Ценообразование и характеристики рынка

ВВЕДЕНИЕ

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают реальное воздействие на движение материальных потоков, уровень доходности предприятия. Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынок, вопрос о ценах – это вопрос их существования и благополучия. Поэтому знание правил разумной ценовой стратегии и политики, этапов разработки цен, методов их установления – это вопрос финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия, средство достижения желаемых финансово-экономических результатов.

Цели и задачи курса – подготовить студентов к самостоятель­ной постановке и осмысленному решению задач в области ценообра­зования; расширить знания студентов о теоретических основах цено­образования; познакомить студентов с методическими основами и методами ценообразования; привить студентам навыки решения при­кладных задач в области ценообразования.

Требования к уровню освоения курса.В результате изучения курса студент:

должен знать:

– теоретические основы рыночного ценообразования;

– основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования;

– содержание основных методов ценообразования;

– характеристики ценообразования на различных рынках;

– закономерности формирования стратегии и тактики ценообразования;

– опыт зарубежных и отечественных фирм в области ценообразования;

должен уметь:

– провести маркетинговые исследования рынка с целью оценки реакции покупателей на цены, их изменение, выделить основные ценообразующие факторы;

– применить известные методы ценообразования;

– оценить эластичность спроса;

– обосновать целесообразность применения известных стратегий и тактических приемов ценообразования;

– провести статистические и прогнозные исследования динамики цен;

– осуществить анализ безубыточности ценовых решений;

должен понимать:

– место курса в системе маркетинга, взаимосвязь ценообразования с другими инструментами механизма управления.

Ценообразование и характеристики рынка

Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он работает. В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре типа рынка:

1) свободная конкуренция;

2) монополистическая конкуренция;

3) олигополия;

4) монополия.

В области ценообразования на рынке свободной конкуренции:

– цены предложения равны ценам спроса на эти товары. В условиях свободной конкуренции цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияние на рыночное равновесие;

– отсутствуют барьеры для вступления в рынок, что ведет к росту общего предложения и падению цен;

– для продавцов, работающих на рынке свободной конкуренции характерна адаптивная политика цен, то есть политика приспособления к ценам, сложившимся на рынке;

– оптимум прибыли можно достичь через изменение затрат производителя, которые зависят от объема продаж.

В области ценообразования на рынке монополистической конкуренции:

– ценообразование осуществляется в условиях монополии предприятия при установлении цены на свой фирменный товар;

– продавцы вынуждены осуществлять маркетинговые исследования с целью позиционирования своего товара, определения уровня цен;

– продукция взаимозаменяема, поэтому спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен других конкурентов;

– при установлении цены учитывают в первую очередь реакцию покупателей, а не конкурентов.

Особенности ценообразования на рынке олигополии:

– необходимо учитывать государственное регулирование деятельности предприятий на рынке данного типа;

– стремление согласовать действия в области ценообразования с конкурентами;

– сговор между фирмами может носить законный характер, например, создание картеля, либо противозаконный характер, например, тайное сотрудничество;

– возможно установление цен на минимальном уровне с целью создать препятствие для появления на рынке новых конкурентов.

Особенности ценообразования на монополистическом рынке:

– фирма-монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сама их устанавливает;

– цены на товары ограничены покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием конъюнктуры рынка;

– в связи с исключительным положением монополиста на рынке его деятельность регулируется государством.

Тесты

1. Под монополистической конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой:

а) взаимодополняемые товары производятся большим числом независимых друг от друга производителей;

б) взаимодополняемые товары производятся небольшим числом независимых друг от друга производителей;

в) взаимозаменяемые товары производятся большим числом независимых друг от друга производителей;

г) все товары производятся в условиях конкуренции.

2. На рынке свободной конкуренции предприятие придерживается:

а) адаптивной политики цен;

б) политики приспособления к ведущим конкурентам;

в) маркетингового ценообразования;

г) политики доминирующего лидерства.

3. Продавцы придерживаются политики адаптивного ценообразования:

а) на олигопольном рынке;

б) рынке монополистической конкуренции;

в) рынке свободной конкуренции;

г) монопольном рынке.

4. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой:

а) в отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовать свои действия;

б) товар однороден, входные барьеры отсутствуют, имеется один продавец и много покупателей;

в) товар однороден, имеется много продавцов и один покупатель;

г) в отрасли один производитель и несколько покупателей, товар однороден.

5. Важная черта, которая отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции, состоит в том, что:

а) имеются серьезные барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции;

б) конкурирующие фирмы продают дифференцированный товар, а не однородный;

в) в длительном периоде в условиях монополистической конкуренции фирмы получают экономическую прибыль;

г) конкурирующие фирмы продают уникальные товары.

6. В группу условий совершенной конкуренции входит условие:

а) имеется много продавцов и покупателей и каждый из них производит лишь малую долю всего объема этого товара;

б) товар должен быть совершенно однороден с точки зрения покупателя;

в) информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна;

г) отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль для нового производителя и нет препятствия для выхода их из отрасли.

7. Поощрительное или сдерживающее воздействие цены на производство и потребление различных видов товаров обеспечивается:

а) учетно-измерительной функцией;

б) стимулирующей функцией;

в) регулирующей функцией;

г) распределительной функцией.

8. Функцией, показывающей, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции, является:

а) учетно-измерительная функция;

б) стимулирующая функция;

в) функция перелива капитала;

г) распределительная функция.

9. Для рынка монополистической конкуренции характерно:

а) ценообразование в полной зависимости от конкурентов;

б) ценообразование в соответствии с позиционированием товара;

в) чисто монопольное ценообразование;

г) соглашение по ценам.

10. Когда говорят, что конкурентная фирма является «ценополучателем», имеется в виду, что:

а) фирма получит максимальную прибыль, если снизит удельные затраты, а не цену;

б) фирма не имеет возможности воздействовать на уровень рыночных цен;

в) фирма будет корректировать объем выпуска, не контролируя уровень издержек производства;

г) рыночная цена продукта никак не влияет на решение фирмы о производстве.

Наши рекомендации