Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка

Сущность цены. Характеристика базовых подходов к определению цены.

Функции цен. Учетно-измерительная функция. Цена как носитель экономической информации. Функция согласования спроса и предложения. Закон спроса и предложения. Линейная и степенная зависимости спроса от цены товара. Стимулирующая функция цен, ее использование в ценовой политике государства, региона, фирмы. Распределительная функция цен. Механизмы перераспределения вновь созданной стоимости. Функция перелива капитала. Объективный характер функций цен.

Зависимость ценообразования от типа рынка. Ценообразование на рынке свободной конкуренции. Сущность адаптивной политики цен. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции. Особенности ценообразования в условиях олигополии и монополии.

Тема 2. Система цен в экономике

Виды цен.

Характеристика цен в зависимости от стадии товародвижения: оптовые цены, закупочные цены, розничные цены. Сфера применения, структурные элементы.

Характеристика цен по степени участия государства в их формировании. Сфера применения регулируемых цен. Понятие «свободные рыночные цены».

Характеристика цен по способу установления, фиксации в контракте (договоре). Цены твердые, подвижные, скользящие. Распределение риска потерь от инфляции. Расчет скользящих цен. Период скольжения, лимит скольжения.

Характеристика цен по способу получения информации. Виды справочных цен, сфера применения. Расчетные цены.

Характеристика цен по способу отражения фактора времени. Цены текущие, средние, сопоставимые. Способы расчета средних цен. Приведение цен в сопоставимый вид. Индекс инфляции. Индексы цен. Относительные цены.

Тема 3. Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса

Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка и принятии управленческих решений.

Эластичность спроса по цене - основа оценки реакции покупателей на изменения цен. Классификация товаров по степени эластичности спроса. Область применения и расчет коэффициентов эластичности: общих, дуговых, точечных. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.

Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары.

Эластичность спроса по доходам. Кривые Энгеля. Уравнения Тронквиста.

Эластичность ценовых ожиданий. Использование оценок эластичности ценовых ожиданий для выбора стратегии и тактики ценообразования.

Тема 4. Методы сбора и обработки информации о поведении покупателей при изменении цен

Сбор первичной информации об изменении спроса при изменении цен. Классификация методов сбора информации. Факторы, определяющие выбор методов.

Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках. Анализ агрегированных данных предприятий о производстве и реализации продукции. Исследование поведения отдельных категорий покупателей по данным о фактических покупках. Анализ панельных данных. Активный и пассивный эксперимент в торговых залах. Эксперименты в лабораториях. Обработка и интерпретация полученных результатов. Формализованные методы прогнозирования цен.

Методы сбора информации, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей.

Непосредственное анкетирование: возможность и целесообразность применения, способы построения анкетных вопросов. Определение готовности покупателей совершить покупку. Декомпозиционный анализ.

РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Тема 5. Методы государственного регулирования цен

Цели и методы государственного регулирования цен. Субъекты ценообразования.

Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования в России. Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий.

Уровни и способы прямого регулирования цен. Регулирование цен продукции производственно-технического назначения, товаров и услуг на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Фиксированные и предельные цены. Установление предельного уровня рентабельности, предельного размера снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.

Региональные аспекты ценообразования.

Опыт государственного регулирования цен за рубежом.

Тема 6. Вопросы ценообразования в Гражданском кодексе Российской Федерации

Вопросы определения цен при заключении договора в Гражданском кодексе РФ. Виды цен. Изменения цен после заключения договора. Цены в отдельных видах договоров. Цена недвижимости. Цена в договорах подряда.

Тема 7. Вопросы ценообразования в Налоговом кодексе Российской Федерации

Роль налоговых органов в регулировании цен.

Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж.

Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом.

Наши рекомендации