные, практически других отраслей) – «частично» информационные правоотношения в области употребления (использования) информационных ресурсов (в частности, в области культуры, библиотечного дела, архивов и др.).
Актуальность изучения учебной дисциплины обусловлена происходящей исторической сменой общественной формации и неуклонным переходом человечества к новому (постиндустриальному) информационно-кибернетическому или информационному обществу, в основе которого лежат информация и знания, идущему на смену современному индустриальному обществу, в основе которого – труд и капитал.
Структура и отчётность – дисциплина включает последовательное изучение общих положений (введение в дисциплину) и двух разделов, обязательное выполнение пяти персональных ДКЗ при подготовке к семинарам (включая самостоятельное конспектирование нормативных правовых актов и подготовку докладов и сообщений, рекомендованных к семинарским занятиям), обязательное выполнение двух персональных ЗКЗ по изучаемым разделам (зачётным дидактическим единицам) и заканчивается зачётом.
Для понимания роли и места информационного права как новой интегрированной отрасли в системе российского права необходимо понимание роли, которую в современном обществе играет информация, и сущности возникающих информационно-правовых проблем, для решения которых требуется установление специальных нормативных предписаний.
В настоящее время важное прагматическое значение приобретают следующие три аспекта информации. С одной стороны, она рассматривается как базовый компонент стратегического ресурса от эффективного использования которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного гражданского общества, обеспечение безопасности государства и граждан. Использование информационных ресурсов (систем, средств и технологий) грамотная организация информационных процессов может существенно увеличить рентабельность многих процессов в индустриальном производстве, способствовать в решении социальных проблем. С другой стороны, информация становится товаром, что стимулирует во всем мире рост нового сегмента национальной экономики – сектора информационных услуг. Наконец, информация становится мощным и эффективным оружием, что требует решения многих научных и прикладных проблем в области обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства.
Таким образом, возрастающая роль информации, бурное развитие информационно-компьютерных систем, средств и технологий стимулирует развитие общества, строящегося на использовании информации и знаний – информационного общества как разновидности постиндустриального. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», создатели[28] концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвёртого», информационного сектора экономики, дополняющего три традиционных сектора – промышленности, сельского хозяйства и экономики услуг.
Защита (охрана) информации возникла как проблема и выделилась в самостоятельный вид деятельности под влиянием процессов и явлений, сопутствующих развитию общества. С одной стороны, защита информации подразумевает создание и сохранение информационных ресурсов, их рационального использования как непременного условия развития всей цивилизации. С другой стороны, защита информации рассматривается как предупреждение возникновения глобального информационного кризиса – противоречия между «информационным взрывом» и «информационным голодом». Причины возникновения информационного кризиса обусловлены стремительным ростом количества и объёмов мировых запасов информации и отсутствием социально-технической возможности эффективной и своевременной её переработки, а также отсутствием доступа к мировым информационным ресурсам у части населения планеты в силу неразвитости информационной инфраструктуры отдельных государств.
Право как универсальный регулятор является основным инструментом решения информационно-правовых проблем. В 2000 г. лидерами стран G8 – большой «восьмёрки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония) принята «Окинавская Хартия глобального информационного общества» (г. Окинава, Япония, 22 июля 2000 г.), признающая наступление информационного общества и содержащая цели, задачи и способы совместного согласованного внедрения и использования информационно-компьютерных технологий во всех сферах общественно-производственной деятельности государств-участников.
В Российской Федерации идет активная новаторская работа по разработке теоретических основ и модернизации государственной политики в области развития инфосферы. В рамках государственной информационной политики закладываются основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и вхождение России в мировое информационное пространство; обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства; формирование демократически ориентированного массового сознания; становление отрасли информационных услуг; формирование и развитие информационного права.
Основные доктринальные и концептуальные положения государственной информационной политики нашли свое нормативное закрепление в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 537.
Правовой основой регулирования отношений в информационной сфере является разработка и принятие законов. Сегодня информационное законодательство насчитывает более полутораста законов, касающихся информационных правоотношений.
Конкретизация участия органов государственной власти в формировании и реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией проведена в Федеральной целевой программе «Электронная Россия на 2002 – 2010 годы», утв. Постановлением Правительства РФ 28 января 2002 г. № 65.
Информационное право – интегрированная отрасль российского права.Политико-правовая основа стратегии и принципы развития информационного общества в России.
Понятие, объект, предмет, система, принципы, источники, способы, методы и средства информационного права. Место информационного права в системе российского права. При изучении понятия информационного права необходимо различать информационное право как науку, самостоятельную отрасль в системе российского права и учебную дисциплину.
Как отрасль российского права информационное право представляет собой систему норм, регулирующих информационные отношения в инфосфере, объектом которых является информационная деятельность (её компоненты: информационные блага, действия, услуги, интересы, имущество, режимы, результаты и др.[29]).
Под информационной деятельностью понимаетсядеятельность в инфосфере какформа целесообразного преобразования (изменения) информационного содержания окружающего материального и духовного мира в интересах людей, общества или государства, включающая:
цель (материальные или духовные блага, в том числе информационные продукты и услуги, продукты интеллектуального творчества и др.);
информационные структуры (информационные массивы и операции преобразования содержательной информации[30]);
информационные ресурсы (системы, средства, технологии);
информационные процессы (производство, интерпретация, коммуникация[31]), отражающие поведение, действия и интересы информационных деятелей[32];
информационно-правовые режимы[33] (комплексы средств правового регулирования информационных отношений в инфосфере, возникающих при установлении и применении разнокачественных форм существования и представления информации);
организационные и юридические структуры (определяют фактическоесодержание информационного правоотношения), имеющие частные или государственные интересы;
результаты (интеллектуальная собственность; информационные отношения, определяющие, в частности, фактическое создание, преобразование, передачу, получение, логическую обработку, интерпретацию, предоставление, использование, неразглашение информации и др.).
Данные информационные отношения в инфосфере отличаются от остальных тем, что информация в них является основной целью, тем нематериальным благом, по поводу которого они возникают независимо от области применения информации. Например, отношения по получению потребителем информации при покупке товара служат цели приобретения товара, а не приобретения информации как таковой, т.е. являются обеспечивающими. Напротив, общественные отношения по защите государственной тайны имеют своей основной целью сохранение в тайне информации, независимо от области применения этой информации – в гражданском обороте, политике, судопроизводстве и др., т.е. являются целевыми.
Следует обратить внимание на то, что информационное право является интегрированной (включающей самостоятельную и комплексную части)отраслью права, т.е. включающей как отраслевые (предметные) нормы, так и нормы базовых отраслей, таких как уголовное, гражданское, административное право и др. Один из ведущих отечественных правоведов С. С. Алексеев, говоря о комплексных образованиях в праве, подчеркивал, что «юридические особенности данной общности выражены… в особых принципах, общих положениях, отдельных специальных приёмах регулирования, свидетельствующих о существовании специального, хотя и не видового юридического режима»[34]. В информационном праве таким обобщающим фактором является правовой режим информации.
Информационное право как отрасль науки является системой научных знаний о правовом регулировании информационных отношений в инфосфере. Информационное право как учебная дисциплина представляет собой целевую систему знаний, которая предполагает наряду с изучением информационных правоотношений изучение основных понятий, категорий и принципов информологии и информатики, раскрывающих специфику такого объекта информационных правоотношений как информационная деятельность.
Таким образом, объектом информационного права как науки являются информационные отношения в инфосфере, представляющие собой особый род общественных отношений, и соответствующие правоотношения. Объектом информационного права как отрасли и учебной дисциплины – информационные правоотношения в инфосфере.
Предмет информационного права (для всех его аспектов) – способы и нормы правового регулирования трёх относительно самостоятельных групп целевых информационных правоотношений: предметных (основных), смешанных (дополнительных) и смежных (факультативных). При этом самостоятельную часть интегрированной отрасли информационного права составляют способы и нормы правового регулированияосновных (предметных, отраслевых)– «чисто» информационных отношений в инфосфере, а комплексную – смешанных и смежных.
