Социальная политика как инструмент делового менеджмента
Социальная политика — это определенным образом разработанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данных пределах (страна, регион, предприятие).
В данном определении заключены следующие важные проблемы:
1. Имеются определенные технологии разработки социальной политики, основой которых является сбору обработка, систематизация, накопление и использование информации. На достоверной информационной базе определяются и формулируются цели, направлениями задачи социальной политики.
2. В процессе разработки социальной политики важное значение (при прочих равных условиях) имеет ее ресурсное обоснование и определение механизма практической реализации (кто, что и когда выполняет и, соответственно, отвечает).
3. Социальная политика — это разновидность управленческого решения, поэтому могут разрабатываться проекты-варианты, которые оцениваются по определенным критериям. Далее принимается окончательный вариант, оформляемый в виде соответствующего документа.
4. Для реализации выработанной и принятой социальной политики важен соответствующий механизм со «встроенной» системой контроля, т.е. постоянным получением обратной связи или информации.
Социальная политика имеет ряд важнейших характеристик, представленных в систематизированном виде в таблице 6.
В технологии социальной политики на любом уровне управления выделяются две части: разработка; реализация.
Таблица 6
Признаки характеристик | Характеристика социальной политики |
1. Уровень разработки и реализации социальной политики | Государственная социальная политика. Региональная, городская социальная политика на предприятии, в организации, учреждении |
2. Направленность социальной политики | Цели, направления и задачи социальной политики (конкретизируются в зависимости от уровня и практической значимости) |
3. Содержание мероприятий, задач социальной политики | Организационные, правовые, социальные, экономические, финансовые, экологические, демографические, идеологические, пропагандистские, культурные |
4. Период реализации социальной политики | Долгосрочная. Среднесрочная. Краткосрочная. Текущая |
5. Эффективность/неэффективность | Эффективная — действенная, результативная, прагматичная, реализованная в значительной мере. Неэффективная — нереальная, «бумажная», не реализованная в значительной мере. |
В основе разработки социальной политики на любом уровне управления лежат два ведущих принципа:
1) обоснованность, т.е. расчетное обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий необходимыми ресурсами.
Наиболее распространенная ошибка — разрабатываемая социальная политика не «просчитывается» по необходимым ресурсам. Поэтому документ, содержащий ее изложение, может очаровывать обилием замыслов, но с практической точки зрения предстанет как вариант «чрезмерного оптимизма и больших желаний»;
2) реалистичность, т.е. ориентация социальной политики не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение наиболее значимых из них в определенном объеме на тот или иной период времени.
После разработки социальной политики «включается» механизм ее реализации.
Практика показывает, что в процессе реализации социальной политики значимыми являются два принципа:
1. Конкретизация социальной политики в механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования.
2. Результативность, т.е. социальная политика должна обеспечивать достижение результатов спустя определенный период времени.
Если социальная политика не реализована, то всегда имеются конкретные причины, наиболее характерные из которых — необоснованность и нереалистичность.
Разработка и реализация социальной политики требует на любом уровне управления соответствующей компетенции. Следует особо отметить, что поскольку «соседствуют» два процесса— разработка и реализация, то соответственно Необходимы кадры:
— специалистов, которые имеют профессиональную подготовку в области программно-целевого управления, социального проектирования, т.е. знают и умеют обосновывать и разрабатывать социальную политику;
— руководителей, которые получили необходимую подготовку по организации управления процессами разработки и реализации социальной политики, социальных программ.
В качестве рекомендации для системы повышения квалификации можно предложить учебно-тематический план программы «Социальная политика» из общего расчета 72—100 часов.
Учебно-тематический план программы «Социальная политика»
№ п/п | Наименование тем | Объем в часах |
Социальные проблемы и социальная политика . | ||
Правовое обеспечение социальной политики | ||
Социальная информация: системы, формы и методы получения и использования при определении и реализации социальной политики | ||
Социальное прогнозирование и моделирование | ||
Диагностика социальных систем и процессов, используемые методы и методики | ||
Социальные программы как инструмент практического управления — отечественный и зарубежный опыт | ||
Система подготовки специалистов для -социальной сферы — состояние и перспективы | ||
Социальная защита как составная часть социальной политики | ||
Проблемы социальной помощи семье и детям | ||
Роль средств массовой информации в процессе реализации социальной политики | ||
Проблемы оценки эффективности/неэффективности социальной политики | ||
Итоговая конференция по программе | ||
ИТОГО: |
Примечание: более конкретный объем в часах устанавливается исходя из целей и задач повышения квалификации, возможностей финансирования программы.
Социальные проекты
Проект социальной работы понимается как система:
1) сформулированных проектных целей;
2) создаваемых для этих целей социальных учреждений, физических объектов, систем социальной защиты;
3) разрабатываемых и утверждаемых соответствующих документов — программ, планов, расчетов, смет и др.;
4) рассчитываемых необходимых ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, временных;
5) комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.
Все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной грани, или стороне, проекта (табл. 7).
Таблица 7