Внедрение современных образовательных и информационных технологий в высшую школу России требует максимального активного привлечения студентов к участию в учебном процессе

ВВЕДЕНИЕ

Мультимедиа (multimedia) – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Это понятие определяет информационную технологию на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиа-технология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трех стихий (звука, текста и графики, живого видео).

Решаемые задачи охватывают все области интеллектуальной деятельности: науку и технику, образование, культуру, бизнес, а также применяются в среде обслуживания при создании электронных гидов с погружением в реальную среду, мультитеках.

Данное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине "Мультимедийные технологии" для студентов специальности 230104 – Системы автоматизированного проектирования и включает методику выполнения пяти лабораторных работ. При этом применяется оценивание лабораторных работ по баллам, есть обязательные и необязательные темы, индивидуальные и групповые проекты.

Методика подсчета баллов по лабораторным работам и интерактивным лекциям

Лабораторный практикум по дисциплине "Мультимедийные технологии" включает пять лабораторных работ, каждой из которых присваивается определенное количество баллов и предполагает индивидуальное или групповое выполнение (табл. 1). Выполнившим учебную программу считается студент, набравший не менее 15 баллов.

Каждому студенту предлагается выбор при выполнении лабораторных работ, которые имеют разные баллы в зависимости от сложности их выполнения. При этом обязательными для выполнения являются лабораторные работы №1 или №2 (на выбор) и лабораторная работа №3. Тематические лабораторные работы (№3 и №4) предполагают закрепление студента за данной темой в начале семестра. Т.е. студент уже в начале семестра должен спланировать и выбрать те лабораторные работы, которые он будет выполнять. Сдача лабораторных работ предполагает групповое обсуждение работ и выставление баллов.

Таблица 1 – Темы лабораторных работ

Лабораторная работа Кол-во исполни-телей Макс. балл на проект
Интерактивная лекция
№1. Работа со статичными изображеними 1-2
№2. Работа с динамичными изображениями 1-4
№3. Разработка фрагмента мультимедиа-лекции с анимацией
№4. Разработка Flash-ролика или проекта JavaScript
№5. Разработка презентации курсового проекта по дисциплине "Разработка САПР"

Также устанавливаются контрольные сроки, в рамках которых студенты должны набрать определенное количество баллов за ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:

1.10 – не менее 5 баллов;

1.12 – не менее 8 баллов.

Исключение составляют проекты, "весящие" 10 баллов.

За просрочку сдачи студентом лабораторных работ устанавливаются штрафы: за каждую неделю после срока сдачи лабораторная работа теряет 1 балл, компенсировать которые можно либо усложнением оставшихся нетематических лабораторных работ, либо выполнением дополнительных заданий (табл. 2).

Таблица 2 – Дополнительные задания

№ п/п Наименование задания Баллы
Тест по мультимедийным технологиям (не менее 20 вопросов в разных тестовых формах: открытая, закрытая, порядок, соответствие)
Кроссворд по мультимедийным технологиям (не менее 20 слов)
Плакат "Вовремя сдай лабораторные работы" со слоганом
Интерактивный ролик +2 б к л/р №2
Нелинейная навигация в мультимедийной лекции +1 б к л/р №3
Интерактивность в мультимедийной лекции +1 б к л/р №3

Разработка интерактивной лекции

Внедрение современных образовательных и информационных технологий в высшую школу России требует максимального активного привлечения студентов к участию в учебном процессе.

Поэтому в рамках курса «Мультимедийные технологии» предполагается разработка студентами интерактивных лекций с последующим обсуждением.

Задание: Разработать выступление-лекцию (20 минут) на выбранную из предложенных далее тему. Разработка лекции включает подбор материала по теме, написание доклада и подготовка презентативных материалов.

Тема Исполнитель
1. Носители мультимедиа-информации: устройство Flash-памяти  
2. Носители мультимедиа-информации: устройство CD, DVD диска  
3. Носители мультимедиа-информации: устройство Blue-Ray  
4. Жидкокристаллические и LED-мониторы  
5. Физические и физиологические основы цвета  
6. Аддитивные цветовые модели  
7. Субтрактивные цветовые модели  
8. Перцепционные цветовые модели  
9. Цветовая модель (пространство) Lab  
10. Классификация и краткие характеристики методов сжатия информации  
11. Методы сжатия источников без памяти. Метод Хаффмена.  
12. Методы сжатия источников без памяти. Арифметическое кодирование.  
13. Методы сжатия источников с памятью. LZW.  
14. Фрактальное преобразование (сжатие) изображений  
15. Дискретно-косинусоидальное преобразование изображе- ний. JPEG  
16. ДискретноеWavelet преобразование изображений. JPEG-  
17. Основные понятия звука  
18. Методы синтеза компьютерного звука  
19. Форматы звуковых файлов  
20. Сжатие аудио данных без потери качества  
21. Схемы сжатия аудио с потерей качества  
22. Классификация шрифтов. Элементы шрифта  
23. Навигация в мультимедиа продуктах  
24. Типы и структура презентаций  
25. Элементы и принципы создания презентаций  
26. Принципы и методы анимации  
27. Форматы анимационных файлов  
28. Анимационные редакторы. Возможности и недостатки.  
29. Основные понятия и элементы Flash  
30. Кино и видеоформаты  
31. Форматы записи видеоданных  
32. Типы кодеков  
33. Сжатие видеоданных без потери качества  
34. Сжатие видеоданных с потерей качества  
35. Возможности планшетных компьютеров  

После выступления и дебатов, сдать преподавателю материалы по разработанной лекции в электронном виде.

Наши рекомендации