Объективно сложившаяся на современном этапе наукоёмкая система[35]информационного права как целостное развивающееся сложное образование, включающее в качестве основных многоаспектно взаимосвязанных[36] компонентов (подотраслей), таких как: «Право информационной безопасности»[37], «Медиаправо» («Право массовой информации»)[38], «Компьютерное право»[39] и «Телематическое право» («Интернет-право», «Право телематических сетей»)[40], ориентирована на правовое регулирование информационных отношений в инфосфере. При этом информационное право в системе права:
· базируется на ряде конституционных положений (в частности, закрепляющих информационные права и свободы личности, регламентирующих производство таких информационных объектов, как федеральные конституционные и федеральные законы и др.);
· использует методы административного права (например, при регулировании отношений, возникающих при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей в области СМИ, по формированию информационных ресурсов и выдаче информации из них широкому кругу пользователей и др.);
· «предоставляет» свои методы и средства отраслям: гражданского права (например, при регулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений в инфосфере ГТС по поводу информационных объектов), уголовного права (при регулировании отношений в области информационно-компьютерной преступности), финансового права (при регулировании финансовых, кредитных, эмиссионных, аудиторских отношений в части контроля и управления), трудового права (при регулировании отношений в области персональных данных работников), земельного права (при регулировании отношений в области публичного информирования) и др.
Кроме того, отрасль содержит общеотраслевые институты (документированной информации, доказательственной информации, юридической ответственности за информационные правонарушения и преступления в инфосфере и др.).
Необходимым условием обеспечения эффективности правового регулирования на основе продуктивных классификаций и рациональных моделей является учёт специфики видов информационных отношений, что, в частности, предполагает наличие у специалистов по информационному праву (законодателей и правоприменителей) определённых концептуальных знаний из смежных научных отраслей, таких как: информология и криптология (подотрасль «Право информационной безопасности»), журналистика («Медиаправо»), информатика («Компьютерное право»), телематика («Телематическое право»).
Формирование и развитие отрасли базируются на следующих фундаментальных («системообразующих») принципах-постулатах, учитывающих её специфику:
1. Свободного обращения информации.
Его основу составляет положения Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4 ст. 29), право на «свободу мысли и слова» (ч. 1 ст. 29), право на свободу всех видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44). Ограничения могут вводиться только федеральным законом.
2. Гласности (открытости или публичности информации).
Его основу составляют положения ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, а также «право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии» (ст. 42), «право на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44), «право на образование» (ст. 43), а также специальные федеральные законы[41]. Ограничения доступа к привилегированной информации могут вводиться только федеральным законом.
3. Конфиденциальности информации о частной жизни.
Его основу составляют положения Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну» (ч. 1 ст. 23), «право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ч. 2 ст. 23). Ограничения могут вводиться только по решению суда; «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни» – с согласия гражданина (ч. 1 ст. 24).
4. Свободы массовой информации.
Его основу составляет положение Конституции РФ: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ч. 5 ст. 29). Гарантированная реализация возможна при наличии практически независимых СМИ (например, глобальных телематических сетей типа Рунет).
5. Баланса информационных интересов личности, общества и государства при приоритетности интересов личности.
Обусловлен наличием множества антитетических требований персональной, общественной и государственной безопасности, общественного порядка и нравственности, международных обязательств и др. Базируется на перечисленных положениях и следующем положении Конституции РФ: «Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2).
Определённое внимание следует уделять также следующим важным принципам информационного права, к которым относятся:
1) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
2) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
3) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
4) достоверность информации и своевременность её предоставления;
5) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определённых информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Источники информационного права. Основными источниками развивающейся интегрированной отрасли информационного права являются следующие[42]:
- материальные (социально-экономические, природно-климатические, научно-технические и другие объективные условия) – обусловлены возникновением в структуре экономики современного индустриального общества (основа которого – капитал и труд) и развитием в идущем ему на смену информационно-кибернетическом обществе (основа которого – информация и знания) нового – информационного сектора;
- идеальные (правосознание, правовой менталитет и другие внутренние субъективные выражения сознания смысла жизни) – обусловлены возникновением и стремительным развитием индивидуального, группового и общественного информационно-правового менталитета, связанного с появлением множества разнообразных технологических, лингвистических и социально-нравственных возможностей поддержания трансграничных телекоммуникаций для содержательного общения и самовыражения;
- формальные (формы внешнего выражения информационно-правовых норм) – информационное законодательство[43], а также научно-теоретические, доктринальные, религиозные, правоприменительные и иные вербальные (выступления, дискуссии, беседы) и письменные (публикации, акты, тексты) формы.
