Раздел 5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями п. 7.3 ФГОС ВПО в целях реализации компетентностного подхода в учебном процессе дисциплины «Прикладная информатика в экономике» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Выносимые на практические занятия вопросы обсуждаются в компьютерном классе перед выполнением практических заданий, используя мультимедийный проектор. Основу практических заданий составляет Практикум по прикладной информатике. Контроль текущих знаний студента проводится по результатам выполнения заданий для самостоятельного решения и ответам на вопросы, приводимые в указанном Практикуме.
Таблица 5.1
Интерактивные образовательные технологии,
используемые на аудиторных практических занятиях
Наименование разделов, тем | Используемые образовательные технологии |
Тема 1. Понятие информации и информатики. Технические средства реализации информационных процессов | Лекция. Компьютерный класс. Проектор. Демонстрация слайдов по рассматриваемому вопросу. |
Тема 2. Программные средства реализации информационных процессов | Практические занятия. Компьютерный класс. Проектор. Демонстрация программных средств по рассматриваемому вопросу. |
Тема 3. Текстовый процессор MS Word | Практические занятия. Компьютерный класс. Проектор. Пояснения приемов работы с MS Word при создании простых и многостраничных документов. |
Тема 4. Электронные таблицы MS Excel | Практические занятия. Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы по заданиям, рассматриваемым в Практикуме. |
Тема 5. Базы данных Excel | Практические занятия. Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы по заданиям, рассматриваемым в Практикуме. |
Тема 6. Реляционные базы данных MS Access | Практические занятия. Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы при выполнении практических заданий. |
Тема 7. Создание презентаций. Программа MS PowerPoint | Практические занятия. Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы при выполнении практических заданий. |
Тема 8. Компьютерные сети | Практические занятия. Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы при выполнении практических заданий. |
Тема 9. Основы защиты информации | Практические занятия. Компьютерный класс. Проектор. Пояснения основных приемов работы при выполнении практических заданий. |
Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы обучающихся по дисциплине
Наряду с проведением практических занятий неотъемлемым элементом учебного процесса является самостоятельная работа. При самостоятельной работе достигается целенаправленное усвоение учебного материала, приобретаются практические навыки работы с компьютерными программами, столь важные для дальнейшей успешной деятельности студента. Формы самостоятельной работы студентов весьма разнообразны. В домашних условиях самостоятельная работа студентов включает работу с материалами Практикума, а также с дополнительными заданиями по указанию преподавателя.
Таблица 6.1
Наименование разделов, тем | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Форма отчетности о работе |
Тема 1. Понятие информации и информатики. Технические средства реализации информационных процессов. | Информатика как научная дисциплина. Общее представление данных и понятие о системах счисления. Основные этапы развития информатики и вычислительной техники. Единицы измерения информации. | Оценка ответов студентов на выносимые на обсуждение вопросы. |
Тема 2. Программные средства реализации информационных процессов. | Классификация программного обеспечения. Прикладные программы. Офисные программы MS Office. | Оценка ответов студентов на выносимые на обсуждение вопросы. |
Тема 3. Текстовый процессор MS Word | Основы создания и редактирования текстовых документов. Создание таблиц. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Стили. Шаблоны. Создание многостраничных документов. Создание отчетов. Разделы. Колонтитулы. Создание оглавлений. Создание предметных указателей. | Оценка выполненных заданий для самостоятельной работы из Раздела 3 Практикума. |
Тема 4. Электронные таблицы MS Excel. | Назначение и основные приемы работы. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные форматы чисел. Собственные форматы чисел. Условное форматирование. Создание и редактирование диаграмм. | Оценка выполненных заданий для самостоятельной работы из Раздела 4 Практикума. |
Тема 5. Базы данных Excel | Что называется базой данных? Как создавать базы данных с использованием форм? Какие операции по редактированию базы данных можно выполнить с помощью форм? Использование автофильтра и расширенного фильтра. Подведение итогов в базе данных. | Оценка выполненных заданий для самостоятельной работы из Раздела 5 Практикума. |
Тема 6. Реляционные базы данных MS Access | Что такое реляционные базы данных? Какие категории объектов существуют в базе данных Access? Режим Таблицы и режим Конструктора. Свойства полей. Индексированные и ключевые поля. | Оценка выполненных заданий для самостоятельной работы из Раздела 6 Практикума. |
Тема 7. Создание презентаций. Программа MS PowerPoint | Для каких задач предназначена презентация? Какие возможности она предоставляет? Назовите виды импортируемых объектов. Переход между слайдами. Гиперссылки. Примечания и заметки докладчика. Установка времени показа слайда. Переход к другому слайду. | Оценка выполненных заданий для самостоятельной работы из Раздела 7 Практикума. |
Тема 8. Компьютерные сети. | Основные компоненты и разновидности компьютерных сетей. Аппаратные и программные средства. Локальные, корпоративные и глобальные сети. Интернет. Сервисы Интернета. Электронная почта. | Оценка ответов студентов в процессе дискуссии по обсуждаемым вопросам и выполненных заданий по самостоятельной работе. |
Тема 9. Основы защиты информации. | Виды и источники угрозы информации. Виды умышленных угроз безопасности информации. Вирус – источник угрозы информации. Способы защиты информации. Блок законов РФ о защите информации. Использование программных и программно-аппаратных средств обеспечения безопасности информации. | Оценка ответов студентов в процессе дискуссии по выносимым на обсуждение вопросам. |
6.1. Примерные тестовые задания для контроля качества
усвоения материала и подготовки к зачету
Выберите вариант правильного ответа: