Критерии оценки решения задач
С первых уроков физики преподаватели не только передают учащемуся знания, но и прививают определенные умения, навыки подхода к решению физических задач. Эти знания, умения и навыки разбиты на группы:
- “Краткая запись условия” и “Использование физической символики” – умение выделить данные в условии величины, записать их, определить искомые.
- “Запись единиц измерения и перевод их в СИ” – осведомленность ученика о системе СИ и умение переводить в нее внесистемные единицы.
- “Хорошее оформление работы, четкие рисунки и чертежи” и “Нахождение и запись необходимых табличных и дополнительных данных” – умения анализировать задачу, определять какие еще данные необходимы для решения и где их найти, а также навыки пользования таблицами и справочниками.
- “Обоснование выбора физических формул для решения” – дает возможность составить представление о том, как учащийся понимает описанную в задаче физическую ситуацию.
- “Рациональный способ решения” – найдено наиболее оптимальное решение.
- “Запись формул” – проверка прочности знаний.
- “Вывод расчетных(ой) формул(ы)” и “Умение решить задачу в общем виде” – умение выделить в системе исходных физических уравнений неизвестные величины и выразить их через данные в условии.
- “Вычисления” – умение рационально делать числовые расчеты по формулам, в частности с учетом приближенных вычислений.
- “Математические операции с единицами измерения физических величин”– умения, специфичные для решения именно физических задач.
- “Краткое объяснение решения” – свидетельствует о понимании теоретического материала и сознательном подходе к решению задачи.
- “Оригинальный способ решения” – решение задачи не стандартным способом (возможно, что решение будет боле сложным).
- “Анализ полученных результатов” – насколько учащийся разобрался в правильности найденного ответа.
Тематика и содержание самостоятельных внеаудиторных работ
ВВЕДЕНИЕ
Задание 1. Подготовьте сообщение на тему: «Значение физики при освоении специальностей СПО»
План:
1. Указать какие разделы физики и почему важны при изучении вашей специальности.
2. Открытия каких ученых физиков, повлияли на развитие вашей специальности.
Задание 2. Подготовьте сообщение на тему: «Погрешности измерения физических величин».
План:
1. Укажите виды погрешностей
2. Запишите последовательность действий для ее определения
3. Приведите примеры погрешностей некоторых приборов
Интернет- источники:
1. www. st-books. ru (Лучшая учебная литература)
2. www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
3. www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
МЕХАНИКА
Задание 1. Оформите решение задач:
1. По графику зависимости координаты первого и второго тела, движущихся вдоль оси ОХ, от времени:
1) определите модули скоростей движения тел;
2) напишите уравнения движения этих тел;
3) постройте графики пути за 3с движения этих тел.
2. Прямолинейное движение тела вдоль оси ОХ описывается уравнением: х = 6 + 8t - 2t2 . Определите:
1) путь, пройденный телом за 3 с движения;
2) через какое время t2 после начала движения тело возвратится в начальную точку.
3. Тело свободно падает с высоты h=100 м без начальной скорости. Определите:
1) время t1 и tnза которое тело проходит первый (t1) и последний (tn) метры своего пути;
2) скорость тела υв момент удара о Землю.
4. Колеса велосипеда диаметром d= 80 см вращаются с частотой 120об/ мин. Определите линейную скорость колес велосипеда.
Задание 2. Заполните таблицу:
Равномерное движение | Равноускоренное движение | ||
Формула | Формула | ||
Скорость | |||
Ускорение | |||
Перемещение | |||
Координата |
Литература:
1. Дмитриева В. Ф. Физика /Учебник для профессий и специальностей технического профиля. Москва. «Академия» - 2010год.- с.11-34.
2. Дмитриева В.Ф.Задачи по физике. Учебное пособие. Москва.«Академия». 2010г.- с.-4-44
Задание 3. Заполните таблицу «Силы в механике».
Сила тяготения | Сила упругости | Сила трения | |
Природа взаимодействия | |||
Формула для расчета силы | |||
Графическая иллюстрация | |||
Зависимость силы от расстояния или относительной скорости | |||
Зависимость силы от массы взаимодействующих тел | |||
Направление вектора силы | |||
Сохранение значения силы при переходе из одной инерциальной системы отсчета в другую | |||
Условия применимости |
Задание 4. Оформите решение задач:
1. Мальчик съехал на санках с горы длиной 40 метров за 10 секунд, а затем проехал по горизонтальному участку ещё 20 метров до остановки. Найти скорость в конце торы, ускорения на каждом из участков, общее время движения и среднюю скорость на всём пути.
2. На нити, прикреплённой к потолку кабины лифта, подвешен груз массой 0.5 кг. Определить силу натяжения нити, если лифт: 1) покоится; 2) поднимается с ускорением 2 м/с ; 3) опускается с ускорением 2 м/с . Сделайте рисунок.
Литература:
1. Дмитриева В. Ф. Физика /Учебник для профессий и специальностей технического профиля. Москва. «Академия» - 2010 год.- с.11-45-60.
2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике. Учебное пособие. Москва. «Академия». 2010 г.- с.-55-74
Задание 5. Оформите решение задач:
Вариант № 1
1. Тело, обладая некоторой начальной скоростью, движется равноускоренно с ускорением 2 м/с . В течение 5 сек оно проходит расстояние 125 метров. Определить начальную скорость тела.
2. По данному графику определить:
а) какое это движение;
б) начальную скорость тела;
в) ускорение
г) написать уравнение скорости движения;
д) определить скорость тела через 1 минуту после начала движения.
3. Автомобиль массой 5 тонн проходит по выпуклому мосту со скоростью 21,6 км/ч. Радиус кривизны моста 50 метров. С какой силой давит автомобиль на середину моста? ( Сделать рисунок и указать все силы действующие на автомобиль).
Вариант № 2
1. Автомобиль, движущийся со скоростью 10 м/с, при торможении остановился через 5 сек. Какой путь он прошёл при торможении, если двигался равноускоренно?
2. По графику движения тела определить:
а) Как двигалось тело на каждом из участков пути;
б) Чему равны начальные скорости на каждом из участков пути4
в) Определить ускорение тела на каждом из участков пути в промежутках времени 1-3 сек, 3-5 сек, 5-7 сек ?
3. Брусок положили на наклонную плоскость, с которой он скользит вниз. Сделайте рисунок и укажите на нём все силы, действующие на брусок во время скольжения по наклонной плоскости
Задание 6.. Подготовьте сообщение на тему: «Способы измерения массы тел»:
План:
1. Укажите способы измерения массы тел
2. Запишите алгоритм их использования
3. Кто из ученых занимался изучением данного вопроса
Задание 7. Подготовьте сообщение на тему: «Королев С.П.- конструктор и организатор производства ракетно-космической техники».
План:
1. Детство и юность Королева С.П.
2. Королев-конструктор.
3. Производство, испытание ракетно-космической техники.
Интернет- источники:
1. wwww. dic. academic. ru (Академик. Словарииэнциклопедии).
2. www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
3. www. globalteka. ru (Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов).
4. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
5. www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).