О главной причине употребления психотропов
Причина пьянства не в наследстве,
Не в трудном детстве, не в беде.
Причина пьянства — просто в бегстве…
От совести. Всегда, везде!
«Вино и табак разрушают тело человека,— писал П.К.Иванов.— Тот, кто курит, своё сердце негодным делает, особенно если человек самозакаляется». Занимающийся закалкой и одновременно курящий или пьющий человек подобен свечке, подожжённой с обеих концов. Ему, особенно на первых порах, необходимо направить все силы на преодоление пагубной привычки. Алкоголь и никотин разрушают тончайшие структуры организма: не только физические, но и психические. Сознание алкоголика и заядлого курильщика становится чуждым естественной природе и обществу. Ведь курение и употребление алкоголя считаются «грехом» очевидным. И если человек даже не помышляет избавиться от такого «греха», то это свидетельствует о болезни сознания, когда не понимают даже очевидных вещей, когда размышления о здоровье — всего только лишённые реального значения слова. Вот почему П.К.Иванов говорил: «Если не бросишь курить, то лучше ко мне не приходи». Но принимал он всех, кто искренне хотел избавиться от пагубной тяги к табаку и алкоголю, давал этим людям советы, как перестать курить или пить.
Следует отметить, что первостепенное значение здесь имеют вовсе не специальные упражнения, а сознание людей. Если человек будет осознанно относиться к своим действиям, докопается до причин пагубного пристрастия к алкоголю и табаку и найдёт стимулы к здоровому образу жизни, это даст ему новые силы и он добьётся перемен к лучшему.
Кто встречался с Порфирием Корнеевичем, находил в себе силы отказаться от алкоголя и курения удивительно быстро. «Я прошу,— говорил он,— если у кого сил нету (бросить курить или пить), то пожалуйста, ко мне — курить больше не будет. Три дня поработает, а потом я его приму, чтобы он снова не заболел. И будет он здоров».
Но человеку дана возможность и самостоятельно, без помощи учителей, найти в себе силы и волю для начала здоровой жизни.
П.К.Иванов был мудрым человеком. Он докопался до сути, почему люди употребляют наркотические средства. Причины кроются в психической слабости людей признаться самим себе в том, что они живут неправедно. Вот что он писал (выделено нами):
«Вся жизнь людская, можно сказать, состоит только из двух деятельностей: 1) приведения своей деятельности в согласие с совестью и 2) скрывания от себя указаний своей совести для возможности продолжения жизни.
Одни делают первое, другие — второе. Для достижения первого есть один только способ: нравственное просвещение — увеличение в себе света и внимания к тому, что он освещает; для второго — для скрытия от себя указаний совести — есть два способа: внешний и внутренний. Внешний способ состоит в занятиях, отвлекающих внимание от указаний совести, внутренний состоит в затемнении самой совести...
Для людей с тупым, ограниченным нравственным чувством часто вполне достаточно внешних отвлечений для того, чтобы не видеть указаний совести о неправильности жизни. Но для людей нравственно чутких... развлечения, которые бы отвлекали от сознания этого разлада, недостаточны, или они приелись, и вот для того, чтобы быть в состоянии продолжать жить, несмотря на указания совести о неправильности жизни, люди отравляют, на время прекращая его деятельность, тот орган, через который проявляются указания совести, так же, как человек, умышленно засоривший глаз, скрыл бы от себя то, что он не хотел бы видеть.
Не во вкусе, не в удовольствии, не в развлечении, не в веселье лежит причина всемирного распространения гашиша, опиума, вина, табака, а только в потребности скрыть от себя указания совести...
...Освобождение же людей от употребления одуряющих веществ откроет им глаза на требование их сознания, и они станут проводить свою жизнь в согласии с совестью».
О наркотиках
Коли предложат вам ”ширнуться”,
Иль затянуться косяком —
То знайте: путь ваш прямиком
К могильным плитам обернулся.
Из главы «Безопасная доза» мы уже немного знаем о воздействии на организм человека экзогенного этанола — этилового спирта, который имеет внешнее по отношению к вырабатываемому самим организмом этанолу. Последний называется эндогенный этанол. О пагубности применения экзогенного этанола мы рассуждали в этой главе.
Примерно такие же последствия происходят в организме, если человек принимает другие наркотики (напомним, что к наркотикам относится не только алкоголь, но даже табак[50]), производные от переработки конопли и других наркосодержащих растений[51]. Только эти последствия сказываются на психике и здоровье гораздо быстрее, чем от принятия алкоголя.
Рассмотрим более подробно причины и внутренние механизмы, побуждающие людей принимать наркотики (в том числе и алкоголь). Главную и основную причину принятия любого наркотического вещества правильно сформулировал П.К.Иванов: «…для того, чтобы быть в состоянии продолжать жить, несмотря на указания совести о неправильности жизни…». На этом тезисе мы закончили предыдущую главу книги. Не развивая его, поскольку это не входит в достаточно узкую заявленную тематику оружия геноцида, обратимся к внутренним механизмам, которые включаются у людей после принятия психотропов. Мы знаем от чего люди убегают (от своей совести). Но за чем же люди гонятся?
В главе «Безопасная доза» мы остановились на тезисе о том, что вырабатываемый самим организмом эндогенный этанол (этиловый спирт) полезен. Но в то же время вводимый извне экзогенный этанол вреден тем, что, он воздействует на клеточные структуры, изменяя их нормальное функционирование. Повторим некоторые наши выводы.
Эндогенный этанол полезен для организма и в первую очередь принимает участие в регулировании:
· текучести клеточных мембран (а тем самым в регулировании их электрофизиологических характеристик и чувствительности к действию медиаторов[52] и т.п. веществ);
· энергетического обмена;
· метаболизма (преобразования) таких медиаторов нервной системы, как серотонин, дофамин, норадреналин;
· а также принимает участие в синтезе эндогенных морфиноподобных веществ (эндорфинов).
Именно на обслуживание конкретных задач, поставленных человеком в его жизнедеятельности, и направлены физиологические и биохимические системы, регулирующие метаболизм (преобразование) эндогенного этанола. Химические вещества, определённые наукой как медиаторы иначе часто называют пептидами или нейропептидами.
Медиаторы (нейромедиаторы) (от латинского mediator — посредник) — химические вещества, молекулы которых способны реагировать со специфическими рецепторами клеточной мембраны и изменять её проницаемость для определенных ионов, вызывая возникновение (генерацию) потенциала действия — активного электрического сигнала. Выделяясь под влиянием нервных импульсов, медиаторы участвуют в их передаче с нервного окончания на рабочий орган и с одной нервной клетки на другую. В центральной нервной системе роль медиаторов осуществляют ацетилхолин, норадреналин, дофамин, серотонин, гамма-аминомасляная и глутаминовая кислоты, глицин. Эти же соединения обнаружены в растениях, где они, вероятно, также выполняют регуляторные и сигнальные функции.
Пришла пора вернуться к теме воздействия веществ, которые учёные назвали медиаторами, на организм человека. Дело в том, что так называемая эмоциональная эйфория, возникающая всякий раз у субъекта, употребившего наркотические вещества[53] — является следствием воздействия этой, внешней по отношению к организму, “химии” на имеющиеся приёмные рецепторы, разбросанные по всему организму. Конечно в первую очередь эта “химия” воздействует на центральную нервную систему, а затем уже на другие структуры организма, получающие соответствующие сигналы.
Подобно тому, как наш организм вырабатывает необходимые дозы эндогенного этанола, он также вырабатывает и вещества, которые называются нейропептидами (разновидность медиаторов).
