Свойства патологического характера
Психология - наука о закономерностях функционирования и развития психики как особой формы жизнедеятельности
Определение психики
Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а также для управления своим поведением.
Сознание
- Сознание – это высшая форма развития психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей для их совместной (трудовой) деятельности
Сравнение житейской и научной психологии
Место психологии в системе других наук
Треугольник Кедрова (взгляд на психологию с 3-х точек зрения – точек зрения 3-х наук):
- естественных наук (прежде всего биологии, физиологии)
- социальных наук, социологии;
- философии.
- +современное состояние (дополняет треугольник до тетраэдра) – математика, информатика, компьютерные науки
Научный метод
- 1. Наблюдение
- 2. Определение проблемы
- 3. Выдвижение гипотезы
- 4. Сбор данных
- 5. Проверка гипотезы
- 6. Обсуждение с коллегами, опубликование результатов
- 7. Построение теории
Методы психологического исследования
1. Наблюдение
2. Эксперимент
3. Корреляционный метод
4. Клинический метод
5. Метод опроса
6. Тесты
Наблюдение
Наблюдение - целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения и суждений
Виды
- Открытое и скрытое
- Включённое и стороннее
- Естественное и лабораторное
- Периодическое и одиночное
- Самонаблюдение
- Метанаблюдение (наблюдение за наблюдением)
Эксперимент
Эксперимент – научный метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных на зависимую
Виды экспериментов
1) Естественный, полевой (проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс) и лабораторный (проводится в искусственно созданных условиях, в рамках научной лаборатории)
2) Констатирующий (выявляет уже сложившиеся структуры) и формирующий (включает целенаправленное воздействие на испытуемых в целях формирования у них определённых качеств)
Первые теоретические подходы в психологии
- Структурализм
- Функционализм
Современные теоретические подходы в психологии
- Психоанализ - бессознательное как предмет психологии
- Бихевиоризм - поведение как предмет психологического исследования
- Феноменологический подход
Гуманистическая психология (индивидуальный путь развития человека)
Экзистенциальная психология (поиск смысла жизни)
- Когнитивная психология - человек как «устройство переработки информации».
8 тема
Психоанализ
Значение для развития
психологической науки:
- Топографическая модель личности
- Влечения
- Стадии развития личности
- Защитные механизмы
Стадии психосексуального развития личности
Оральная (0 – 18 мес.)
Анальная (18 мес. – 3 года)
Фаллическая (3 года – 6 лет)
Латентная (6 – 12 лет)
Генитальная (период полового созревания и до 22лет)
Защитные механизмы
- Вытеснение
- Проекция
- Замещение
- Рационализация
- Реактивное образование
- Регрессия
- Отрицание
- Сублимация
Аналитическая психология К. Юнга Коллективное бессознательное
- Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Коллективное бессознательное наследие эволюционного развития человека, наследие, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений.
Архетипы
- Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Она создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем отождествляется с реальной матерью. Иными словами, ребенок наследует предсформированную концепцию генетической матери, и это частично определяет то, как он будет воспринимать собственную мать.
Возникновение архетипов
- Как рождается архетип? Это – постоянный "осадок" переживания, стабильно повторяющегося на протяжении многий поколений. Например, бесчисленные поколения наблюдали странствие солнца с одной стороны небосклона на другую. Повторение этого переживания в конце концов зафиксировалось в коллективном бессознательном как образ солнечного божества, могущества светозарного небесного тела, которое люди боготворили и которому поклонялись.
- Аналитическая психология К. Юнга
Структура личности
Структура личности (К. Юнг)
- Персона (маска) – это личина, которую человек надевает в ответ на требования социальных условностей и традиций и в ответ на внутренние архетипические потребности.
- Архетип тенисодержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции.
- Фемининный архетип в мужчине называется анима, маскулинный архетип в женщине – анимус.
- Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.