По существу формальные источники информационного права – это акты или решения компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы информационного права. В российской системе права формальными источниками права являются нормативные акты и нормативные договоры (международные и внутригосударственные), обычаи делового оборота. По юридической силе акты, регулирующие информационные отношения, классифицируются на законы и подзаконные акты.
Целесообразно остановиться на анализе таких признаков источников права, как пределы их действия: по территории, по времени, по кругу субъектов.
Конституция РФ является основополагающим формальным источником всех отраслей права. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации содержатся, в частности, в статьях 23, 29, 42, 44 и др.
Основу информационного законодательства составляет Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который определяет основные принципы правового регулирования информационных отношений.
Особое внимание следует уделить федеральным законам «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «О средствах массовой информации», «Об электронной подписи», «О государственной автоматизированной системе «Выборы», «О рекламе».
Наряду со специальными формальными источниками информационного права, информационные отношения регулируются нормами других отраслей – гражданского, административного, уголовного, трудового и др.
Следует проанализировать и значение судебной практики при разрешении информационно-правовых споров.
В качестве правовых способов и средств в отрасли информационного права применяются все известные способы (диспозитивный – при регулировании информационной собственности: вещной и интеллектуальной и др.; императивный – при регулировании отношений в области информационной безопасности, СМИ и др.) и средства (запрет, дозволение, рекомендация, обязывание (повеление), управомочивание, стимулирование (поощрение, привилегия); санкция, включая наказание) правового регулирования.
Методы научных исследований в предметной области информационного права включают как общие (традиционные) методы научно-правовых исследований, так и специальные, обусловленные спецификой предметной области. В состав общих методов научно-правовых исследований входят, в частности, следующие:
базовые методы системного подхода(системный анализ, структурный анализ, функциональный анализ);
формально-догматический метод (основные процедуры: описание, толкование, классификация, систематизация);
сравнительно-правовой метод (логическое сравнение элементов различных правовых систем);
сравнительно-исторический метод (учёт исторических особенностей);
социологический метод (наблюдение, анкетирование, верификация, статистическая обработка);
метод моделирования (вербального, логико-лингвистического, математического, имитационного или компьютерного);
метод социально-правового эксперимента (натурного, имитационного) и др.
К специальным методам научно-правовых исследований в предметной области информационного права можно отнести следующие естественнонаучные методы:
информационно-аксиологический[44] метод[45] – количественное оценивание качества правовой и иной содержательной информации, т.е. свойств информации, имеющих принципиальное значение для правового регулирования информационных отношений, а также информационной эффективности и информационной безопасности жизнедеятельности (функционирования) личности, общества и государства;
информационно-технологический метод[46] – количественное оценивание качества и эффективности применения информационно-компьютерных технологий и электронно-вычислительной (компьютерной) техники в сфере юридически значимой электронной деятельности (автоматизированного судопроизводства, электронного голосования, электронной коммерции и др.).
Следует иметь в виду, что информационное право как отрасль без достаточных научных обоснований не способна развиваться эффективно. В рамках данной темы студентам следует знать историю развития науки информационного права, фундаментальные теоретические положения, научный вклад известных учёных. Задачей науки информационного права является разработка научно-теоретической основы развития отрасли, в которую входят такие вопросы, как определение места и роли отрасли, её соотношение с другими отраслями, установление системы (структуры и содержания) отрасли, перспективные направления её развития и др. При этом следует учитывать то, что ряд теоретических вопросов информационного права в научных исследованиях различных учёных решается неоднозначно. Эти различия студентам надлежит самостоятельно анализировать и использовать в качестве объектов своей творческой работы.
