Выступление Д.А. Медведева на VII Всероссийском съезде судей
2 декабря 2008 года, 13:45 Москва
Извлечение
«…Мы прекрасно понимаем, что независимость суда – это ключевое условие его работы. И недопустимы никакие формы давления на суд. Но по мере развития нашего общества формы этого давления меняются. И если сейчас уже существенно меньше звонков из различных инстанций, которые от имени власти или по поручению власти что-либо просят или предлагают, то появляются новые формы давления. Иногда организуются целые кампании на эту тему. При этом применяется достаточно эффективная, незатейливая, но красивая схема.
Когда требуется сформировать какое-либо "правильное" решение, то появляется сначала, например, информация в интернете, где нет, естественно, никакого регулирования, нет необходимости что-либо проверять или доказывать, очень часто это лживая информация или имеющая какие-то следы правды. После этого эта информация начинает распространяться по другим источникам. В результате формируется достаточно чётко позиция, при этом здесь нет ни звонков, ни платежей, ничего другого. Более того, это иногда выглядит как борьба с коррупцией. Вот с такими формами давления на суд сегодня тоже приходится сталкиваться. И нужно подумать, каким образом в этом случае отличить реальную информацию от специально срежиссированной кампании, от, очевидно, оплаченной попытки «наезда» на судью для того, чтобы склонить его к принятию того или иного решения.
Я привёл этот пример только потому, что общество меняется, и мы должны сделать так, чтобы формы нашего реагирования, в том числе правового реагирования, (тоже менялись)…»
МАТЕРИАЛ №4
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
Москва | №27 | 24 марта 2011 г. |
О некоторых вопросах обеспечения независимого
осуществления правосудия арбитражными судами
(Извлечение)
1. В соответствии с законами Российской Федерации, в том числе Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О персональных данных», органы, осуществляющие публичные полномочия (далее - органы), вправе проводить контрольные мероприятия, в сферу реализации которых могут попасть и арбитражные суды Российской Федерации.
Одновременно указанные органы на основании тех же законов и положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представляют в арбитражных судах Российскую Федерацию и иные публично-правовые образования по делам, отнесенным к компетенции соответствующего органа, а также на общих основаниях выступают сторонами в арбитражном процессе.
Совмещение органами контрольных полномочий в отношении арбитражных судов и полномочий представителя лица (публично-правового образования), участвующего в судопроизводстве в арбитражном суде, либо прав и обязанностей стороны в арбитражном процессе создает условия для возникновения конфликта интересов и постороннего вмешательства в деятельность судебной власти, снижает уровень гарантий независимости судей при осуществлении правосудия, провоцирует сомнения у других лиц, участвующих в делах, в объективности и беспристрастности судебного разбирательства и принимаемых по его итогам судебных актов.
2. С учетом изложенных обстоятельств при разрешении данной коллизии необходимо руководствоваться положениями статей 10 и 120 Конституции Российской Федерации, статьи 6 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» о разделении властей, самостоятельности органов исполнительной и судебной власти, независимости судей при осуществлении правосудия.
Руководствуясь указанными конституционными принципами, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов, и главный распорядитель бюджетных средств в условиях отсутствия соответствующего специального органа, не совмещающего функции государственного контроля и представителя публично-правовых образований в арбитражных судах, самостоятельно организует работу арбитражных судов, обеспечивает соблюдение ими в процессе своего функционирования законов Российской Федерации, а также на основании статей 158 и 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за использованием арбитражными судами бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования и представления отчетности.
Выполняя указанные функции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в целях обеспечения полноты и эффективности контроля вправе предложить соответствующему органу, осуществляющему публичные полномочия в определенной сфере, принять участие в осуществлении контрольных мероприятий и в этих целях направить в адрес данного органа перечень арбитражных судов, в отношении которых планирует проведение контрольных мероприятий в предстоящем году. Контрольные мероприятия осуществляются этими органами только в отношении арбитражных судов, включенных в указанный перечень, а также только в сроки и в объемах, определяемых по согласованию с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
…
3. Судам следует принимать во внимание, что при осуществлении контрольных мероприятий должностные лица органов не вправе создавать препятствия проведению судебных слушаний, требовать от судей арбитражного суда выполнения каких-либо действий или предоставления документов либо иным образом вмешиваться в деятельность арбитражных судов по осуществлению правосудия.
МАТЕРИАЛ №5
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации