Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему

Уважаемый председатель и члены

Государственной аттестационной комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему

МОЛОДЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ (НА ПРИМЕРЕ ФАН-КЛУБОВ JROKKU И K-POP FAMILY)

(Слайд 2)

Тенденции развития современного общества, связанные, прежде всего, с такими общемировыми процессами, как глобализация и виртуализация социального пространства привели к изменению ряда привычных социологам феноменов, одним из которых является молодежная музыкальная субкультура. В связи с распространением массового Интернета, музыкальные субкультуры, как локальные сообщества с территориальными границами, постепенно заменяются на не имеющие физических границ, виртуальные субкультуры.

(Слайд 3)Основные положения ВКР были представлены на 14 конференциях различного уровня. По итогам конференций было опубликовано 13 статей.

(Слайд 4)Такие понятия как: виртуальные сообщества, виртуальное пространство – мы интерпретировали следующим образом.

Традиционные молодежные субкультуры образовались в социальном пространстве, под влиянием внешних факторов (политических, экономических и т.д.) В современном обществе, распространился другой способ образования молодежных субкультур, когда они вышли за границы реального и переместились в виртуальное пространство (интернет). В результате этого перемещения, начали образовываться различные молодежные субкультуры, одним из ярких примеров которых, выступают новые: J-Rock (visual kei) и K-pop, которые образовались под влиянием музыкальной культуры Азии (Кореи и Японии) через виртуальное пространство. С каждым годом данные виды субкультур приобретают всё большую популярность, это отражается в появлении новых фан-клубов, в том числе и в виртуальном пространстве, проводятся фестивали, организовываются тематические вечеринки и многое другое.

(Слайд 5)

Новизна:проанализированыновые молодежные музыкальные субкультуры, имеющие виртуальное происхождение, которые образовались в современном российском обществе под влиянием азиатской музыкальной культуры и формируют образ жизни современной молодежи, не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни.

(Слайд 6)

Цель: исследовать особенности молодежной музыкальной субкультуры в виртуальном пространстве.

Объект: молодежная музыкальная субкультура j-rock (visual kei), k-pop.

Предмет: виртуальные интернет-сообщества JRokku и K-pop family.

(Слайд 7)

Задачи:

1. выявить социально-демографические характеристики представителей виртуальных интернет-сообществ JRokku и K-pop family;

2. описать элементы структуры виртуального субкультурного сообщества;

3. охарактеризовать особенности взаимодействия членов виртуального субкультурного сообщества;

4. описать пути вовлечения молодежи в виртуальное субкультурное сообщество;

(Слайд 8)

Основная гипотеза:особенностями существования молодежной субкультуры в виртуальном пространстве являются размытость границ сообщества, его большая открытость, и ситуативный характер идентичности, не связанный с реальной жизнью личности.

(Слайд 9)

(Теория) Для того, чтобы понять, как и каким образом способны формироваться молодежные музыкальные субкультуры, мы уделили особое внимание работам: Т. Адорно, Т. Парсонса, Д. Рисмена, М. Гордона, а также работам: Е. М. Куликова, дифференциации и интеграции молодежи по основным музыкальным субкультурам, Е. М. Омельченко, а именно феномену молодежных культурных и субкультурных практик второй половины ХХ-го века; О. А. Варегиной, исследовавшая феномен и признаки музыкального фанатизма и др. Для понимания и в рамках исследования современного состояния и виртуализации музыкальной молодежной субкультуры в основу нашей работы составили: теория «сцен» Бернарда Шанка, где сцена – это «естественно образовавшееся» локальное или виртуальное (транслокальное) сообщество, обладающее характерными практиками производства и потребления музыки и следующей из них социальной логикой; а также исследования «ядра» субкультуры Пола Ходкинсона.

Метод: анкетирование (интернет-опрос).

Тип выборки: стихийная выборка, бесповторная.

Респонденты: пользователи интернет-сообществ Jrokku и K-pop family.

(Слайд 10)

Основываясь на выше указанных теориях и исследованиях, в ходе социологического исследования нами были проанализированы виртуальные субкультурные сообщества двух музыкальных направлений: k-pop и j-rock.