Информационные правоотношения в инфосфере.При изучении данного вопроса необходимо раскрыть само понятие «информационное правоотношение» и рассмотреть классификацию информационных правоотношений. Главным существенным критерием, позволяющим выделять такую группу правоотношений, является их объект. Исходя из этого, информационное правоотношение в инфосфере – это урегулированное нормами права общественное отношение, возникающее по поводу информации с учётом её состояния, свойств и качественной формы проявления и состоящее во взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей его участников.
В информационном праве как интегрированной отрасли права различаются регулятивные и охранительныеинформационные правоотношения. Правоотношения первого вида связаны с дозволенной деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации. Правоотношения второго вида возникают в связи с совершёнными правонарушениями, а также при опасности разглашения конфидентом или обладателем привилегированных сведений.
Информационные правоотношения в инфосфере можно дифференцировать на материальные и процессуальные правоотношения. Материальные информационные правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Например, отношения, возникшие в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Процессуальные информационные правоотношения в инфосфере складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения или прекращения. Например, отношения, возникающие при оформлении граждан на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (раздел 2 «Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»).
В зависимости от структуры связи между субъектами информационных правоотношений они делятся на абсолютные и относительные. В абсолютных информационных правоотношениях управомоченному субъекту противостоит неопределённое количество пассивно обязанных лиц, которые не вправе чинить никаких препятствий в реализации юридических возможностей управомоченного. Например, отношение, складывающееся после публикации сведений о выдаче патента (ст. 1394 ГК РФ). В относительных информационных правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поименованные лица. Например, отношения между работником и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных работника (гл. 14 ТК РФ).
В зависимости от содержания выделяют:
- отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации;
- отношения, складывающиеся по поводу обеспечения информационной безопасности;
- охранительные информационные правоотношения, обеспечивающие охрану информационных прав и свобод.
Структуру информационного правоотношения образуют его элементы – субъекты, объекты и содержание (юридическое и фактическое) правоотношения. Юридическое содержание включает субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.
Под субъектами информационного правоотношения понимаются физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями предусмотренных информационным законодательством прав и обязанностей. Из этого следует, что субъектами информационных правоотношений могут быть не всякие лица, а только те, которые наделены действующим законодательством определёнными правами и обязанностями.
Под объектами информационных правоотношений, исходя из плюралистической концепции объекта, мы понимаем информационную деятельность (её компоненты) участников этих правоотношений.
Под правами субъектов информационных правоотношений понимается мера возможного или дозволенного поведения данного лица. Субъективные информационные права имеют общую внутреннюю структуру, которая проявляется в наличии следующих трёх основных элементов:
правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий;
правомочие на чужие действия, заключающееся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей;
правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей.
Под обязанностью участника информационного правоотношения понимается установленная законом мера должного или требуемого поведения, которой, как правило, корреспондирует субъективное право другого лица. Юридическая обязанность обладает внутренней структурой, которая характеризуется наличием следующих элементов:
необходимостью совершить определённые действия или воздержаться от них;
необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта;
необходимостью нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.
Правовые режимы информации. Понятиеинформация[47] многозначно: от наиболее общего философского (информация – отражённое разнообразие объективного мира) до наиболее частного, прикладного (информация – сведения, осведомляющие о состоянии чего-нибудь), а закономерности получения и преобразования информации ещё мало изучены (отсутствует универсальный формально-логический аппарат для их описания). Поэтому под информацией в «широком» смысле понимается особое свойство объектов (процессов) окружающего материального мира порождать разнообразие состояний, которые посредством отражения передаются от одного объекта к другому (пассивная форма), и средство ограничения разнообразия, т.е. организации, управления, регулирования, дезорганизации и др. (активная форма).
Использование данного методологического определения информации как одного из основных свойств (атрибутов) объективного мира, связанного с наличием в нем особого рода процессов, называемых информационными, позволяет на практике, во-первых, осознать наличие и, отсюда, необходимость учёта в эргасистеме объективных информационных характеристик (ограничений) обслуживающих и обслуживаемых объектов (процессов) любой физической природы – как разнообразия состояний последних и разнообразия их влияния на информационные характеристики субъективных сведений (знаний), циркулирующих между субъектами, способными их осмыслить. Такой учёт, в частности, обеспечит формализацию объективной и субъективной части информационного ресурса эргасистемы с целью его рационального употребления (расходования) для более полного использования целевых возможностей объектов регулирования (управления). Во-вторых, согласно данному определению можно и следует применять информацию как средство ограничить разнообразие состояний объектов (процессов), осуществляя тем самым, активное воздействие на их информационные характеристики в соответствии с поставленными целями.
