Основные системы письма

1. Система письма, созданная на латинской основе. На сегодняшний день самая распространённая. Её использует большинство стран Европы, Америки, Австралии и стран Африки (30% населения)

2. Кирилло-словянской основе. Болгария, Украина, Сербия (10% населения)

3. В Индии и на Цейлоне – слоговое письмо (20% населения)

4. Арабское письмо. Египет, Сирия. Иордания, Ирак, Афганистан, Пакистан (10% населения)

Около 10 малоиспользуемых систем письма (Китайское, Японское, Корейское)

Овладение навыком письма и чтения в норме.

Для того чтобы овладеть письмом и чтением ребёнок должен иметь:

- сохранный интеллект (олигофренопедагог), слух (аудиограмма/слуховые вызванные потенциалы) и зрение (наличие астигматизма, институт Гермгольца). Тесты Векслера и Айзента на интеллект.

- сохранность устной речи (произношение – не влияет на письмо, фонематическое восприятие, слоговая структура, словарь, грамматический строй, связная речь). Нарушение слоговой структуры - перестановки звуков в слоге или слогов, звуконаполнение (пропуск или переполнение).

-все когнитивные процессы(память, внимание, восприятие, мышление).

- сформированность невербальных высших психических функций (зрительно-пространственные и пространственно-временные) – полимодальные функции. Важны потому, что на этапе моторной реализации происходит преобразование временной последовательности фонем в пространственную последовательность графем.

- сформированность латерального профиля, с которым связан предыдущий показатель. Формирование латерального профиля – процесс выбора одного из парных (ведущий глаз, ведущее ухо). Осуществляется в дошкольный период (в этот возраст профили взаимозаменяемы). К 5-6- годам созревают и функционируют высшие корковые уровни построения движения, и, одновременно, формируется явление доминантности в межполушарных отношениях, что ведёт к окончательному выбору руки. Существенную роль в процессе играет генетическая предрасположенность. Латеральные профили (около 27): праворукость (доминирует правая рука, но ведущий левый глаз и левое ухо), правшество, леворукость (бывает генетическая, вынужденная), левшество (все показатели только левого порядка), амбидекстрия (приближены к леворуким), не правша (люди, которые пишут правой рукой, но имеются леворукие родственники), переученные на правую руку. Наиболее обучаемы полные правши. (Дихотический тест для выделения ведущего уха – до школы у ребёнка левое доминантное ухо, во время школы - правое). Перекрёстная латерализация – несовпадение ведущего глаза и ведущей руки при письме.

Лекция №2. 19.02.13

Латеральные профили:

1. Чистые правши – 64% детей. Дети с данным типом имеют сильные предпочтения правой руки и левого полушария по речи. У них не наблюдаются неврологических наклонений и практически отсутствуют трудности обучения, если и возникают – не имеют органической основы.

2. Патологические правши – 1% детей. Генетически эти дети должны быть левшами с ведущим правым полушарием, но из-за различных мозговых поражений, преимущественно в правом полушарии, они становятся праворукими. Оставаясь правополушарными по речи. Данный тип практически не диагностируется.

3. Смешанные правши – 24%. У детей с данным типом ведущей является правая рука. Ведущее полушарие по речи – левое. Такие дети обычно имеют либо правополушарную, либо билатеральную (двустороннюю) дисфункцию. Для большинства из этих детей характерна неуспеваемость в школе. Именно у этих детей очень часто наблюдается зеркальное написание букв при обучении.

4. Чистые левши – генетически являются леворукими с доминантным по речи правым полушарием. Они всегда предпочитают левую сторону в латеральных заданиях. Трудностей обучения у них нет.

5. Патологические левши – генетически являются правшами, но из-за различных мозговых поражений левого или обоих полушарий они используют левую руку для письма и других действий, что показывает некую смешанную доминантность. У этих детей чаще всего встречается нарушение право-левой ориентации и схеме тела, а также нарушения зрительного восприятия (гнозиса).

Чаще всего встречаются дети из 3 и 5 группы при логопедической практике. Более сложные формы дислексии будут связаны со зрительными нарушениями. Письмо осуществляется начиная с плечевого сустава, запястье, кисть руки и пальцы – всё участвует в процессе письма.

- Готовность общедвигательного анализатора, а также мелкой моторики руки и пальцев к овладению техникой письма. Дети с нарушениями письма и чтения всегда имеют общедвигательные нарушения: они до 7 лет не могут научиться самостоятельно застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, не могут ходить по лестнице без дополнительной опоры, не умеют прыгать на скакалке, с трудом даётся ловля мяча, девочки не умеют заплетать косички

- Функция контроля. Дети с нарушениями письма и чтения характеризуются полным отсутствием контроля за письменной деятельностью. Данные параметры будут характеризовать каждого ребёнка и говорить о нормальном развитии и готовности ребёнка к обучению.

Причины:

1. Задержка развития формирования этих функций

2. Нарушение, которое не позволяет нормально формироваться данным функциям.

Наши рекомендации