Нейропептиды предназначены для того, чтобы в определённых жизненных ситуациях “стыковаться” с соответствующими приёмными рецепторами нервной и “исполнительной” систем организма (на клеточном уровне всего тела) для воспроизводства тех или иных команд и, главное — эмоций. Эмоции могут быть «приятные» (положительные) и «неприятные» (отрицательные). Понятно, что от последних индивид желает побыстрее избавиться.
Итак, нейропептиды (большой спектр химических соединений разного назначения) выполняют множество естественно обусловленных задач по обеспечению жизнедеятельности человека. Они обеспечивают приятные ощущения, как «отзыв» вашего организма на одну только мысль о чём-то вам желанном и близком. Но они же обеспечивают и неприятный «отзыв» и даже сильное чувство страха, если вы думаете о том, что для вас по каким-то причинам неприемлемо и противно.
Всё дело в том, что наш мозг способен давать команды на выработку тех или иных нейропептидов в зависимости от того, о чём вы думаете. Но не только от этого. Наш мозг способен достаточно быстро вырабатывать определённые нейропептиды, когда, например, вам угрожает неминуемая опасность. Наверное вы замечали, что зачастую в случае опасности вы сначала следуете эмоциональной реакции своего организма (например отскакиваете в сторону от движущегося на вас автомобиля), а затем уже — осознаёте, что с вами произошло. Иными словами, в случае опасности эмоции, отвечающие за «страх» успевают достичь исполнительных органов раньше, чем ваше сознание сформирует соответствующую мысль и даст команду на её исполнение. Полезная функция эмоций?
— Да, полезная. Но это лишь одна из многочисленных функций эмоций. Правда эта функция, наверное каждому из нас если не спасла жизнь когда-то, то уж точно избавила от непредвиденных травм или других неприятностей.
В связи с последним следует вспомнить, что человек в сильном, или даже в «среднем» подпитии (или наркотическом опьянении), как правило либо не чувствует боль (или другую опасность), либо чувствует их с большой временной задержкой и не так ощутимо как трезвый. И ещё: те, кто когда-то сталкивался с предоперационным наркозом, знают, что пьющим людям врачи вынуждены вводить гораздо больше наркотических средств, чем непьющим.
Это в очередной раз доказывает, что алкоголь также как и другие наркотики воздействует на приёмные рецепторы организма, предназначенные для эндогенных химических соединений, отвечающих за эмоциональную реакцию организма.
Боль, от которой вынужденно избавляют оперируемого больного[54] — это одна из полезных для жизнедеятельности человека сильных негативных эмоций, которая сигнализирует об опасности (также как и страх). Представьте себе, что ваш организм не реагирует болью на какое-либо внешнее опасное воздействие. Вы можете истечь кровью и не заметить этого… Но это лишь одна из разновидностей боли — физическая боль.
Но мы знаем и другие виды «боли». Их принято относить к «душевным болям» или неприятным эмоциональным переживаниям. У каждого человека они свои и зависят от его происхождения и от тех событий, которые происходили в течение его жизни. Конечно подавляющее большинство положительных (позитивных) или отрицательных (негативных) эмоций и соответствующих им мыслей обусловлено общей культурной средой, в которой люди росли. Поэтому многие эмоциональные реакции у людей, выросших в одной культуре, совпадают.
Каждой нашей мысли, каждой полученной извне информации — соответствует определённая эмоция (сильная, как страх или боль, или слабая, почти на заметная). Это связано со строением головного мозга человека. Мы уже знаем, что каждой мысли соответствует определённая связка (алгоритм) нейронных сетей (клеток головного мозга). Но каждой связке нейронов также соответствует и определённая эмоция — позитивная или негативная. Если человек возвращается своими мыслями в неприятное ему прошлое (или погружается в намерения на будущее, которых он не желает), то тем самым он обязательно вызывает негативные эмоции, сопутствующие «неприятным» воспоминаниям. И наоборот: если человек думает о чём-то вожделенном ему, то и эмоции у него возникают позитивные.
