Внедрение современных образовательных и информационных технологий в высшую школу России требует максимального активного привлечения студентов к участию в учебном процессе
ВВЕДЕНИЕ
Мультимедиа (multimedia) – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).
Это понятие определяет информационную технологию на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиа-технология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трех стихий (звука, текста и графики, живого видео).
Решаемые задачи охватывают все области интеллектуальной деятельности: науку и технику, образование, культуру, бизнес, а также применяются в среде обслуживания при создании электронных гидов с погружением в реальную среду, мультитеках.
Данное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине "Мультимедийные технологии" для студентов специальности 230104 – Системы автоматизированного проектирования и включает методику выполнения пяти лабораторных работ. При этом применяется оценивание лабораторных работ по баллам, есть обязательные и необязательные темы, индивидуальные и групповые проекты.
Методика подсчета баллов по лабораторным работам и интерактивным лекциям
Лабораторный практикум по дисциплине "Мультимедийные технологии" включает пять лабораторных работ, каждой из которых присваивается определенное количество баллов и предполагает индивидуальное или групповое выполнение (табл. 1). Выполнившим учебную программу считается студент, набравший не менее 15 баллов.
Каждому студенту предлагается выбор при выполнении лабораторных работ, которые имеют разные баллы в зависимости от сложности их выполнения. При этом обязательными для выполнения являются лабораторные работы №1 или №2 (на выбор) и лабораторная работа №3. Тематические лабораторные работы (№3 и №4) предполагают закрепление студента за данной темой в начале семестра. Т.е. студент уже в начале семестра должен спланировать и выбрать те лабораторные работы, которые он будет выполнять. Сдача лабораторных работ предполагает групповое обсуждение работ и выставление баллов.
Таблица 1 – Темы лабораторных работ
Лабораторная работа | Кол-во исполни-телей | Макс. балл на проект |
Интерактивная лекция | ||
№1. Работа со статичными изображеними | 1-2 | |
№2. Работа с динамичными изображениями | 1-4 | |
№3. Разработка фрагмента мультимедиа-лекции с анимацией | ||
№4. Разработка Flash-ролика или проекта JavaScript | ||
№5. Разработка презентации курсового проекта по дисциплине "Разработка САПР" |
Также устанавливаются контрольные сроки, в рамках которых студенты должны набрать определенное количество баллов за ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
1.10 – не менее 5 баллов;
1.12 – не менее 8 баллов.
Исключение составляют проекты, "весящие" 10 баллов.
За просрочку сдачи студентом лабораторных работ устанавливаются штрафы: за каждую неделю после срока сдачи лабораторная работа теряет 1 балл, компенсировать которые можно либо усложнением оставшихся нетематических лабораторных работ, либо выполнением дополнительных заданий (табл. 2).
Таблица 2 – Дополнительные задания
№ п/п | Наименование задания | Баллы |
Тест по мультимедийным технологиям (не менее 20 вопросов в разных тестовых формах: открытая, закрытая, порядок, соответствие) | ||
Кроссворд по мультимедийным технологиям (не менее 20 слов) | ||
Плакат "Вовремя сдай лабораторные работы" со слоганом | ||
Интерактивный ролик | +2 б к л/р №2 | |
Нелинейная навигация в мультимедийной лекции | +1 б к л/р №3 | |
Интерактивность в мультимедийной лекции | +1 б к л/р №3 |
Разработка интерактивной лекции
Внедрение современных образовательных и информационных технологий в высшую школу России требует максимального активного привлечения студентов к участию в учебном процессе.
Поэтому в рамках курса «Мультимедийные технологии» предполагается разработка студентами интерактивных лекций с последующим обсуждением.
Задание: Разработать выступление-лекцию (20 минут) на выбранную из предложенных далее тему. Разработка лекции включает подбор материала по теме, написание доклада и подготовка презентативных материалов.
№ | Тема | Исполнитель |
1. | Носители мультимедиа-информации: устройство Flash-памяти | |
2. | Носители мультимедиа-информации: устройство CD, DVD диска | |
3. | Носители мультимедиа-информации: устройство Blue-Ray | |
4. | Жидкокристаллические и LED-мониторы | |
5. | Физические и физиологические основы цвета | |
6. | Аддитивные цветовые модели | |
7. | Субтрактивные цветовые модели | |
8. | Перцепционные цветовые модели | |
9. | Цветовая модель (пространство) Lab | |
10. | Классификация и краткие характеристики методов сжатия информации | |
11. | Методы сжатия источников без памяти. Метод Хаффмена. | |
12. | Методы сжатия источников без памяти. Арифметическое кодирование. | |
13. | Методы сжатия источников с памятью. LZW. | |
14. | Фрактальное преобразование (сжатие) изображений | |
15. | Дискретно-косинусоидальное преобразование изображе- ний. JPEG | |
16. | ДискретноеWavelet преобразование изображений. JPEG- | |
17. | Основные понятия звука | |
18. | Методы синтеза компьютерного звука | |
19. | Форматы звуковых файлов | |
20. | Сжатие аудио данных без потери качества | |
21. | Схемы сжатия аудио с потерей качества | |
22. | Классификация шрифтов. Элементы шрифта | |
23. | Навигация в мультимедиа продуктах | |
24. | Типы и структура презентаций | |
25. | Элементы и принципы создания презентаций | |
26. | Принципы и методы анимации | |
27. | Форматы анимационных файлов | |
28. | Анимационные редакторы. Возможности и недостатки. | |
29. | Основные понятия и элементы Flash | |
30. | Кино и видеоформаты | |
31. | Форматы записи видеоданных | |
32. | Типы кодеков | |
33. | Сжатие видеоданных без потери качества | |
34. | Сжатие видеоданных с потерей качества | |
35. | Возможности планшетных компьютеров |
После выступления и дебатов, сдать преподавателю материалы по разработанной лекции в электронном виде.