Научные подходы в управлении организациями

Существует четыре основных подхода к управлению организациями:

• классический, или традиционный подход;

• процессный подход;

• системный подход;

• ситуационный подход.

Суть традиционного подхода: отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д.

Суть процессного подхода: управление рассматривается как процесс, например: «постановка целей—планирование—организация работ—мотивация—контроль». Разработка процесса — алгоритма управления организацией, ставится на первый план.

Суть системного подхода: организация рассматривается как система, со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.). Основные цели при системном подходе:

• снижение эмерджентности;

• повышение синергичности;

• обеспечение положительной мультипликативности в организации;

• обеспечение устойчивости функционирования организации;

• обеспечение адаптивности работы организации;

• обеспечение совместимости работы подсистем организации (например, подсистемы «персонал» с подсистемой «руководство», подсистемы «сбыт» с подсистемой «покупатели» и т.д.);

• обеспечение эффективной работы обратных связей в организации как внутри подсистем, так и между подсистемами.

Суть ситуационного подхода: методы управления могут меняться в зависимости от ситуации; на практике результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях; ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике, прогнозируются последствия (будущий спрос, затраты, финансовые поступления и т.д.); на основании полученных данных планируется будущая деятельность организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок, «мозгового штурма (атаки)» (с аргументами «за» и «против»), с использованием кейсов (от англ. «случай») — деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения.




7.Сущность и типы организационных управленческих структур.

Организационная структура определяет отношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организаций. Она проявляется в таких формах как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутрифункциональные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов. Под организационной структурой понимается, прежде всего, принцип, положенный в основу разделения труда.

Функциональная структура. Организация построена по принципу разделения обязанностей между функциональными подразделениями, отвечающими одному из направлений деятельности - производство, финансы, закупки, персонал. Функциональная структура характерна для небольших организаций.

Особенности: централизация, малочисленность персонала, концентрация в одном месте, небогатый ассортимент товаров и услуг

Плюсы: сильная власть управляющего, малые расходы, четкая ориентация на конечную цель, простое управление, отсутствие внутренних конфликтов.

Недостатки: отсутствие преемственности в руководстве, наличие устойчивых стереотипов в управлении, плохо переносит кризисы.

Линейно-штабная структура. Она характерна для более крупных структур. Представляет собой развитую функциональную структуру Плюсы, как и у функциональной структуры. Недостатки: как и у

функциональной структуры, а также наличие конфликтов между штабными линейными

подразделениями (целей).

Целевая структура. Этот тип связан с тем, что организация создается под конкретную программу (цели уточняются от исполнителя до руководителя). Плюсы: удобство управления и оценки деятельности, сравнительно малые затраты на управление, возможные конфликты разрешаются на месте, легче осуществлять планирование и реализацию программ. Недостатки: конфликт между подразделениями, затруднения в бухгалтерском учете, повышенное требование в кадрах.

Матричная структура. Сочетание разных вариантов структур - линейные, функциональные и целевые. Члены проектной группы подчиняются и руководителю проекта, и линейному руководителю (двойное или тройное подчинение). Плюсы: гибкость системы, хорошо приспособлена для комплексных, сложных программ, задач. Недостатки: сложность структуры, запутанность полномочий, наличие конфликтов, затрудненность контроля. Разветвленная структура. Это такой тип структуры, который объединяет в себе разные виды структур: как линейно-функциональный, так и целевой тип структур. Это гибридная форма организации, которая сочетает в себе элементы жестко-линейной функциональной структуры, гибкость целевой структуры и избегает трудностей матричной структуры. Плюсы: устойчивость и гибкость, возможность избежать путаницы в полномочиях, относительная легкость контроля. Недостатки: требуется постоянная работа по совершенствованию структуры, высокие требования к профессионализму управляющих кадров.

Конгломераты - это объединение различных предприятий, которые не имеют четкой структуры (это гибкие структуры).

Бюрократическая структура. Формальная рациональная организация. Плюсы: приоритет формальных правил и предписаний, четкое разграничение полномочий, когда соблюдается единоначалие, потребность в профессионалах и высококвалифицированных специалистах. Недостатки: не гибкость организации, плохо приспосабливается к изменениям и сложностям во внешней среде, формализм и обезличенность, бюрократия гасит творческую инициативу сотрудников. Недостатки бюрократии можно преодолеть с помощью разветвленной структуры. Организационная структура создается для достижения организационных целей, поэтому по мере изменения этих целей или условий их реализации может и должна претерпевать изменения, в противном случае эффективность организации можно существенно снизиться.

2. Адаптивные

§ Дивизиональная 3 вида:Продуктовая.Регионально-географическая, Сегмент рынка

Общая идея дивизиональных структур состоит в формировании бизнес единиц, которые обладают определенной автономией, т.е. в дивизиональных стр-х происходит дублирование упр-х функций. Часть данных функций выполняет центральный аппарат упр-я, часть функций реализуется на местах. Задачей центрального аппарата явл-ся формирование общих направлений развития, координация и контроль деятельности в целом.1. Продуктовая2. Регионально-географическая(тоже самое, только вместо «продукт А» - «в регионе А»)« + » улучшение коммуникаций« + » адаптация к внешней среде « - » Более дорогая структура чем иерархическая - увеличение затрат вследствие дублирования упр-х ф-ций § Проектная Временной, создается в рамках реализации конкретного проекта. Формируется команда профессионалов, лучшим образом подходящих для данного проекта.« + » Ориентация на достижение конкретных результатов« - » Отсутствие стабильности§ МатричнаяХар-ся наличием вертикальных и горизонтальных управля-ющих воздействий. В данной структуре имеются линейно-функциональные руководители (стабильная структура) и менеджеры проектов (лидеры), число которых не постянно« + » большая гибкость и слаженность« - » сложность и нарушение принципа единоначалия

Наши рекомендации