За выработку химических веществ, воздействующих на приёмные рецепторы нашего организма, отвечает часть головного мозга, которая в медицине называется гипоталамусом. Гипоталамус — это своеобразный производитель сигналов на выработку эндогенной (внутренней) “химии” (веществ типа нейропептиды), которая потом соединяется с предназначенными для неё рецепторами организма на клеточном уровне.Все мысли, инстинктивно-врождённые реакции и тому подобное записываются в нейросетях (связках нейронов), которые подключены к гипоталамусу.
Бессознательные уровни психики обрабатывают информацию в миллионы раз быстрее, чем сознание. Именно поэтому, как мы уже говорили, эмоциональная реакция порой здорово опережает реакцию сознания на то или иное событие в жизни. Вопрос только в том, как эти бессознательные уровни настроены (что для человека позитивно, а что негативно)[55]…
Но вернёмся к наркотикам. Что же происходит в случае принятия экзогенной (внешней) наркотической “химии”? Рассмотрим этот механизм на примере действия такого наркотика как героин. Ведь именно героин вызывает самое быстрое привыкание.
В нашем организме существуют выявленные учёными так называемые опиатные рецепторы. Это — приёмные рецепторы для одного из видов нейропептидов (эндорфинов), которые вырабатываются по командам, поступающим из гипоталамуса. Соответственно этим командам эндорфины воздействуют на рецепторы организма, вызывая желанные эмоции. Чем больше выделяется эндорфинов, тем сильнее «приятная» эмоциональная эйфория от их воздействия прежде всего на нейроны головного мозга, а затем уже на другие исполнительные органы.
Вообще для человека нормально избегать эмоциональной эйфории, поскольку в этом случае “бомбардировка” нейропептидами соответствующих органов (в первую очередь нервны клеток) происходит в излишне интенсивном режиме, что приводит к быстрому “износу” соответствующих рецепторов или по меньшей мере к потере их чувствительности. Особый «тонкий» уровень чувствительности приёмных рецепторов необходим для соблюдения полной безопасности жизнедеятельности организма (деградирует в первую очередь мозг). Именно поэтому повышенный эмоциональный фон вреден[56]. Правда за ним гонится почти вся современная цивилизация…
Учёные выявили, что после принятия героина (то есть, экзогенного препарата) он стыкуется с опиатными рецепторами нашего организма. Мы знаем, что опиатные рецепторы нормально предназначены совсем не для этого: они предназначены для стыковки с эндорфинами — нейропептидами, которые вырабатываются гипоталамусом.
Нетрудно догадаться, что вместо эндорфинов соответствующие клеточные рецепторы принимают героин и привыкают к его воздействию. Примерно тоже самое происходит и при приёме других наркотических средств[57]. К этому воздействию привыкает весь организм — как к наиболее быстрому и лёгкому способу получения позитивных эмоций (или удовольствий, как принято сейчас говорить).
Но за подобные «удовольствия» надо расплачиваться, и вот почему. После первого же принятия эндогенного наркотика типа героина или марихуаны, начинается активное огрубление приёмных рецепторов и соответствующих клеточных мембран. Прежнее воздействие на них экзогенных нейропептидов становится практически незаметным по сравнению с воздействием внешних наркотиков. После нескольких сеансов огрубление достигает «необратимых» изменений и приёмные рецепторы больше “не желают” иметь дело со слабым воздействием на них нейропептидов: они ждут новых порций наркотиков. Одновременно с огрублением естественно «тонко» настроенных рецепторов происходит снижение их количества, предопределённого структурой человека. “Ненужные” для наркотиков рецепторы просто отмирают, поскольку их действие больше организм не воспринимает на фоне сильного воздействия наркотиков на другие группы рецепторов.
Человек становится бесчувственным, теряет остатки интеллекта, совести, происходят другие тому подобные пагубные последствия. Одновременно с этим начинаются тяжёлые физиологические недуги и в скором времени наступает полная недееспособность.