Понятие экономической информации и информационных технологий в управлении
Информация: 1) это мера устранения неопределенности в отношении исхода того или иного события; 2) это новые сведения принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные; 3) (как ресурс) это новые сведения позволяющие улучшить процессы связанные с преобразованием вещества, энергии или самой информации.
Экономический процесс – это производство, распределение, обмен и потребление материальных продуктов и благ.
Экономическая информация – это информация отражающая и обслуживающая экономический процесс.
Свойства экономичексой информации: 1) преобладание алфавитно-цифровых знаков; 2) необходимость оформления результатов обработки данных в форме удобной для восприятия человеком; 3) широкое распространение документов, как носителей данных и результатов их обработки; 4) значительный объем переменных и условно постоянных данных; 5) дискретность. Экономическая информация характеризует состояние объекта или процесс, либо на определенный момент времени, либо за определенный интервал времени; 6) Сохраняемость (неиссякаемость) ее использования, потребления; 7) возможность многократного использования одних и тех же данных, в том числе и одновременно разными потребителями; 8) возможность длительного хранения с воспроизведением и обновлением; 9) способность к преобразованию, к агрегирования по определенным признакам, к детализации (расширению), к сжатию (укрупнению).
Требования к экономической информации: 1) достоверность, 2) своевременность, 3) документальность – экономической информации должна быть юридически подтверждена документом с необходимыми подписями соответствующих должностных лиц, 4) актуальность, 5) полнота данных, 6) минимальность, 7) оптимальность, 8) надежность
Классификация информационных систем.
Признаки классификации: 1) Временность: перспективная и ретроспективная. 2) Время поступления: периодическая и непериодическая. 3) Функциональность: кадровая (труд ресурсы), финансовая (учет финансов). 3) По стадиям воспроизводства и элементам производственного процесса: а) стадии: снабжение, производство, распределение, потребление, б) элементы: трудовые, материальные, финансовые, информационные ресурсы. 4) Критерии соответствия отраженным явлениям: достоверная и недостоверная. 5) Полнота отражения событий: полная, недостаточно полная, избыточная информация. 6) По стадиям возникновения: а) исходная или первичная (планово-дерективная, отчетно-учетная информация), б) производная или вторичная (промежуточная инф-я, окончательная информация). 7) По отношению к данной информационной системе: входная, промежуточная, выходная. 8) По стабильности во времени: переменная и условно-переменная.
Фазы существования экономической информации.
1) Ассимилированная информация – представление сообщений в сознание человек, наложенное на систему его понятий и оценок.
2) Документированная информация – сведения зафиксированные в знаковой форме на каком-либо физическом носителе. 3) Передаваемая информация – сведения рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику.
Информационные технологии (ИТ) - совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а так же повышения их надежности и оперативности.
Информационные технологии в сфере экономики управления - это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.
По сути, под информационной технологией на практике понимается технологическое применение компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации. Как и всякая технология, информационная технология включает в свой состав определенные комплексы материальных средств (носители информации, технические средства ее измерения, передачи, обработки и т.п.), способы их взаимодействия, а так же определенные методы организации работы с информацией.
Информационная система (ИС) - упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий.
Проектирование и эксплуатация информационных систем обеспечиваются следующими средствами: программными (программы для компьютеров, различного назначения); техническими (аппаратные средства, вычислительной техники и связи, обеспечивающие размещение и обработку информационных ресурсов на персональных компьютерах, в локальной сети, в региональной сети, в сети международного информационного обмена); лингвистическими (словари, классификаторы, тезаурусы); правовыми (положения, уставы, должностные инструкции); организационными (инструкции, методики, схемы, описания и другая эксплуатационная документация); кадровыми (квалифицированными специалистами отдела информационных технологий, привлекаемые специалисты).
Все виды информационных систем и сетей, технологии и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы можно сформулировать из 4 этапов: разработка (техническое задание, технический проект, рабочая документация), ввода в эксплуатацию (предэксплуатационное накопление данных, испытание информационных технологий, сертификация, установка на объекте), эксплуатации (эксплуатационное накопление данных и ситуационное изменение данных, использование на объекте, услуги заказчикам), списания.
В качестве основного классификационного признака автоматизированных информационных систем (АИС) целесообразно рассматривать особенности автоматизируемой профессиональной деятельности - процесса переработки входной информации для получения требуемой выходной информации, в котором АИС выступает в качестве инструмента должностного лица или группы должностных лиц, участвующих в управлении организационной системы.
В соответствии с предложенным классификационным признаком можно выделить следующие АИС:
- автоматизированные системы управления (АСУ);
- системы поддержки принятия решений (СППР);
- автоматизированные информационно-вычислительные системы (АИВС);
- автоматизированные системы обучения (АСО);
- автоматизированные информационно справочные системы (АИСС).
Автоматизированная система управления представляет собой автоматизированную систему, предназначенную для автоматизации всех или большинства задач управления, решаемых коллективным органом управления (министерством, дирекцией, правлением, службой, группой управления и т.д.). В зависимости от объекта управления различают АСУ персоналом (АСУП) и АСУ техническими средствами (АСУТС).
Системы поддержки принятия решений - это интерактивные компьютерные ИС, в которых используются различные модели принятия решений и специализированные базы данных, обеспечивающие деятельность ответственных за принятия решений сотрудников. Программное обеспечение таких систем позволяет пользователям определенным образом ставить ряд вопросов типа "что, если", получая в интерактивном режиме соответствующие рассматриваемой ситуации варианты действий.
Искусственный интеллект (ИИ) - это информационная технология, конечная цель которой состоит в создании компьютера, умеющего думать, видеть, слушать и чувствовать подобно человеческому существу.
Наибольшее организационное воздействие ИИ оказывает в области экспертных систем. Экспертная система (ЭС) пытается копировать мыслительные процессы, свойственные в ходе процесса принятия решений профессионалам и менеджерам. ЭС разрабатывается посредством кодирования знаний специалиста из области правил принятия решений, которые записываются в компьютерную программу, моделирующую определенную стратегию решения задач. ЭС имеют значительное сходство с системами поддержки принятии решений. По существу, обе они обеспечивают высокий уровень, поддержки занятых решением рабочих задач пользователям. Однако ЭС применяются, как правило, для работы с повторяющимися проблемами в узких сферах деятельности и предлагают рекомендации, тогда как системы поддержки решений используются в решении уникальных, имеющих сложную природу проблем.