Согласно атрибутивно-функциональному подходу (частично объединяющему идеи философско-методологического и кибернетического подходов) в эргасистеме можно рассматривать два рода информации (объективную и субъективную), которые представляют собой:
внутреннюю структурную (преобразующую) информацию, заключенную в структурах эргасистемы, структурах её элементов управления (регулирования), структурах алгоритмов и программ переработки информации и являющуюся физической величиной;
внешнюю содержательную (специальную, главным образом осведомляющую, измерительную и управляющую, а также научно-техническую, технологическую, планово-экономическую и др.), извлекаемую из информационных массивов (сообщений, команд и др.) относительно индивидуальной модели предметной области (тезауруса) субъекта-получателя (человека, подсистемы, эргасистемы).
Первая связана с качеством информационных процессов в системе, с внутренними технологическими эффектами (получаемыми в информационном процессе в результате применения определённой совокупности подсистем, элементов, алгоритмов и программ по сравнению с другой), с затратами на переработку информации. Вторая связана, главным образом, с внешним целевым (материальным) эффектом, получаемым в управляемом (регулируемом) объекте (процессе).
Структурная информация – это отражённая в знаковой форме организованность (сложность, разнообразие) материальных объектов, являющаяся универсальной физической величиной, используемой для модельного описания процессов функционирования объектов; имеет объективный характер.
Структурная информация, содержащаяся в системе, представляет собой её структурно-информационный ресурс и, в конечном счёте, – модель этой системы как информационной. Учёт используемого (употребляемого) количества структурной информации в системе (объекте) может способствовать получению от неё различных технологических эффектов: так, количество структурной информации фактически характеризует затраты (информационные, вещественные и энергетические) в эргасистеме на переработку содержательной информации.
Содержательная информация – это совокупность сведений (знаний) о конкретном материальном объекте-системе или процессе (семантический аспект), содержащаяся в информационных массивах (массивах данных, массивах программ, сообщениях, фактах), воспринимаемая получателем (человеком-оператором, системой и др.) и используемая им для выработки (с учётом его индивидуального или общесистемного тезауруса – накопленных знаний, целей и задач) и принятия управляющего решения (прагматический аспект); имеет субъективный характер.
Наличие (получение) содержательной информации в эргасистеме (элементе принятия решений) – её содержательно-информационного ресурса позволяет получателю уменьшить имеющуюся неопределённость (разнообразие) истинной ситуации и на основе этого сделать выбор одного или нескольких вариантов из множества возможных равноправных альтернатив.
В правовой сфере под информацией понимается в настоящее время, главным образом, содержательная информация.
Правовая дефиниция соответствующего понятия дана в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: информация – это сведения[48] (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Следует различать общие (атрибутивные и ассоциативные) и специальные (правовые) свойства информации, выделяющие информацию среди других объектов правоотношений и определяющие особенность правового регулирования информационных отношений. К атрибутивным свойствам информации, общим для всех её видов, в частности, относятся: связанность, осмысленность, иерархичность, идеальность, неисчерпаемость, ценность, субъективность, непотребляемость (при использовании), избирательность, релевантность, полнота, гомоморфизм (последние четыре свойства определяют прагматическую (юридически значимую) существенность и кумулятивность информации, а также – возможность одновременного нахождения у неограниченного круга лиц, отсутствие неразрывной связи с её материальным носителем и др.
Информация никогда не бывает изолированной от материальных объектов (процессов), а всегда характеризуется связанностью с самоорганизующейся системой. Данное свойство позволяет использовать её для восстановления (реконструкции) описания соответствующих явлений, событий, процессов. Свойство осмысленности состоит в том, что смысл, или концепт, является инвариантом переработки (преобразования) информации и сохраняется независимо от формы её представления.
