Ценообразование в условиях рынка.

ЛЕКЦИЯ 12. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Цена и ее функции в условиях рынка.

Виды цен.

Ценообразование в условиях рынка.

Методы ценообразования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цена; функции цен; производственные, заготовительные, сметные цены; тарифы; система франкования цен; производственная, оптовая отпускная, оптово-посредническая, розничная цена, затратный и рыночный подходы к ценообразованию; методы ценообразования; цена реализации продукции; калькуляция отпускной цены.

Цена и ее функции в условиях рынка.

В практике экономической деятельности используется несколько подходов к определению экономической категории «цена», которые отображают соответствующие экономические отношения. Традиционно используются следующие определения.

ЦЕНА – это денежное выражение стоимости объектов покупки или продажи.

В то же время для рыночных условий более приемлемо определение цены, которое отображает реальные цели производства. А именно – необходимость обязательной реализации произведенного товара, что, с одной стороны, подтверждает целесообразность выпуска именно этой продукции, а с другой – создает основу дальнейшего расширения производства.

ЦЕНА – количество денег, которое выплачивается или получается за единицу товара или услуги.

Таким образом, в рыночных условиях цена – основной регулятор, который отражает всю совокупность отношений, характерных для рынка:

потребительские свойства, или полезность товара;

условия производства;

ограниченность товара как ресурса;

модель рынка и уровень конкуренции;

уровень государственного регулирования;

покупательную способность денежной единицы и т.д.

Функции цен:

ž Учетно-аналитическая;

ž Стимулирующая;

ž Распределительная;

ž Регулирующая.

Учетно-аналитическая – цена обеспечивает учет и измерение затрат на производство отдельных видов продукции и услуг, а также их прогнозирование.

Стимулирующая– обеспечивает рациональное использование ограниченных ресурсов, повышение эффективности хозяйствования, обеспечение необходимой доходности на базе развития прогрессивных методов хозяйствования.

Распределительная – цена влияет на распределение ресурсов, перераспределение доходов на различных уровнях и между ними.

Регулирующая – обеспечивает сбалансированность между спросом и предложением, между субъектами экономики физическими и юридическими лицами.

Виды цен.

Классификации цен:

ž По роли в экономической сфере;

ž По способу установления и регулирования;

ž По характеру обслуживаемого оборота;

ž По степени зависимости;

ž По способу фиксации;

ž По степени обоснованности;

ž По времени действия;

ž По форме возврата транспортных затрат;

ž По стадии формирования стоимости продукту;

ž Современные трактовки цен.

По роли в экономической сфере цены:

ž производственные;

ž потребительские.

Производственные – это цены, по которым предприятиями и организациями реализуется продукция и предоставляются услуги, как правило, другим предприятиям и организациям:

ž оптовые цены – цены, по которым предприятия рассчитываются между собой за крупные партии товара.

Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятия и промышленности.

ž Заготовительные (закупочные) цены – используются при установлении стоимости сельскохозяйственной продукции и вторичного сырья.

ž Сметные цены – цены и расценки, которые используются для определения стоимости нового строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений.

ž Тарифы – устанавливаются на перевозки и производственные услуги.

Потребительские– цены для населения.

• Розничные – цены, по которым производится покупка, как правило, населением.

• Тарифы – цены, которые устанавливаются на услуги, предоставляемые населению.

По способу установления и регулирования:

Государственные – фиксированные и регулируемые;

Договорные;

Свободные.

• Государственные– формируются в условиях рынка, но зависят от юридического и экономического влияния государственных органов власти разного уровня:

- Фиксированные– устанавливаются и контролируются государством как правило для ограниченного перечня товаров;

- Регулируемые– формируются в зависимости от соотношения спроса и предложения, но государство оказывает влияние на их рост или снижение прямим ограничением;

• Договорные– цены, по которым производится реализация товаров в соответствии с соглашением между поставщиком и потребителем;

• Свободные– формируются под влиянием конъюнктуры рынка, независимо от деятельности государственных органов, и регулируются только соотношением спроса и предложения.

По характеру обслуживаемого оборота:

Оптовые и розничные в промышленности;

Закупочные в сельском хозяйстве;

Сметные и договорные в строительстве;

Цены и тарифы на услуги населению;

Транспортные тарифы.

По степени зависимости:

Свободные;

Регулируемые;

Фиксированные.

По способу фиксации:

Контрактные;

Трансфертные;

Биржевые;

Аукционные;

Цены торгов.

• Контрактные– договорные, которые могут быть постоянными на протяжении срока действия соглашения или индексироваться на условиях, соглашения участников договора;

• Трансфертные– используются при реализации продукции между филиалами и подразделениями одного предприятия или одной ассоциации;

• Биржевые– цена, по которой осуществляется оптовое соглашение по покупке – продаже товаров на бирже, свободная цена, которая меняется в зависимости от спроса, объема соглашения и т.д. Контролируется на основе определения ее типового уровня по наиболее характерным соглашениям;

• Аукционные – цены на товары, которые продаются на аукционе. Могут значительно отличаться от рыночной (как правило, в сторону увеличения), или отображают уникальные или особые свойства и признаки товаров;

• Цены торгов– информируют про результаты тендерных торгов.

