Пользователь GPS - это человек или коллектив, имеющий в своем распоряжении всю необходимую для работы спутниковую аппаратуру и программное обеспечение.
GPS спутники установлены на точные орбиты.
Широкое распространение в Европе получила система глобального позиционирования: DGPS.
Она основана на массиве 24 Спутников, которые летают по орбите вокруг земли, запущенной и запущенные и поддерживаемые США: Военный Отдел Защиты (Department of Defence). Эти спутники Посылают непрерывный поток сигналов к земле,
GPS модуль используется, чтобы определить позицию на Земле,для этого используются различные методы вычислений. Такие системы дают точность около 100 метров. Эта неточность связана с ошибками, присущими в системе GPS. В некоторых случаях, подобно горной промышленности, или где требуется высокая точность передвижение (например, проезд автомобиля через городские улицы) требуется более высокая точность чем предоставляемая, Поэтому была создана DGPS - система, которая обеспечивает метровую точность.
Существует 2 метода DGPS:
С пост-обработкой. Этот метод требовал, чтобы дифференциальная информация была охранена в модуле, и использовалась, чтобы вычислить позицию. Эта информация должна иногда модифицироваться, основной недостаток - точность потеряна, как только вы покидаете область, для которой была рассчитана дифференциальная информация, или если она устарела.
DGPS - в реальном времени Основное отличие - дифференциальная информация передаётся непрерывно от источника с заранее известными координатами. Это и есть та система DGPS , реализованная в RDS - передатчике .
Лабораторная работа №4
Тема : Использование радиотелефонной службы в РИС.
Цель работы : Использование радиочастотных диапазонов радиотелефонной службы в РИС , особенности распространения радиосигналов на этих диапазонах, типы антенных устройств.
1.Радиотелефонная служба на внутренних водных путях позволяет установить радиосвязь с конкретной целью, используя согласованные каналы и согласованный порядок действий (категории служб). Радиотелефонная служба включает в себя пять категорий служб:
a) судно − судно;
b) навигационной информации;
c) судно − портовые власти ;
d) радиосвязи на борту судна;
e) общественной корреспонденции (необязательный вид связи).
Из этих пяти категорий для РИС имеют значение только первые три. Радиотелефонная служба позволяет устанавливать прямую и быструю связь между судоводителями, администрациями водных путей и портовыми властями. Она лучше всего подходит для передачи срочной информации в реальном масштабе времени. Радиотелефонная служба на внутренних водных путях регулируется следующими правилами и регламентами:
а) Регламент радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ) (по всему миру);
b) Региональное соглашение по радиотелефонной службе на внутренних водных путях (Европа, 06.04.2000 г.);
с) Стандартный словарь-разговорник ЕЭК ООН для радиосвязи во внутреннем судоходстве (Европейская экономическая комиссия ООН, резолюция № 35, 1997г.);
d) Национальные правила плавания по внутренним водным путям.
В службах судно-судно, навигационная информация и судно-портовые власти передача сообщений должна касаться исключительно безопасности человеческой жизни, а также движения и безопасности судов. Речевую информацию о фарватере рекомендуется передавать в службе "навигационная информация" (берег/судно) в следующих случаях:
а) при наличии срочной информации, которая требует частого обновления и должна передаваться в реальном масштабе времени;
b) для регулярной ежедневной передачи динамической информации
Срочная и динамическая информация, передаваемая по радиотелефону, может касаться, например:
а) временных препятствий на фарватере, неисправностей средств судоходной обстановки;
b) кратковременных изменений времени работы шлюзов и мостов;
с) ограничений судоходства в связи с наводнениями и льдами;
d) существующих и ожидаемых уровней воды на водомерных постах.
Зона РИС должна полностью покрываться сигналом базовых ОВЧ-станций для передачи навигационной информации. В службе "навигационная информация" извещения судоводителям могут передаваться "всем пользователям" в форме:
а) регулярных сообщений в определенное время суток о состоянии водных путей,
включая сообщения об уровнях воды на водомерных постах;
b) срочных сообщений в особых случаях (например, порядок движения после
аварии).
У оператора центра РИС должна иметься возможность отвечать на конкретные вопросы судоводителей по их требованию и получать от них сообщения.
Лабораторная работа №5
Тема : Использование Интернета для обеспечения работы Форватерных информационных служб (ФИС) в РИС.
Цель работы : Поиск в интернете специальных страниц ФИС , изучение структуры информации.
Рекомендуется размещать в Интернете следующие виды информации о фарватере:
а) динамическая навигационная информация о состоянии водных путей, которую
необходимо передавать не чаще, чем раз в день. Эта информация может быть в
форме извещений судоводителям;
b) динамическая гидрографическая информация о существующих уровнях воды,
ожидаемых уровнях воды, глубинах судового хода (при наличии информации),
прогнозы и сообщения о ледовых явлениях и наводнениях. Эту информацию
можно представлять в форме регулярно обновляемых таблиц и диаграмм;
с) статическая информация (например, ограничения физического характера на
водных путях, обычное время работы шлюзов и мостов, правила плавания). Эту
информацию можно представлять в форме статических сайтов в Интернете.
Для передачи извещений судоводителям следует использовать стандартный словарь- разговорник, чтобы можно было осуществить легкий или автоматический перевод на другие языки.
Для плотной и/или расширенной сети водных путей динамическую информацию можно организовать в интерактивных базах данных (система управления содержанием) для облегчения доступа к данным.
Кроме размещения в Интернете извещения судоводителям могут передаваться посредством:
а) абонентской электронной почты на компьютеры на борту судов и в офисах;
b) подписки на передачу коротких сообщений на мобильные телефоны;
с) отображения страниц WAP на мобильных телефонах.
Чтобы облегчить судоводителю планирование маршрута, следует предусмотреть возможность по запросу пользователя отображать на одной странице всю информацию о фарватере, необходимую в пути от порта отправления до порта назначения.
Извещения судоводителям, размещаемые в сети Интернет или передаваемые в рамках обмена данными между компетентными органами, должны иметь согласованный формат, чтобы позволить автоматически переводить их на другие языки.
Лабораторная работа №6
Тема : Планирование построения центра РИС.
Цель работы : изучение типового порядка построения центра РИС.
В руководящих принципах и рекомендациях Женевской конференции для РИС резолюция 57 от 21.10. 2005г есть раздел 6 ПЛАНИРОВАНИЕ РИС.
6.1 Общие положения
Следует провести тщательную оценку потребности в РИС на основе анализа выгод/затрат и консультаций с группами пользователей. В тех случаях, когда:
• признается необходимость создания РИС или
• когда предоставляемая информация считается важной
- для безопасности транспортного потока,
- для снижения уровня загрязнения окружающей среды и
- повышения эффективности перевозок, соответствующий компетентный орган, как правило, должен обеспечить наем необходимых экспертов и организовывать финансирование, обеспечивающее желаемый технологический уровень и профессионализм, необходимые для достижения поставленных целей.
6.2 Обязанности
На компетентный орган возложена обязанность - в той части, где РИС связаны с движением судов - планировать РИС, внедрять их и обеспечивать финансирование РИС.
В случае действующих РИС компетентный орган должен изменять сферу действия РИС, если того требуют обстоятельства. Если в создании РИС в конкретной зоне заинтересованы два или более правительств или компетентных органов, они могут принять решение о создании единой РИС. Следует уделять внимание возможностям мониторинга и поддержания желаемого уровня надежности и доступности РИС. В ходе проектирования РИС соответствующий компетентный орган должен:
а) иметь юридическую основу для работы РИС и обеспечивать соответствие РИС
нормам внутригосударственного и международного права;
b) определить цели РИС;
с) назначить руководящий орган РИС;
d) описать зону действия РИС;
е) определить службы и функции, которые будут реализованы;
f) определить требования к прикладным продуктам;
g) предоставить оборудование, необходимое для выполнения задач, поставленных
перед РИС; предоставить и обучить в достаточном количестве квалифицированный
персонал;
i) согласовать требования, предъявляемые органами управления движением и
перевозками, путем сотрудничества с организациями, представляющими
грузоотправителей, судовладельцев и порты.
6.3 Ответственность
Важное значение имеет элемент ответственности за обеспечение соответствия РИС руководящим принципам, причем решения по этому вопросу можно принимать только в каждом конкретном случае, руководствуясь нормами национального законодательства.
Следовательно руководящий орган РИС должен принимать во внимание юридические последствия аварии судна в случае, если операторы РИС не справятся со своими обязанностями должным образом.