Иерархичность состоит в том, что информация «верхних» уровней определяется наличием общего, общесистемного, индивидуального и др. тезаурусов, необходимых для её рецепции (восприятия) и регенерации. Поэтому для восприятия (получения) новых сведений необходимо наличие и пополнение тезаурусов (хранилищ данных и знаний, библиотек, архивов и др.).
Идеальность информации не позволяет распространить на неё существующий в праве институт собственности, возможно лишь частично распространить институт интеллектуальной собственности[49]. Это, в частности, приводит к проблеме формулирования специального правового режима информации, основы которого содержатся в ст. 5 Закона об информации.
Свойство неисчерпаемости состоит в том, что информация не подвержена (в отличие от большинства вещей) физическому старению и с учётом свойства осмысленности обладает возможностью неограниченного разнообразного тиражирования (в результате осуществляется постепенное наращивание знаний и передача их от поколения к поколению, что обусловливает прогресс человечества). Однако оно дает и побочный эффект: возможность произвольного распространения сведений, нахождения их в полном объёме в нескольких местах и одновременного использования любым количеством субъектов (в том числе и конфликтующими сторонами). Свойства неисчерпаемости и ценности информации предопределяют конструирование в праве механизмов ограничения доступа и распространения информации, именуемых институтами тайн. С ними также связана проблема установления авторства.
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку её предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка её предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Информация имеет потребителей и поэтому обладает определёнными ценностью и качеством в смысле тезауруса или цели.
Качество информации – совокупность таких её свойств, которые характеризуют степень её соответствия потребностям (целям, ценностям) пользователей (субъекта, персонала, эргасистемы и др.)
Можно выделить внутреннее (атрибутивное) качество информации (присущее именно ей и сохраняющееся при её переносе в другую систему) и внешнее (ассоциативное,присущее информации, находящейся или используемой только в конкретной системе). Эти качества определяются, главным образом, следующими иерархиями свойств, соответственно:
<содержательность> := <существенность (релевантность, полнота)>, <кумулятивность (гомоморфизм, избирательность)> и др.;
<защищённость> := <достоверность (помехоустойчивость, помехозащищённость)>, <сохранность (целостность, готовность)>, <конфиденциальность (доступность, скрытность, имитостойкость)> и др.
Решение проблемы соответствия информации потребностям пользователей или, иначе, проблемы определения ценности информации представляется возможным, в частности, на основе комплексного учёта:
- качества информации, включая как внутренние свойства информации (содержательность), так и внешние (защищённость);
- информационного ресурса систем и способа (информационной технологии) его использования для переработки информации.
В этом случае под ценностью информации можно понимать её значимость, определяемую способом динамического отображения множества её качественных свойств и количественных характеристик на множество возможных управляющих решений (воздействий, правовых предписаний), ведущих к достижению целей управления (регулирования) объектом.
Свойства субъективности и избирательности информации, связанные с различными способностью и подготовленностью субъектов воспринимать одну и ту же информацию в зависимости от различных обстоятельств (социокультурного уровня, физического и психического состояния субъекта и др.), определяют необходимость формулирования в законодательстве института документированной информации – зафиксированной путём документирования на материальном носителе с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или (в установленных законодательством России случаях) её материальный носитель. В ст. 11 Закона об информации содержатся основные положения, касающиеся документирования.
Особый правовой режим разработан в информационном праве для электронных документов. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» (действует до 1 июля 2012 г.) определяет правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. При этом организационно-правовые механизмы (удостоверения, квитирования, архивирования), использующие соответствующие ЭЦП, должны обеспечить специальные (правовые) свойства информации – легитимность (юридическую значимость) циркулирующих в сети электронных документов, включающую их аутентичность (содержательная составляющая), легальность (формальная составляющая) и верифицируемость (процедурная составляющая).
Право на информациюнаходится в ряду важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации. Право на информацию имеет многоаспектный характер, что предполагает его дифференциацию на ряд основных юридических возможностей, которые вытекают из содержания конституционных положений и основных принципов международных соглашений.
