Интеллектуальная собственность защищается законодательством
Послал бы мне господь какой нибудь ясный знак вроде суммы в швейцарском банке на мое имя.
ВУДИ АЛЛЕН
Я не претендую на компетенцию юриста, и мое толкование может являться не совсем технически грамотным, но if хочу сообщить следующее. Все формы интеллектуальной собственности, такие как идеи, образы, названия, защищены законодательством о патенте, авторском праве, знаке обслуживания и торговом знаке.
Если вы стали обладателем авторского права, патента или торговой марки, тогда идея, защищаемая ими, является вашей неотъемлемой собственностью, и никто не вправе использовать ее без вашего на то разрешения. Чтобы другие могли использовать ваши идеи, вы имеете возможность выдать им разрешение, или выдать лицензию, в обмен на оговоренной величины вознаграждение, комиссионные или роялти.
В выдаче лицензии ничего сложного нет. Все начинается с простого соглашения между двумя лицами, которые заключают деловую сделку: «Я, Роберт Дж. Аллен, настоящим предоставляю право Джону Смиту реализовывать товар XYZ в течение срока X, за что последний обязуется выплачивать лицензионное вознаграждение в размере X, на следующих условиях... и т.д.». Затем под зорким оком опытного юриста, который щедро сдобрит текст юридическими терминами, лицензионное соглашение примет нужную форму.
Мы подошли к вопросу, каким бывает лицензирование.
Лицензии на использование имен знаменитостей
Люди, пользующиеся широкой известностью, или знаменитости, предоставляют право на использование их имени в рекламных, например, целях, в обмен на вознаграждение. Я однажды заплатил ведущему ток-шоу Гари Коллинзу 50 тысяч долларов, а также определенный процент от валового дохода за то, чтобы он провел одну из моих информационно-коммерческих программ. (Пятьдесят тысяч за один день работы! Знаменитости, правда, окупаются.) Гари понравился мне как настоящий профессионал своего дела и прекрасной души человек. Он покинул студию с отягощенным от денег карманом и перспективой иметь продолжительный дополнительный доход от моих продаж. Выиграли мы оба. Я приобрел доверие публики, а он сдал в аренду на день свой статус знаменитости, заручившись дополнительным источником дохода. Всякий раз, когда вы видите знаменитость, рекламирующую товар, знайте, что каким-то образом в дело замешано лицензирование. И такое встречается сплошь и рядом. Вы услышите голоса знаменитых актеров почти в любом рекламном ролике на телевидении или радио. Вспомните также всех тех богатых и знаменитых, которые приложили руку к созданию продукции, носящей их имена — например, пиджаки Джонни Карсона, цветные галстуки Раша Лимбо, одеколоны Майкла Джордана. То, что носит имя знаменитости, продается. И имеются сотни знаменитых лиц, которые готовы за плату оказать вам помощь в успешном сбыте товаров.
Лицензии на использование типажей, созданных творческим воображением Микки Маус, Пауэр-Рейнджеры, Мишки Гамми, Калифорнийские Танцующие Изюминки — хорошие примеры типажей, созданных гением художника.
Кен Керри, будучи много лет назад на ярмарке игрушек в Германии, обратил внимание на какие-то странные голубые фигурки. Он привез домой несколько образцов, от которых его дети пришли в полный восторг. Взяв с собой кое-кого из партнеров, он вновь отправился в Европу, и им наконец удалось выйти на создателя рассматриваемых типажей, найдя его в Бельгии. Была заключена сделка, которая предоставляла Кену Керри и его компании право лицензировать означенные типажи в Америке... остальное уже стало историей. Вы знаете их как \Смерфов. Помимо как в мультфильмах, изображения Смерфов можно видеть на десятках различных категорий товара, производимого по лицензии. Перечень можно продолжать и продолжать: простыни, наволочки, судки для обеда, термосы, игрушки, пеналы, стирки, карандаши, ручки, тетради, тенниски, рубашки, шляпы, наклейки на бампер, календари, галстуки, пуговицы, фигурки, куклы, кружки, поздравительные открытки, комиксы...
Компания Кена Керра сама не произвела ни одного из переделенных видов товара. Они просто в свою очередь выдали лицензию десяткам североамериканских компаний, которые пожелали использовать логотип Смерфов для увеличения собственных объемов продаж. Результатом стало, с одной стороны, увеличение объемов продаж на сотни миллионы долларов, а с другой — миллионы долларов в виде лицензионных вознаграждений.
Где находить подобные идеи? В каком месте вам ни пришлось бы оказаться, всегда будьте начеку. Кто знает, блестящая идея, быть может, где-нибудь за углом. И если вы наткнетесь на такую, что помешает вам приобрести коммерческие права на нее, причем в планетарном масштабе? Вас удивит, сколь много иностранцев, снискавших успех у себя в стране, желают войти в число преуспевающих людей международного ранга и ради этого готовы предоставить права на маркетинг в отношении к их интеллектуальной собственности. Смерфы имели успех в Европе на протяжении 20 лет, прежде чем стали популярны и в Америке. Кому-то просто нужно было увидеть перспективную идею и представить ее на американском рынке. Говоря о лицензиях на использование типажей, мне интересно, сколько Metropolitan Life Insurance Company1 платит за права использовать мультгероя Снупи в своей рекламе. Ее встретишь чуть ли не в любом журнале — «Get Met. It pays»2. Да, могу поспорить, она платит круглую сумму.
1Крупная американская страховая компания. — Прим. пер.
2 «Имейте дело с "Мет". Она платит»
Лицензии на использование информации
Я уже рассказывал, как хорошо заработал, предоставив лицензию на «семинары Роберта Аллена». Большинство тех, кто занимается производством информации любого рода, упускают миллионы доллары прибыли потому, что не знают, как превратить информацию, которой располагают, сразу в несколько прекрасно упакованных информационных продуктов, а затем найти им сбыт, пользуясь средствами маркетинга. Возьмите на вооружение то, что я' рассказал в главе 12 о деятельности инфопренера, и приступите к лицензированию идей восходящих звезд среди авторов книг. Следите за списками бестселлеров и стремитесь опередить других. Станьте единственной планетой, вращающейся вокруг возникшей звезды.
Лицензии выдают производители одежды, как, например, фирма Nike, занимающаяся производством спортивной одежды.
Лицензии выдают звезды спорта, как, например, Майкл Джордан, Тайгер Вудс и Джек Никлаус.
Лицензии выдают изобретатели, как в случае с батарейками Duracell.