Научные подходы в управлении организациями
Существует четыре основных подхода к управлению организациями:
• классический, или традиционный подход;
• процессный подход;
• системный подход;
• ситуационный подход.
Суть традиционного подхода: отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д.
Суть процессного подхода: управление рассматривается как процесс, например: «постановка целей—планирование—организация работ—мотивация—контроль». Разработка процесса — алгоритма управления организацией, ставится на первый план.
Суть системного подхода: организация рассматривается как система, со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.). Основные цели при системном подходе:
• снижение эмерджентности;
• повышение синергичности;
• обеспечение положительной мультипликативности в организации;
• обеспечение устойчивости функционирования организации;
• обеспечение адаптивности работы организации;
• обеспечение совместимости работы подсистем организации (например, подсистемы «персонал» с подсистемой «руководство», подсистемы «сбыт» с подсистемой «покупатели» и т.д.);
• обеспечение эффективной работы обратных связей в организации как внутри подсистем, так и между подсистемами.
Суть ситуационного подхода: методы управления могут меняться в зависимости от ситуации; на практике результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях; ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике, прогнозируются последствия (будущий спрос, затраты, финансовые поступления и т.д.); на основании полученных данных планируется будущая деятельность организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок, «мозгового штурма (атаки)» (с аргументами «за» и «против»), с использованием кейсов (от англ. «случай») — деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения.
7.Сущность и типы организационных управленческих структур.
Организационная структура определяет отношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организаций. Она проявляется в таких формах как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутрифункциональные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов. Под организационной структурой понимается, прежде всего, принцип, положенный в основу разделения труда.
Функциональная структура. Организация построена по принципу разделения обязанностей между функциональными подразделениями, отвечающими одному из направлений деятельности - производство, финансы, закупки, персонал. Функциональная структура характерна для небольших организаций.
Особенности: централизация, малочисленность персонала, концентрация в одном месте, небогатый ассортимент товаров и услуг
Плюсы: сильная власть управляющего, малые расходы, четкая ориентация на конечную цель, простое управление, отсутствие внутренних конфликтов.
Недостатки: отсутствие преемственности в руководстве, наличие устойчивых стереотипов в управлении, плохо переносит кризисы.
Линейно-штабная структура. Она характерна для более крупных структур. Представляет собой развитую функциональную структуру Плюсы, как и у функциональной структуры. Недостатки: как и у
функциональной структуры, а также наличие конфликтов между штабными линейными
подразделениями (целей).
Целевая структура. Этот тип связан с тем, что организация создается под конкретную программу (цели уточняются от исполнителя до руководителя). Плюсы: удобство управления и оценки деятельности, сравнительно малые затраты на управление, возможные конфликты разрешаются на месте, легче осуществлять планирование и реализацию программ. Недостатки: конфликт между подразделениями, затруднения в бухгалтерском учете, повышенное требование в кадрах.
Матричная структура. Сочетание разных вариантов структур - линейные, функциональные и целевые. Члены проектной группы подчиняются и руководителю проекта, и линейному руководителю (двойное или тройное подчинение). Плюсы: гибкость системы, хорошо приспособлена для комплексных, сложных программ, задач. Недостатки: сложность структуры, запутанность полномочий, наличие конфликтов, затрудненность контроля. Разветвленная структура. Это такой тип структуры, который объединяет в себе разные виды структур: как линейно-функциональный, так и целевой тип структур. Это гибридная форма организации, которая сочетает в себе элементы жестко-линейной функциональной структуры, гибкость целевой структуры и избегает трудностей матричной структуры. Плюсы: устойчивость и гибкость, возможность избежать путаницы в полномочиях, относительная легкость контроля. Недостатки: требуется постоянная работа по совершенствованию структуры, высокие требования к профессионализму управляющих кадров.
Конгломераты - это объединение различных предприятий, которые не имеют четкой структуры (это гибкие структуры).
Бюрократическая структура. Формальная рациональная организация. Плюсы: приоритет формальных правил и предписаний, четкое разграничение полномочий, когда соблюдается единоначалие, потребность в профессионалах и высококвалифицированных специалистах. Недостатки: не гибкость организации, плохо приспосабливается к изменениям и сложностям во внешней среде, формализм и обезличенность, бюрократия гасит творческую инициативу сотрудников. Недостатки бюрократии можно преодолеть с помощью разветвленной структуры. Организационная структура создается для достижения организационных целей, поэтому по мере изменения этих целей или условий их реализации может и должна претерпевать изменения, в противном случае эффективность организации можно существенно снизиться.
2. Адаптивные
§ Дивизиональная 3 вида:Продуктовая.Регионально-географическая, Сегмент рынка
Общая идея дивизиональных структур состоит в формировании бизнес единиц, которые обладают определенной автономией, т.е. в дивизиональных стр-х происходит дублирование упр-х функций. Часть данных функций выполняет центральный аппарат упр-я, часть функций реализуется на местах. Задачей центрального аппарата явл-ся формирование общих направлений развития, координация и контроль деятельности в целом.1. Продуктовая2. Регионально-географическая(тоже самое, только вместо «продукт А» - «в регионе А»)« + » улучшение коммуникаций« + » адаптация к внешней среде « - » Более дорогая структура чем иерархическая - увеличение затрат вследствие дублирования упр-х ф-ций § Проектная Временной, создается в рамках реализации конкретного проекта. Формируется команда профессионалов, лучшим образом подходящих для данного проекта.« + » Ориентация на достижение конкретных результатов« - » Отсутствие стабильности§ МатричнаяХар-ся наличием вертикальных и горизонтальных управля-ющих воздействий. В данной структуре имеются линейно-функциональные руководители (стабильная структура) и менеджеры проектов (лидеры), число которых не постянно« + » большая гибкость и слаженность« - » сложность и нарушение принципа единоначалия