Дидактические функций информационных образовательных ресурсов в учебном процессе

Дидактические функции - это внешнее проявление свойств средств обучения в учебно-воспитательном процессе, характеризующие их назначение, роль и место в учебном процессе.

- под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач ;

- дидактические функции - это внешние проявления мобильных технологий

Анализ исследований мобильных технологий позволяет авторам выделить дидактические свойства и функции. К.В. Капранчикова в своем исследовании указывает на следующие:

дидактические функции:

- информатизация учебного процесса;

- формирование информационной культуры обучающихся;

- возможность организации сетевого обсуждения на базе мобильныхтехнологий;

- возможность выполнения групповых и индивидуальных проектов на базе мобильных технологий;

- организация поисково-исследовательской работы;

- развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся;

- реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве»;

- развитие познавательной деятельности обучающихся;

- развитие профессиональных умений в изучаемой области знания;

- развитие продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование и чтение) видов речевой деятельности;

- формирование языковых навыков речи обучающихся (грамматических и лексических);

- формирование социокультурной и межкультурной компетенций [3, с. 49-50].

Среди дидактических функций мобильного обучения автор указывает на:

1) познавательную;

2) диагностическую;

3) адаптационную;

4) пропедевтическую;

5) ориентационную;

6) функцию управления учебной деятельностью;

7) контроля;

8) прогностическую

К основным дидактическим функциям мобильного обучения мы относим следующие:

а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:

1) когнитивно-образовательная - удовлетворение личных интеллектуальных, профессиональных, информационных потребностей обучающихся;

2) коммуникативная - удовлетворение потребности в общении, развитии умений обучающегося формулировать, высказывать, аргументировать и выражать собственную точку зрения;

3) развивающая - развитие новых умений, навыков и компетенций (информационных, коммуникативных, академических, социальных и др.), мышления, пространственного воображения, наблюдательности, творческих способностей обучающихся, их личностных и профессиональных качеств;

4) пропедевтическая - реализация педагогической поддержки обучающихся в образовательном процессе, отбор оптимальных и эффективных технологий обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

5) справочная - обеспечение возможности расширения знаний по учебной проблеме;

6) контролирующая - обеспечение возможности контроля деятельности обучающихся, синхронно или асинхронно, выявление пробелов в подготовке, выполнение дидактических тестов;

7) диагностическая - определение склонностей и способностей обучающихся, выявление уровня их подготовленности, индивидуально-психологических особенностей и направленности личности для формирования траектории развития;

8) мотивационно-активизационная - реализуется за счет способности мотивировать обучающихся путем применения оригинальных и новых вариантов представления образовательного контента, активизировать учебную деятельность обучающихся, способствуя сознательному усвоению материала;

9) прогностическая (прогнозирование потенциальных возможностей обучаемого в освоении нового материала);

10) ориентационная - формирование у обучающихся готовности к осознанному и самостоятельному построению траектории профессионального развития, практическая подготовка к профессиональной деятельности;

11) организационно-оптимизационная - реализуется в возможности оптимизировать организацию образовательного процесса через выбор форм и методов обучения и реализацию персонализации (дифференциации и индивидуализации) обучения, а также интенсификации всех уровней учебной деятельности;

б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:

1) наглядности и интегративности - реализуется за счет мультимедийного и интерактивного характера представления и взаимодействия с мобильными электронными устройствами и образовательным контентом, в ходе чего обеспечиваются возможности рассматривать изучаемый объект, явление или процесс и как часть, и как целое;

2) информационная - реализуется за счет того, что мобильные электронные устройства, как средства обучения, являются непосредственными источниками информации, а также в возможности выполнения различных операций с информацией увеличивать ее объем;

3) управленческая - реализации как внешнего управления учебной деятельностью обучающихся, так и самоуправления учебной деятельностью, основанные на гибкости, адаптивности и учете индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;

4) интерактивная - обеспечение взаимодействия между участниками образовательных отношений в трех типах: «обучающийся - содержание обучения», «обучающийся - преподаватель», «обучающийся - обучающийся», за счет различных каналов и вариантов связи;

5) адаптационная - поддержание благоприятных условий протекания образовательного процесса, развитие информационной культуры, организация демонстраций и самостоятельной работы, обеспечение преемственности знаний и умений проектировать индивидуальную траекторию обучения.

Таким образом, мобильное обучение, за счет присущих ей дидактических свойств и функций, обладает рядом достоинств, которые делают образовательный процесс эффективным и, в конечном итоге, способствуют качественному и гарантированному достижению поставленных образовательных целей и планируемых результатов обучения.

Наши рекомендации