Уголовно-разбойничий элемент
Беглые арестанты, воры, конокрады, поджигатели, авантюристы и вообще любители легкой наживы. Часто прикрываются черной маской анархизма, призывают к безвластию, сознавая, что в общем хаосе легче погреться у чужого добра. Этот элемент имеется везде, во всех губерниях и областях наиболее спокойных даже в политическом отношении, действует отдельными шайками или же в зависимости от окружающих условий, вливается в крупные повстанческие бандитские шайки.
Белоофицеры, старочиновнополицейский элемент
Эта группа состоит из старых бывших офицеров разного рода оружия, чина и ранга, старых чиновников, полицейских, приставов и жандармов, скрывших свое прошлое, с одной стороны, и осадок колчаковщины, дутовщины, деникинщины и прочих "калифов на час", мутный осадок, оставшийся почти по всем окраинам — с другой, часто примазавшихся к Советской власти, занимая даже ответственные посты. Эти черные молодчики завязывают сношения с оперирующими бандами, всячески им помогая. Вообще в целом эта группа довольно опасная, ибо составляет мозговой умственный резерв бандитизма, цемент, связующий разного рода бандитизм своими техническими знаниями и военно-организационным навыком. Они же повсеместно являются руководителями бандитских шаек, командирами и начальниками повстанческих отрядов (Украина, Сибирь, Кавказ).
Дезертиры (зеленоармейцы)
Эта категория представляет собой сырой материал, из которого вожаки лепят что угодно. По социальному своему положению, дезертиры большей частью представляют собой зажиточные элементы деревни, обалделые, очумленные, деклассированные, боящиеся и красных и белых, стремящиеся зажить скорее спокойной "хозяйской" жизнью, они бросаются из одного лагеря в другой и попадают в лапы белогвардейцев, явных и тайных, которые их организуют, вливают в шайки, объединяют и т.д. В зависимости от состояния фронта и частей Красной Армии, дезертирство колеблется на повышение или понижение и вместе с этим колеблется и размах бандитизма.
4. Феодальная и родовая-патриархальная плутократия инород
ческих наций
Эта группа часто возглавляет бандитское движение на окраинах РСФСР в Башкирии, Киргизии, Туркестане, на Кавказе и т.д. Она боится (и не без основания) лишиться своих феодально-родовых привилегий, немыслимых при диктатуре пролетариата, боится потерять свое влияние на темные инородческие массы и потому представители родовой знати и духовного мракобесия, разные ханы, беки, баи, князьки, манапы, аксакалы, муллы, хаджи и шаманы ведут агитацию против Советской власти, играя на национальных струнах невежественных инородческих масс. Беднота вовлекается в шовинистическое движение, образуя шайки бандитов, разрушая строительство Советской власти.
5. Кулачество, казачество, сибирские чалдоны183 и вообще за
житочные крестьяне
Эта группа представляет собой наиболее многочисленный и наиболее опасный резерв бандитизма. Кулачество и казачество, хотя часто враждуют между собой (самарские кулаки и уральское казачество, украинские "землеробы" и донское казачество), но по существу они объединяются общей враждебностью к Советской власти. Кулачество и богатое казачество в силу своих классовых и групповых интересов, идущих в разрез с интересами пролетариата и крестьянской бедноты в деле проведения в жизнь хлебной монополии, разных разверсток и прочего, не могут по существу не противодействовать мероприятиям Советской власти. Эта группа за время гражданской войны бросалась от красных к белым и от белых к красным.
