Пример решения типовой задачи
Задача 1. Определить расход составляющих материалов на 1 м3 бетона со средней плотностью 2200 кг/м3 при водоцементном отношении В/Ц = 0,45 и номинальном составе по массе составляющих 1: 2,5 : 4,5, если в момент приготовления бетонной смеси влажность песка была 5 %, а гравия – 3%; насыпная плотность песка – 1,6 т/м3 а гравия – 1,55 т/м3.
Решение:
Используем формулу для определения количества цемента для приготовления бетона
где Ц – количество (масса) цемента, кг;
ρср - средняя плотность бетона, кг/м3;
X и У – соответственно песка и гравия по массе;
В/Ц – водоцементное отношение.
Подставляем значения и вычисляем расход цемента в килограммах на 1 м3 бетона
Зная номинальный состав бетона по массе, находим (в килограммах) на 1 м3 бетона расход
песка: 260 кг ∙ 2,5 = 653 кг;
гравия: 260 кг ∙ 4,5 = 1170 кг.
Пользуясь зависимостью В/Ц = 0,45, подсчитываем необходимое количество (массу) воды В для получения заданной прочности бетона при некоторой его подвижности
В = 260 кг ∙ 0,45 = 110 кг.
Таким образом, требуемый состава бетона в кг будет:
Цемента 260
Песка 653
Гравия 1170
Воды 117
Всего 2200
Следовательно, средняя плотность бетона ρср = 2200 кг/м3.
Учитывая, что проектирование состава бетона ведется в лаборатории на сухих материалах, а в момент приготовления бетонной смеси песок и гравий могут оказаться на заводе увлажненными, необходимо внести изменения в полученный состав бетона. Поскольку при взвешивании увлажненных песка и гравия количество воды в замесе окажется больше расчетного, что повлияет на состав и прочностные свойства бетона, то для сохранения заданного водоцементного отношения В/Ц = 0,45 и принятого количества воды В = 117 л необходимо дополнительно учесть воду, вводимую с песком и гравием.
Для этого следует уменьшить количество воды, поступающее в состав бетонной смеси в процессе ее приготовления, на величину содержания воды в составляющих (песке и гравии).
При отмеривании вычисленного количества песка 653 кг с влажностью 5% и гравия 1170 кг с влажностью 3 % в 1 м3 бетонной смеси может попасть воды:
с песком: 653∙0,05 = 32,6 кг,
67,6 кг
гравием: 1170∙0,03 = 35 кг,
т.е. всего больше расчетного количества 67,6 на кг.
Однако, в то же время в 1м3 бетонной смеси будет не хватать соответственно песка 32,6 кг и гравия 35 кг. Очевидно, уменьшение количества заполнителей может привести к изменению в составе бетона, увеличению подвижности бетонной смеси и к снижению прочности бетона. Поэтому для получения бетона с заданными параметрами (по подвижности и прочности) из увлажненных заполнителей необходимо уменьшить расчетное количество воды на 67,6 кг, а количество песка и гравия соответственно увеличить.
Тогда производственный, или полевой, состав бетонной смеси выразится в кг:
Цемента 260
Песка 653+32,6 = 685,6
Гравия 1170+35 =1205,0
Воды 117 – 67,6 = 49,4
Ответ: для приготовления 1 м3 бетона в полевых условиях потребуется: цемента 260 кг, песка 685,6 кг, гравия 1205 кг, воды 49,4 л.
Задача 1. При проектировании состава цементного бетона в лаборатории плотность его оказалась 2235 кг/м3; номинальный состав по массе был 1:1,9:4,1 при В/Ц = 0,45. Определить расход составляющих материалов на 1 м3 бетона, если в момент приготовления бетонной смеси влажность песка была 7 %, а гравия - 4 %.
Задача 2. При проектировании состава цементного бетона средняя плотность его оказалась 2250 кг/м3, номинальный состав по массе был 1:2:4 при В/Ц = 0,5. Определить расход составляющих материалов на 1 м3 бетона, если в момент приготовления бетонной смеси влажность песка была 7 %, щебня – 4 %.
ВНИМАНИЕ!!!
Обучающиеся, имеющие нечетный вариант решают задачу 1, имеющие четный вариант решают задачу 2.
Решение:
___________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Ответ:
Критерии оценки решения задачи
Критерии решения задачи | Оценка уровня подготовки | ||
балл (отметка) | вербальный аналог | ||
Решение сопровождается необходи-мыми пояснениями, преобразования выполнены верно, последовательность решения соблюдена, ответ верен. | отлично | ||
Последовательность решения соб-людена, но имеется одна из следующих неточностей: - допущена математическая ошибка из-за которой получен неверный ответ; - неверно выполнены преобразова-ния, из-за которых получен неверный ответ; - решение обосновано недостаточно. | хорошо | ||
Задача не доведена до конца | удовлетворительно | ||
Задача не решена | неудовлетворительно |
Оценка__________________________
Подпись преподавателя____________
Тема 5.2Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон
Задание 1. Допишите основные понятия:
Асфальтобетон (АБ)_______________________________________________
_____
Асфальтобетонная смесь (АБС)_____________________________________
__________
Задание 2. Используя учебники, справочники, Интернет-ресурсы, заполните пустые ячейки схемы.
Классификация АБС в зависимости от вида минеральной составляющей |
Классификация АБС в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке |
Классификация горячих смесей (щебеночных и гравийных) |
В зависимости от наибольшего размера минеральных зерен |
По величине остаточной пористости |
В зависимости от содержания щебня (гравия) |
Классификация горячих и холодных смесей (песчаных) в зависимости от вида песка |
Задание 3. Допишите основные понятия:
Щебнемастичный асфальтобетон (ЩМА) ____________________________
_______________
Литой асфальтобетон_____________________________________________
__________
Критерии оценки
Невыполненные задания – «неудовлетворительно»
Выполненное одно из заданий – «удовлетворительно»
Выполненные два задания – «хорошо»
Полностью выполненные задания – «отлично»
Оценка__________________________
Подпись преподавателя____________
Тема 5.3 Смеси и грунты, обработанные вяжущими материалами
Задание 1. Подготовить сообщение и электронную презентацию на одну из тем:
1. Смеси и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами
2. Смеси и грунты, обработанные органическими вяжущими материалами
Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название темы; фамилия, имя, отчество автора; ГОУ СПО НГТК; учебная группа автора презентации.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации.
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
В презентации можно использовать рисунки, схемы, таблицы, видеоматериалы из интернет-ресурсов. При этом необходимо отразить название представленного рисунка, фото, схемы.
Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список используемых для создания презентации источников (интернет-ресурсов).
Критерии оценки:
Невыполненные задания – «неудовлетворительно»;
Выполненное задание без соблюдения общих требований к презентации (без сообщения на занятии) – «удовлетворительно»;
Выполненное задание с соблюдением общих требований к презентации (без сообщения на занятии) – «хорошо»;
Полностью выполненное задание – «отлично».
Оценка__________________________
Подпись преподавателя____________