Индивидуальная психология
А. Адлера
Основные положения
- Творческая сила
- Социальный интерес
- Фиктивные цели
- Чувство неполноценности ( и его компенсация)
- Стремление к превосходству
- Стиль жизни
- Порядок рождения
Бихевиоризм
- Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
- Представителибихевиоризма: Эдуард Торндайк, Павлов Иван Петрович, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер
- В России основные положения бихевиоризма нашли теоретическое обоснование в работах великого русского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак. В исследованиях ученого было доказано, что путем изменения стимула и подкрепления можно добиться определенного поведения
Миссия Уотсона
«Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я..., выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков»
Бихевиоризм
S - R
Необихевиоризм
S - V - R
Э.Толмен, Б.Ф. Скиннер
Оперантное обусловливание
- Оперантное обусловливание (от лат. оperatic - действие) означает такое научение, в ходе которого приобретение определенного нового опыта и реализация его поведении приводят к достижению определенной цели.
Подкреплением в оперантном обусловливании
называется любой предмет или событие, которое
значимо для организма и ради достижения которого им
совершается поведение.
В качестве положительного подкрепления всегда выступают
биологически необходимые для организма объекты, например
пища, вода, половой партнер и т. д. У людей к биологически
необходимым объектам добавляются продукты культуры или
культурные ценности.
Отрицательное подкрепление неприятно (или опасно). Поэтому
организм пытается избежать его или предотвратить его действие.
В качестве отрицательного подкрепления исследователи часто
используют электрический ток или громкий звук.
Метод «накопления жетонов»
- Пациентам психиатрической больницы давали жетоны за социально желательное поведение, которые они обменивали на блага (сигареты, походы в кино). (Эйлон и Эзрин, 1965, 1968);
- Школьникам давали жетоны за хорошее поведение в классе;
Результат – благоприятные изменения в поведении.
Социально-когнитивное направление (А. Бандура)
Научение через наблюдение
- Внимание (понимание модели)
- Сохранение (запоминание модели)
- Моторно-репродуктивные процессы, поведение (перевод модели из памяти в действия)
- Мотивация (подкрепление)
Феноменологическое направление в психологии
- Экзистенциальная психология
- Гуманистическая психология
Проблемы экзистенциальной психологии
- 1) проблемы времени, жизни и смерти;
- 2) проблемы свободы, ответственности и выбора;
- 3) проблемы общения, любви и одиночества;
- 4) проблемы поиска смысла существования.
Логотерапия Виктора Франкла
- Логотерапия – один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования;
- Франкл считал движущей силой человеческого поведения стремление к смыслу;
- Логотерапия была разработана Франклом после пребывания в немецком концлагере во время холокоста, о чем он пишет в своей книге «Сказать жизни да: психолог в концлагере»
«Однажды пожилой врач консультировался со мной из-за своей тяжёлой депрессии. Он не мог преодолеть утрату своей жены, которая умерла за два года до этого, и кого он любил больше всего на свете. Как я мог помочь ему? Что я должен был ему сказать? Я не стал ничего говорить, а вместо этого спросил: "Что бы произошло, доктор, если бы Вы умерли первым, и Ваша жена должна была бы жить без Вас?" Он ответил: "О, для неё это было бы ужасно. Как бы она страдала!" После чего я заметил: "Вы видите, доктор, теперь она не должна страдать. И это Вы, живя, спасаете её от страданий. Но спасая её от страданий, Вам приходится платить за это своими страданиями, живя без неё и оплакивая её". Доктор не сказал ни слова, пожал мне руку и спокойно покинул офис.»
— Виктор Франкл, «Человек в поисках смысла"
Гуманистическая психология
Основные положения
- Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
- Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
- Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
- Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
- Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
Пирамида А. Маслоу
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня.
Потребности более высокого уровня не возникнут, если не удовлетворены базовые потребности:
Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви
Самоактуализация
Принцип самоактуализации как мотивации к развертыванию генетически заданного потенциала, заложенного в биологической природе человека, был впервые сформулирован К. Гольдштейном. К. Роджерс превратил этот принцип в этическую и мировоззренческую идею, а А. Маслоу в своих ранних работах построил на его основе развернутую теорию мотивации и личности.