II. Украина
Последний опыт врангелевщины показал, что украинское кулачество и вообще крестьянство и кулачество как будто остались лояльными, но это еще не значит, конечно, что зажиточный элемент деревни безоговорочно и бесповоротно примкнул к Советской власти. Крестьянин-богатей боится палки помещика, кнута полицейского и "тяжелой длани" губернатора, но он также боится пролетарской последовательности в строительстве коммунизма. Украинское кулачество жаждет самому стать "хозяином" в деревне, не зависеть от города и город[ского] рабочего. Кулачество вообще не терпит сейчас власти, кроме своей. За три года революции столько властей перебывало на Украине, что "безвластие" кажется украинскому "хлеборобу" каким-то исцеляющим от всех зол "идеалом". Этим объясняется тот успех, который имел, а отчасти имеет и сейчас агитация "батьки" Махно. За последнее время, однако же, махновцы, испугавшись Врангеля, и неминуемой в случае его победы помещичьей реакции, метнулись к Советской власти, но ненадолго. С поражением Врангеля184, махновцы снова запели свою старую песенку. Сейчас они рассеяны операциями Южвойск, но отдельные банды, отступив к востоку от Гуляй-Поля, совершают по-прежнему нападения, грабежи и убийства совработни-ков. В ближайшем будущем, согласно поступающим сводкам и заверению командующего Южфонтом т. Фрунзе, можно ожидать ликвидации махновских шаек, хотя "махновщина", как таковая, разумеется долго еще будет существовать. Но с ликвидацией махновщины не ликвидируется еще другая иллюзия украинского кулака — иллюзия
"национально-самостийности народной украинской республики", фабрикации пана Петлюры. "Петлюровщина" как военная сила разгромлена Красной Армией Южного и Юго-Западного фронтов, но внутренняя петлюровщина еще живет. "База" — то же кулачество. Уж если нельзя добиться "безвластия", то пусть уж будет "украинская" власть "своя", домоиспеченная власть. И целый ряд восстаний и бандитизм на Украине проходят сейчас под флагом "самостийности Украины" против "жидовско-кацапской" власти. Повстанцы и бандитские шайки пользуются сочувствием и помощью селянства, имеют возможность пополнять свои ряды и материальное хозяйство. Настоящее положение бандитизма на Украине рисуется в таком виде: ноябрь внес нечто новое в развитие бандитизма на Украине.
В сентябре и октябре банды действовали разрозненно, нападая мелкими шайками, действуя стихийно, вне всякого плана. Сейчас бандитизм определенно выявил тенденции и концентрации своих сил. Отдельные банды сливаются, сплачиваются и становятся под команду крупнейших вожаков. Вместе с тем левобережный район Днепра очищается от бандитских шаек, которые в первой половине ноября переправились на правый берег, стремясь к полному соединению с Петлюрой и Балаховичем. Остались в левобережной Украине лишь некоторые из активных шаек:
1. Банда Христового в районе Зеньковского и Гадячского у. числен
ностью около 1 тыс. человек;
2. Банды Матвеенко, Зинченко, Маруси и Купталова в районе
юго-западнее Полтавы, численностью всего свыше 1 тыс. человек. Эти
банды стремятся к слиянию с бандой Христового;
3. В районе Луганска орудует банда Шаповалова численностью
около 200 человек. В Старобельском районе действует банда Терезова,
а в остальных местах мелкие шайки. Зато правобережный район
оставался за ноябрь местом действия и концентрации крупнейших
банд, упорно сражавшихся с нашими войсками.
1. Банды Мордалевича со своими пособниками Самойленко, Бога-
тыренко, Бондаренко и Кречета, действует в районе Радомысль—Хо-
дорков—Фастов — банда многочисленная и с хорошим вооружением,
увеличивается с каждым днем путем вливания в ее ряды местных
кулаков и дезертиров и путем объединения с другими местными,
мелкими шайками.
2. Банды неоднократно разбиваемых Цветковского и Грызло, дей
ствуют в районе Звенигородка. Численность изменчивая.
3. Банда Заболотного, Чернецкого, Кашевого орудуют в районе
Ольгополь—Балта—Кривов.
4. Банды Левченко, Голого, Коноти и Черного в районе Киев—Чер
кассы терроризируют население.
Их за последнее время изрядно потрепали: Левченко даже распустил свою пехоту и ушел с кавалерией в дер. Николаевку (около Кременчуга).
5. Банда Хмары, Кваши, Клепача действует в районе западнее
Чигирина, численность около 1 тыс. человек при двух орудиях. Банда
держит связь с Голым.
6. Банда Струка в районе Горностайполя численностью в 600
человек стремится к Мозырю на соединение с Балаховичем. Все эти
перечисленные банды носят петлюровский характер, дерутся под петлюровским знаменем и лозунгами. Параллельно с этими действуют отдельные банды махновского толка. Так, еще недавно махновцами или прикрывающимися его именем было совершено нападение на г. Бердянск и освобождены арестованные. С ликвидацией фронтов и укреплением тыла бандитские шайки будут ликвидированы. Уже сейчас наступление морозов и энергичные действия наших частей отрезвляют бандитов и толкают их на распад. Многие шайки уже рассасываются по своим селам, многие же скованные еще организационными цепями более даровитых вожаков. Но полной ликвидации бандитизма на Украине мешает другое серьезное повстанческое движение в соседнем районе, в Центральном — в Воронежской, Пензенской и Тамбовской губ. Это повстанческое движение, широкой волной разливающееся по Центральным губерниям, все время нервирует и будирует украинских кулаков и вселяет в их умы надежду на успех. Познакомимся с повстанческим движением и бандитизмом в Центральном районе.