K-pop и J-Rock превратились в масштабные музыкальные субкультуры с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире.

(Слайд 11)

Социальный портрет представителей этих двух сообществ (K-pop family, JRokku) в целом имеет много общего, это в основном девушки от 15 до 25 лет, обучающиеся в школе или среднеспециальных и высших учебных заведениях, состоящие в сообществе более 3-х лет.

Мужчины в этих группах представлены в явном меньшинстве, что в основном связано с общей направленностью данных субкультурных направлений. Так как k-pop – это эстрадная музыка, представленная бойбэндами, т.е. вокальными поп-группами, состоящими из юношей привлекательной внешности и ориентированные на девушек подросткового возраста.

J-rock более специфичен (в музыкальном и визуальном плане), но и этот стиль в силу указанных выше особенностей (макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов) также более привлекателен для женской аудитории.

Но есть и определенные различия, так, например, k-pop сообщество отличается более молодым составом своих приверженцев, 50 % которых не достигли 20 лет, а 47% находятся в диапазоне от 21 года до 25 лет. Людей более старшего возраста в этой группе почти нет, что позволяет говорить о временности данного увлечения, проходящего по мере взросления фанатов и последователей.

В сообществе J-rock молодежь до 20 лет составляет только 26% опрошенных. Прослушивание данного музыкального направления характерно для более старшей аудитории: 53% - от21 до 25 лет, 14% - от 26 до 35 лет, а также для людей старше 35 лет, чего нельзя увидеть среди фанатов k-pop. Из этого следует, что аудитория j-rock более постоянная, а данная субкультура более устойчива и имеет больше влияния на своих приверженцев.

Члены сообществ различаются и уровнем образования, в силу возрастных особенностей фанаты J-rock имеют более высокий уровень, чем фанаты k-pop. Для фанатов j-rock характерна в большинстве случаев аудитория с высшим и незакоченным высшим образованием – 74%, среди фанатов k-pop встречается больше людей только закончивших или еще не закончивших школу, присутствуют также и студенты, и те, кто уже получил высшее образование, но на порядок меньше, чем в сообществе j-rock (49%).

Таким образом, аудитория k-pop носит преимущественно подростковый характер, а j-rock – это более зрелые и образованные молодые люди.

(Слайд 12)

В виртуальном пространстве, есть различные группы, форумы, чаты и многое другое, которые предназначены, как для знакомства и общения молодежи, так и для хранения и передачи различной информации (музыка, видео, клипы и т.д.). В виртуальном-сообществе JRokku большинство молодых людей состоят более 5 лет (Рис. 7), в то время как в K-pop family (Рис. 8) только 49% молодых людей состоят более 5 лет, а также от 3 до 4 лет (31%).

Следующей нашей задачей было описание структуры виртуального субкультурного сообщества. Мы предположили, что в структуре виртуального сообщества можно выделить несколько идентификационных уровней, различающихся степенью активности участников сообщества, вовлечения в практики поддержания идентичности (использование сленга, внешних имиджевых атрибутов, ритуалов и пр.), серьёзностью отношения к субкультуре.

В зависимости от уровня сформированности субкультурной идентичности, используя терминологию П. Ходкинсона, можно выделить 2 уровня: «ядро» - активные участники субкультурных сообществ, отличающиеся сильной степенью идентификации с группой и «периферию» - пассивные потребители субкультурных ресурсов, со слабой степенью субкультурной идентичности.

(Слайд 13)

Одним из показателей, которые позволяют идентифицировать активных и пассивных частников субкультурных сообществ выступает частота посещения концертов любимых групп/исполнителей.

Как мы можем видеть, фанаты j-rock посещают концерты чаще, чем фанаты k-pop. Такое соотношение свидетельствует не только о том, что фанаты j-rock более активны, но и том, что преимущественно это взрослые, образованные и состоявшиеся молодые люди, которые самостоятельно уже зарабатывают и следовательно, способны сами распоряжаться своими средствами и временем, которые они тратят на посещение концертов. Подобного нельзя сказать о фанатах k-pop, поскольку мы выяснили, что преимущественно фанатами данного направления выступают, молодые люди подросткового возраста, из этого следует, что они материально они более зависимы.