6.4 Процесс планирования
Следует провести тщательную оценку потребности в РИС, придерживаясь порядка, изложенного в таблице 6.4. Таблица 6.4. ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ РИС
А. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1. Описание и анализ сложившейся и будущей обстановки в зоне
а) Гидрографические, гидрологические и метеорологические условия;
b) Состояние водных путей, например, габариты водных путей (шлюзы, мосты, фарватер), условия видимости вдоль водных путей, особые сложности (излучины, узости, мелководье, узкие и низкие мосты), конфигурация судового хода, узкие места, время работы шлюзов;
с) Сложившаяся и будущая обстановка с движением и перевозками: количество перевозимых пассажиров, грузов в тоннах, виды грузов, состав флота;
d) Число, тип и результаты аварий, включая анализ последствий;
е) Правовая ситуация: органы и правила, касающиеся инцидентов/аварий;
f) Региональное управление и организационная схема, например операторы шлюзов, компании в портах и на терминалах;
g) Действующие системы РИС;
h) Наличие проблем в зоне, например задержки в доставке грузов.
2. Цели 3. Задачи 4. Службы и функции, которые следует обеспечить
а) Выбор возможных будущих служб;
b) Выбор возможных будущих функций.
5. Правила, которые следуе
6. Требования к прикладным продуктам
7. Предлагаемые решения о дальнейшей процедуре
В. РАЗРАБОТКА ПРИКЛАДНЫХ ПРОДУКТОВ
1. Разработка одного или более возможных будущих прикладных продуктов РИС краткое описание, представление эксплуатационных характеристик и расчетная стоимость возможных систем на основе ИТ:
а) Разработка на функциональном уровне внешних и внутренних функций в зависимости от местной обстановки;
b) Переход от функционального замысла к техническому исполнению (системы);
с) Определение оборудования, необходимого на судах и на берегу.
2. Оценка возможных будущих прикладных продуктов РИС
а) Оценка рисков, например, типы рисков и их оценка путем сравнительного анализа;
b) Эффективность перевозок на основе анализа выгод/затрат:
сокращение времени ожидания для судов, повышение надежности перевозок, сокращение продолжительности рейсов, издержки в связи с происшествиями, авариями и опозданиями;
с) Изучение последствий для окружающей среды, в зависимости от обстоятельств, для районов городской застройки и для реки.
3. Возможные варианты и решение о внедрениит разработать 4. Организационная структура для применения РИС
а) Ответственность согласно законодательству и региональная правовая база;
b) Компетентный орган для планирования и создания;
с) Руководящий орган РИС для эксплуатации, орган, выполняющий эту задачу;
d) Условия работы персонала по возможности полная автоматизация, аспекты профессиональной подготовки.
6.5 Профессиональная подготовка
Успешный ввод в эксплуатацию РИС зависит от компетентности и опыта персонала, выполняющего обязанности руководящего органа РИС. Поиск, отбор и подготовка пригодных специалистов являются необходимым предварительным условием формирования профессионально подготовленного персонала, способного содействовать безопасной и эффективной эксплуатации судов. Такой персонал поможет тому, чтобы в полной мере обеспечивалось выполнение разнообразных задач, которые входят в сферу РИС.
Лабораторная работа №7
Тема : Типовое оборудование центра РИС и судна пользователя услуг РИС.
Цель работы : Изучение типовых наборов технических средств , используемых для обеспечения оптимальной работы цепи центр РИС-судно.
Для РИС разработано большое количество технических систем, большинство из которых используется более чем для одной службы, функции или прикладного продукта TRANS/SC.3/165
Page 28
Annex
Взаимосвязь между службами и системами:
СЛУЖБА Информация о движении судов Управление движением. Информация для транспортной логистики СИСТЕМА. Информация о фарватере: Тактическая, Стратегическая. Службы движения судов. Помощь в судовождении. Управление шлюзами и мостами. Предотвращение аварийных ситуаций. Планирование рейсов. Управление перевозками. Интермодальное управление портамии и терминалами. Управление грузами и флотом. Информация для правоохранительных целей. Статистика. Сборы за использование водных путей и портов. Визуальные средства судоходной обстановки X.
Средства судоходной обстановки с радиолокационным отражателем X Х
Световые сигналы Х X X
Сотовый телефон (для голосовой связи и передачи данных) X Х X X X Х X X Х X
ГНСС для определения местоположения судна X X X X Х X
ОВЧ-радиосвязь X X X X Х X X X X Х
Интернет X Х Х X Х X X X
Судовой радиолокатор X X Х
Береговой радиолокатор X X X Х
Береговые видеокамеры СЗТ X X X
Электронные навигационные карты X X X X X X
Система обнаружения и отслеживания судов X X X X X X Х X X Х Х
Система судовых сообщений X X X X X X Х X