Во-первых, возможность доступа к информации, которая реализуется через право каждого свободно искать её и получать (ст. 7, 8, 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»). Во-вторых, возможность обмена информацией, которая реализуется через право её передавать и распространять (ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 25 Закона РФ «О средствах массовой информации»). В-третьих, возможность производства информации, которая реализуется через ряд нормативных предписаний о свободе творчества, разработке и производстве информационных систем, о культуре, о науке и др.
Право на информацию отнесено к разряду основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву присущи особые свойства – принадлежность каждому от рождения (естественный характер) и неотчуждаемость (невозможность и недопустимость лишения этого права без опоры на закон).
Таким образом, по итогам изучения данного учебного вопроса следует знать общий правовой режим информации, а также иметь представление об основных специальных режимах информации – режиме информации с ограниченным доступом, электронной и массовой информации и др.
Юридическая ответственность за информационные правонарушения.Юридическая ответственность является одним из юридических средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения субъектов, нарушающие права и законные интересы других лиц. Исходя их общих положений теории государства и права, юридическая ответственность как вид социальной ответственности наступает за совершенное правонарушение и выражается в виде применения государственного принуждения.
Юридическая ответственность как самостоятельный институт информационного права является комплексным правовым институтом, поскольку совершенное правонарушение затрагивает урегулированные законодательством информационные общественные отношения, а меры государственного принуждения (санкции) содержатся в уголовном, гражданском, административном, трудовом и информационном законодательстве.
Независимо от форм юридической ответственности решающим обстоятельством их применения выступает совершение информационного правонарушения. Под информационным правонарушением понимается общественно опасное противоправное виновное деяние (действие или бездействие), направленное против информационных прав, свобод и законных интересов субъектов информационных отношений.
Формы юридической ответственности определяются характером, степенью общественной опасности и содержанием информационного правонарушения, наличием или отсутствием вредных последствий, объёмами и размерами причинённого ущерба, а также правосубъектностью виновного лица, совершившего правонарушение.
Главной особенностью гражданско-правовой ответственности является имущественный характер принудительных мер воздействия на правонарушителя. Гражданско-правовая ответственность подразделяется на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, которым предусмотрены санкции, прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная (деликтная) ответственность возникает при причинении потерпевшему вреда, который не связан с неисполнением нарушителем договорных обязательств. Например, меры по компенсации морального вреда вследствие распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 1100, 1101 ГК РФ).
Основаниями для наступления гражданско-правовой ответственности являются условия, которые в совокупности образуют состав гражданского информационного правонарушения: противоправность деяния (действия или бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность; наличие у потерпевшего убытков или вреда, в том числе морального; наличие причинной связи между противоправным характером поведения нарушителя и наступившими последствиями в виде убытков или вреда у потерпевшего; наличие вины правонарушителя.
В инфосфере действующим законодательством предусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям. Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены в ст. 13.11 – 13.23 КоАП.
Другие административные правонарушения в инфосфере, встречаются практически во всей Особенной части КоАП:
· посягающие на права граждан (ст. 5.1, 5.3 – 5.5, 5.8 – 5.14, 5.17, 5.29, 5.36, 5.39, 5.53 – 5.56);
· в области охраны окружающей природной среды (8.5);
· в сельском хозяйстве (10.7);
· в области связи (13.1 – 3.10, 13.24);
· в области предпринимательской деятельности (14.3);
· в области финансов, налогов и сборов (15.6, 15.19, 15.21, 15.24);
· посягающие на институты государственной власти (17.6, 17.13);
· против порядка управления (19.7, 19.8, 19.10, 19.18, 19.23);
· посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (20.23);
· в области воинского учёта (21.4, 21.7).
Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.
Уголовное законодательство устанавливает значительное количество норм, в соответствии с которыми деяния, совершенные в инфосфере, признаются уголовно наказуемыми. Данные нормы содержатся в таких разделах УК РФ, как преступления против свободы, чести и достоинства личности (гл. 17), преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19), преступления против собственности (гл. 21), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22), преступления против общественной безопасности (гл. 24), преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25), преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28), преступления против конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), преступления против государственной власти (гл. 30), преступления против правосудия (гл. 31), преступления против порядка управления (гл. 32), преступления против мира и безопасности человечества (гл. 34).