В традиционные субкультурные практики входят элементы самопрезентации молодежи, связанные с особыми внешними признаками, т.е. внешним видом, который они формируют согластно своей субкультурной приверженности. (Приложение 1, 2).

Наиболее часто данная форма самопрезентации свойственна молодым людям в восрасте от 15-25, но в сообществе j-rock это касается и молодых людей старше 25 лет, что подтверждает тезис о большей выраженности и влиянии данной субкультуры.

(Слайд 14, 15)

Еще одной особенностью молодежной субкультуры, является свой особый язык, используемый её последователями при общении. В основном использование сленга представителями обеих субкультурных групп идет в рамках общения с людьми, разделяющими их интересы (на различных форумах).

Среди фанатов j-rock, как более возрастной группы, с одной стороны больше тех, кто не хочет поддаваться влиянию группы и не использует сленг, но также больше и тех, кто придерживается подобной субкультурной практики независимо от ситуации, т.е. тех, для кого этот стиль общения является основным.

(Слайд 16, 17)

Ещё одна задача нашего исследования предполагала выявление особенностей взаимодействия членов виртуального субкультурного сообщества, которое на наш взгляд происходит в основном в виртуальном пространстве.

Можно сказать, что данная гипотеза подтвердилась частично, так как для и фанатов j-rock и k-pop, характерно взаимодействие как в виртуальном, так и в реальном пространстве, это связано с тем, что молодым людям удобней общаться с теми, кто живет в одном с ними городе (в реальности), а с теми кто живет за его пределами в виртуальности. Для фанатов j-rock, так же характерно увеличение доли реального взаимодействия, что на наш взгляд связано с визуализацией данного стиля, предполагающего костюмированное взаимодействие, которое невозможно реализовать он-лайн.

(Слайд 18, 19)

В нашем исследовании мы пытались описать способ формирования субкультурной идентичности, исходя из гипотезы, что инициатива включения индивида в субкультурное сообщество смещается от непосредственного окружения к самой личности, выбирающей сообщество на основе специфических интересов.

По полученным результатам, мы можем сказать, именно интерес к конкретной культуре и ее продуктам (например, аниме) является основой для включения индивида в то или иное сообщество.

Молодые люди воспринимают музыку и текст исходя из собственных взглядов, пропуская услышанное через собственный «внутренний фильтр». Социальные факторы, такие как мода и влияние окружения, отходят на второй план.

Самой важной причиной интереса к вхождению в сбкультурное интерент-сообщество для молодых людей является культура интересующей их страны.

Для того чтобы лучше понимать и лучше проникнуться ей, многие и начинают слушать музыку. Отличительной причиной начинания прослушивания, является то, что j-rock некоторые молодые люди начинают слушать из-за увлечености японской анимацией (58%), которую в повседневности называют «аниме», а также культура страны (36%). Для фанатов k-pop главными причинами для проослушивания служат рекомендации друзей/знакомых (31%), и так же увлеченность культурой страны (32%).

(Слайд 20)

Но не смотря на то, что молодые люди самостоятельно начинают увлекаться различной азиатской музыкой, они в большестве своем стараются взаимодействовать с другими приверженцами их музыкальной субкультуры. При этом фанаты j-rock меньше стремяться к взаимодействию с другими фанатами своей субкультуры (50%), этого нельзя сказать о фанатах k-pop (70%).Это связанно непосредственно, с каждым из музыкальных жанров, так как k-pop является эстрадным жанром, во многом связанным не только с музыкой, но и танцами, то как следствие фанаты этого направления стремяться разучивать танцы и выступать на каких-либо мероприятиях своего круга. Именно это и подталкивает молодых людей к плотному взаимодействию друг с другом.

(Слайд 21)

Также мы предположили, что в виртуальном сообществе происходит размывание субкультурных маркеров вхождения в субкультуру, идентичность приобретает ситуативный характер, не связанный с реальной жизнью личности.

Как мы можем видеть, приверженность к молодежной субкультуре, проявляющаяся во внешних особенностях фанатов, носит ситуативный характер у большинства опрошенных. Таким образом, фанаты этих двух субкультур, разделяют свою приверженность с повседневной жизнедеятельностью, которая взаимосвязана с работой/учебой.