По степени обоснованности:

Базисные;

Справочные;

Прейскурантные;

Фактические;

Потребительские.

• Базисные– используются как основа при установлении цен на аналогичные изделия;

• Справочные– используются как ориентировочные при установлении цен на аналогичную продукцию и публикуются в каталогах, прейскурантах, прайс–листах, справочниках и прочих информационных источниках;

• Прейскурантные– разновидность справочных цен, которая публикуется в прейскурантах фирм-производителей или продавцов;

• Фактические– при установлении учитывают использование различных надбавок или скидок к базисной цене;

• Цены потребления– определяют все затраты покупателя, связанные с покупкой товара, его доставкой и затратами по подготовке к эксплуатации.

По времени действия:

Постоянные;

Текущие;

Подвижные;

Сезонные;

Ступенчатые.

• Постоянные– не изменяются в течение всего сроку поставки продукции по данному контракту или договору;

• Текущие– цены, во которым производится поставка продукции в данный момент, но они могут изменяться в течение срока действия определенного контракта;

• Подвижные– устанавливаются торговыми соглашениями на продукцию с долгим сроком производства и учитывают изменения производственных затрат;

• Сезонные– действуют на протяжении определенного периода;

• Ступенчатые– определяются рядом цен на продукцию, которые последовательно уменьшаются в соответствии с заранее принятой шкалой.

По форме возврата транспортных затрат:

Франко - склад поставщика;

Франко – станция отправления;

Франко – вагон станция отправления;

Франко – вагон станция назначения;

Франко – станция назначения;

Франко – склад потребителя.

Система франкования цен – установление оптовых цен с учетом условий договора купли- продажи, в котором оговорены условия страхования и доставки груза. Франко-станция назначения ответственность по доставке за производителем, франко-станция отправления за покупателем (посредником). Практически название соответствует границе, за которой заканчивается экономическая ответственность производителя за доставку груза.

Территориальные цены – дифференциация цен по территории для компенсации транспортных затрат.

По стадии формирования стоимости продукта:

Производственная цена предприятия;

Оптовая отпускная цена предприятия;

Оптово-посредническая цена;

Розничная цена.

• Производственная цена предприятия– формируется на предприятии и состоит из полной себестоимости изделия и прибыли предприятия;

• Оптовая отпускная цена предприятия– включает производственную цену предприятия и дополнительные налоги, которые выплачивает предприятие в соответствии с действующей системой налогообложения, которая в Украине включает акцизный сбор и налог на добавленную стоимость (НДС);

• Оптово-посредническая цена– цена реализации приобретенной у производителей продукции, которая, кроме оптовой цены предприятия, включает посреднические надбавки, которые состоят из затрат и прибыли посредника, а также НДС на сумму всех затрат;

• Розничная цена– формируется из оптово-посреднической цены и торговой надбавки, которая включает затраты и прибыль торговли и соответствующие суммы НДС.

Современные трактовки цен: базисная, дифференцированная, внешнеторговая, коммерческая, номинальная, начальная, продажная, СИФ, ФОБ, фактурная, демпинговая, переменная, зональная, лимитная, ступенчатая, престижная, разовая, твердая и другие.

Ценообразование в условиях рынка.

В рыночных условиях при ценообразовании используются методические подходы, которые выходят из основных методологических положений, которые реализуются в условиях реальных проявлений рыночных отношений.

Известны два подхода к ценообразованию, которые применяются предприятием как субъектом рынка в зависимости от характерных особенностей данного субъекта, типа рынка, к которому относится продукция, выпускаемая на предприятии, и его роли в рыночных отношениях:

ž Затратный;

ž Рыночный.

Предприниматель как субъект рынка предполагает обязательное обеспечение основной цели своего функционирования – формирование прибыли. Таким образом, предприятие как и предприниматель при установлении цены на конкретный вид продукции должно покрыть затраты и получить дополнительную стоимость в форме прибыли. Основой для расчета при указанном подходе являются затраты. Поэтому данный подход в зависимости от основного базового показателя для установления цены носит название затратный.

В основу расчетов на основе затратного подходалежит следующий алгоритм:

де Ц – цена товара, грн.;

З – затраты на производство продукции, грн.;

П – прибыль от реализации, грн.

Рыночный подход предполагает формирование цены в зависимости от соотношения спроса и предложения, которая в теоретической экономике называется равновесной. Уровень цен на конкретную продукцию зависит от того, к какому типу конкурентной рыночной среды (модели рынка) зависит продукция, производимая на данном предприятии.

В реальной ситуации предпринимателю необходимо решить задачу, на основании которой определяется поведение на рынке и ценовая политика, направленная на установление объема производства, способного обеспечить определенный уровень дохода, который ведет к максимизации прибыли, на основе удовлетворения потребностей потребителей, согласных и способных оплатить установленную цену.

Методы ценообразования.

1.Метод «затраты + прибыль»:

Применяется при планировании

Ц = С + П, грн.

де П – прибыль, которая рассчитывается на все расходы в % к затратам, то есть на основе рентабельности продукции.

Наши рекомендации