Критерии оценки решения задач

С первых уроков физики преподаватели не только передают учащемуся знания, но и прививают определенные умения, навыки подхода к решению физических задач. Эти знания, умения и навыки разбиты на группы:

- “Краткая запись условия” и “Использование физической символики” – умение выделить данные в условии величины, записать их, определить искомые.

- “Запись единиц измерения и перевод их в СИ” – осведомленность ученика о системе СИ и умение переводить в нее внесистемные единицы.

- “Хорошее оформление работы, четкие рисунки и чертежи” и “Нахождение и запись необходимых табличных и дополнительных данных” – умения анализировать задачу, определять какие еще данные необходимы для решения и где их найти, а также навыки пользования таблицами и справочниками.

- “Обоснование выбора физических формул для решения” – дает возможность составить представление о том, как учащийся понимает описанную в задаче физическую ситуацию.

- “Рациональный способ решения” – найдено наиболее оптимальное решение.

- “Запись формул” – проверка прочности знаний.

- “Вывод расчетных(ой) формул(ы)” и “Умение решить задачу в общем виде” – умение выделить в системе исходных физических уравнений неизвестные величины и выразить их через данные в условии.

- “Вычисления” – умение рационально делать числовые расчеты по формулам, в частности с учетом приближенных вычислений.

- “Математические операции с единицами измерения физических величин”– умения, специфичные для решения именно физических задач.

- “Краткое объяснение решения” – свидетельствует о понимании теоретического материала и сознательном подходе к решению задачи.

- “Оригинальный способ решения” – решение задачи не стандартным способом (возможно, что решение будет боле сложным).

- “Анализ полученных результатов” – насколько учащийся разобрался в правильности найденного ответа.

Тематика и содержание самостоятельных внеаудиторных работ

ВВЕДЕНИЕ

Задание 1. Подготовьте сообщение на тему: «Значение физики при освоении специальностей СПО»

План:

1. Указать какие разделы физики и почему важны при изучении вашей специальности.

2. Открытия каких ученых физиков, повлияли на развитие вашей специальности.

Задание 2. Подготовьте сообщение на тему: «Погрешности измерения физических величин».

План:

1. Укажите виды погрешностей

2. Запишите последовательность действий для ее определения

3. Приведите примеры погрешностей некоторых приборов

Интернет- источники:

1. www. st-books. ru (Лучшая учебная литература)

2. www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

3. www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).

МЕХАНИКА

Задание 1. Оформите решение задач:

Критерии оценки решения задач - student2.ru

1. По графику зависимости координаты первого и второго тела, движущихся вдоль оси ОХ, от времени:

1) определите модули скоростей движения тел;

2) напишите уравнения движения этих тел;

3) постройте графики пути за 3с движения этих тел.

2. Прямолинейное движение тела вдоль оси ОХ описывается уравнением: х = 6 + 8t - 2t2 . Определите:

1) путь, пройденный телом за 3 с движе­ния;

2) через какое время t2 после начала движения тело возвратится в начальную точку.

3. Тело свободно падает с высоты h=100 м без начальной скорости. Опреде­лите:

1) время t1 и tnза которое тело проходит первый (t1) и последний (tn) метры своего пути;

2) скорость тела υв момент удара о Землю.

4. Колеса велосипеда диаметром d= 80 см вращаются с частотой 120об/ мин. Определите линейную скорость колес велосипеда.

Задание 2. Заполните таблицу:

  Равномерное движение Равноускоренное движение  
Формула Формула  
 
Скорость      
Ускорение      
Перемещение      
Координата      

Литература:

1. Дмитриева В. Ф. Физика /Учебник для профессий и специальностей технического профиля. Москва. «Академия» - 2010год.- с.11-34.

2. Дмитриева В.Ф.Задачи по физике. Учебное пособие. Москва.«Академия». 2010г.- с.-4-44

Задание 3. Заполните таблицу «Силы в механике».

  Сила тяготения Сила упругости Сила трения
Природа взаимодействия      
Формула для расчета силы  
Графическая иллюстрация  
Зависимость силы от расстояния или относительной скорости      
Зависимость силы от массы взаимодействующих тел      
Направление вектора силы      
Сохранение значения силы при переходе из одной инерциальной системы отсчета в другую      
Условия применимости      

Задание 4. Оформите решение задач:

1. Мальчик съехал на санках с горы длиной 40 метров за 10 секунд, а затем проехал по горизонтальному участку ещё 20 метров до остановки. Найти скорость в конце торы, ускорения на каждом из участков, общее время движения и среднюю скорость на всём пути.

2. На нити, прикреплённой к потолку кабины лифта, подвешен груз массой 0.5 кг. Определить силу натяжения нити, если лифт: 1) покоится; 2) поднимается с ускорением 2 м/с Критерии оценки решения задач - student2.ru ; 3) опускается с ускорением 2 м/с Критерии оценки решения задач - student2.ru . Сделайте рисунок.

Литература:

1. Дмитриева В. Ф. Физика /Учебник для профессий и специальностей технического профиля. Москва. «Академия» - 2010 год.- с.11-45-60.

2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике. Учебное пособие. Москва. «Академия». 2010 г.- с.-55-74

Задание 5. Оформите решение задач:

Вариант № 1

1. Тело, обладая некоторой начальной скоростью, движется равноускоренно с ускорением 2 м/с Критерии оценки решения задач - student2.ru . В течение 5 сек оно проходит расстояние 125 метров. Определить начальную скорость тела.

2. Критерии оценки решения задач - student2.ru По данному графику определить:

а) какое это движение;

б) начальную скорость тела;

в) ускорение

г) написать уравнение скорости движения;

д) определить скорость тела через 1 минуту после начала движения.

3. Критерии оценки решения задач - student2.ru Критерии оценки решения задач - student2.ru Автомобиль массой 5 тонн проходит по выпуклому мосту со скоростью 21,6 км/ч. Радиус кривизны моста 50 метров. С какой силой давит автомобиль на середину моста? ( Сделать рисунок и указать все силы действующие на автомобиль).

Вариант № 2

1. Автомобиль, движущийся со скоростью 10 м/с, при торможении остановился через 5 сек. Какой путь он прошёл при торможении, если двигался равноускоренно?

2. По графику движения тела определить:

а) Как двигалось тело на каждом из участков пути;

б) Чему равны начальные скорости на каждом из участков пути4

в) Определить ускорение тела на каждом из участков пути в промежутках времени 1-3 сек, 3-5 сек, 5-7 сек ?

3. Брусок положили на наклонную плоскость, с которой он скользит вниз. Сделайте рисунок и укажите на нём все силы, действующие на брусок во время скольжения по наклонной плоскости

Критерии оценки решения задач - student2.ru

Задание 6.. Подготовьте сообщение на тему: «Способы измерения массы тел»:

План:

1. Укажите способы измерения массы тел

2. Запишите алгоритм их использования

3. Кто из ученых занимался изучением данного вопроса

Задание 7. Подготовьте сообщение на тему: «Королев С.П.- конструктор и организатор производства ракетно-космической техники».

План:

1. Детство и юность Королева С.П.

2. Королев-конструктор.

3. Производство, испытание ракетно-космической техники.

Интернет- источники:

1. wwww. dic. academic. ru (Академик. Словарииэнциклопедии).

2. www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

3. www. globalteka. ru (Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов).

4. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

5. www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).

Наши рекомендации