Заключение

(Слайд 22)

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1. нами были отмечены изменения в способе формирования молодежных субкультур. Если раньше, по мнению исследователей, субкультуры формировались под воздействием социального окружения, то теперь все зависит от самих молодых людей, то есть они сами выбирают с какой субкультурой себя идентифицировать исходя из собственных интересов и взглядов.

2. Также в рассмотренных нами интернет-сообществах можно выделить определенную внутреннюю структуру, в которой присутствует ядро, образуемое из активных приверженцев и периферия, которая состоит из случайных участников, попавших в сообщество случайно и остающихся в нем по какой-либо причине.

Т.е. в структуре виртуального сообщества по-нашему мнению можно выделить на несколько идентификационных уровней, различающихся степенью активности участников сообщества, вовлечения в практики поддержания идентичности (использование сленга, внешних имиджевых атрибутов, ритуалов и пр.), серьёзностью отношения к субкультуре.

3. Как мы выяснили большенство молодых людей разграничивают свою приверженность к молодежной субкультуре и свою повседневную жизнедеятельность. При этом фанаты j-rock, чаще самовыражаются внешне и выглядят более андеграундно. Использование же языка арго происходит только в узких кругах, среди единомышленников.

(Слайд 23)

4. Для того, чтобы определить особенности субкультурной идентичности в виртуальном пространстве, мы провели исследование среди приверженцев молодежных музыкальных субкультур Visual kei (J-rock) и K-pop. Мы выделили некоторые элементы социального портрета представителей виртуальных интернет-сообществ JRokku и K-pop family, это в основном молодые девушки в возрасте от 15 до 25 лет, обучающиеся в школе или среднеспециальных и высших учебных заведениях, состоящие в сообществе более 3-х лет. При этом стоит обратить внимание, что аудитория k-pop носит преимущественно подростковый характер, а j-rock – это более зрелые и образованные молодые люди, так как встречаются фанаты старше 25 лет.

(Слайд 24)

5. Субкультурная идентификация для молодых людей больше связана с различными особенностями их мировоззрения, интересами, чем социальным взаимодействием с ближайшим окружением или влиянием моды. Стоит обратить внимание на то, что фанаты j-rock идентифицируют себя с данной субкультурой только на особых мероприятиях и в свободное время, но среди них есть более выраженная активная чать тех, кто следует субкультуре и в поседневной жизни, чего нельзя сказать о фанатах k-pop. Они используют атрибутику во внешнем проявлении крайне редко, и идентифицируют себя с субкультурным сообществом только в виртуальном пространстве, а посещение особых мероприятий для них просто способ повеселиться и хорошо провести время. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что идентификация молодых людей имеет скорее ситуативный характер, чем постояннный.

6. Взаимодействие членов виртуальных сообществ происходит, как в виртуальном мире, так и в реальности. Молодые люди связывают свою активность в общении в виртуальном пространстве с тем, что они не могут встретиться лично с некоторыми фанатами, из-за того, что живут в разных городах. С теми с кем они живут по соседству или в одном городе, они с удовольствием встечаются в повседневной жизни.

Также полученные данные свидетельствуют о том, что виртуальное пространство и реальное, тесно взаимодействуют между собой, поскольку необходимую информацию о исполнителях, группах, мероприятиях, т.е. для реальной реализации своего увлечения, молодые люди получают в рамках интернет-сообщества: «JRokku» и «K-pop family». Между этими пространствами существует размытая граница, которая не ограничивает молодых людей в их выборе. То есть, за счет этого, молодые люди сами решают, кем и когда им быть, окружение уже не имеет такого влияния на личность, как было ранее с другими молодежными субкультурами. Теперь молодые люди могут выражать свою приверженность, не только и не столько в реальности, сколько виртуально, при этом являясь одновременно приверженцем не одной, а нескольких молодежных субкультур.

(Слайд 25)

7. Рекомендация. В рамках представленной темы можно рекомендовать дальнейшее ее изучение для более подробного анализа вопросов, связанных с влиянием виртуального пространства на формирование и проявление субкультурной идентичности, специфику субкультурных неформальных интернет-сообществ и др.

Наши рекомендации