Черты самоактуализирующейся личности
- 1) Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.
- 2) Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
- 3) Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
- 4) Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
- 5) Склонность к одиночеству.Для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным воздействиям извне.
- 6) Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
- 7) Свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном.
- 8) Пиковые переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.
- 9) Чувство общности с человечеством в целом.
- 10) Дружба с другими самоактуализирующимися людьми; узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.
- 11) Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
- 12) Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.
- 13) «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью- либо ущербность или невзгоды.
- 14) Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.
- 15) Независимость от принадлежности к определённой культуре. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со своей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны.
Тема 9
Модель Р. Кэтелла
- Р.Б. Кэттел: лучший способ охватить личность в целом — это изучить лексический состав языка.
- Каждое слово, обозначающее то или иное свойство человека, потенциально представляет собой черту личности.
- Исключив синонимы, редко употребляемые и устаревшие слова, Кэттел составил список из 171 слова.
- Черта личности – это то, что позволяет предсказать действия человека в определенной ситуации».
2 вида черт:
- поверхностные черты – их можно наблюдать;
- основные (глубинные) черты личности – нельзя наблюдать.
- Факторизуя поверхностные черты, Кетелл надеялся обнаружить основные.
Три типа данных
- 1. Данные, полученные наблюдением над людьми в естественных условиях (L-данные). Примером L-данных служит информация о том, сколько мест работы сменил человек или отзывы о нем коллег по службе.
- 2.Данные, полученные с помощью опросников (Q-данные). Например, ответ на вопрос «Часто ли вас посещают мрачные мысли?»
- 3. Информация, полученная посредством объективных тестов (Т-данные). Например, количество решенных задач.
- Кэттел создал один из самых популярных до настоящего времени инструментов для измерения свойств личности, получивший название «16-факторный личностный опросник Кэттела» (16 PF).
Модель личности Г. Айзенка
- Фактор Экстраверсия/Интроверсия (Е) включает в себя:
1. на положительном полюсе
n общительность,
n живость,
n импульсивность,
n оптимизм,
n активность,
n доминантность,
n уверенность в себе,
n беззаботность,
n смелость
2. на отрицательном полюсе
n замкнутость,
n пессимизм,
n пассивность,
n неуверенность в себе,
n задумчивость,
n хороший контроль над поведением.
- Фактор Нейротизм / Стабильность (N) включает в себя:
1. на позитивном полюсе
n высокую тревожность,
n подавленность,
n низкую самооценку,
n склонность к сильным реакциям на стресс,
n частые боли психогенного характера.
2. на отрицательном полюсе
n низкую тревожность,
n высокую самооценку,
n устойчивость к стрессу.
- Фактор Психотизм / Сверх-Я (Р) включает в себя:
1. на положительном полюсе
n эгоцентризм,
n эмоциональную холодность,
n агрессивность,
n враждебность к окружающим,
n подозрительность,
n часто склонность к асоциальному поведению;
2. на отрицательном полюсе
n склонность к сотрудничеству с другими людьми,
n просоциальные моральные нормы,
n стремление заботиться.
Темперамент
Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение
частей, соразмерность) – характеристика индивида со стороны его
динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма
психических процессов и состояний.
Темперамент имеет два основных компонента: активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень энергичности,
стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности, инертности.
Эмоциональность характеризует особенности протекания эмоций,
чувств, настроений и их качество:
- знак (положительный, отрицательный)
- модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и т. д.).
Различают собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание
психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его
органическую основу.
Модели темперамента
Гуморальная модель темперамента (Гиппократ, Гален) связывала
состояние организма с соотношением различных соков
(жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа
темперамента:
- сангвинический,
- холерический,
- меланхолический,
- флегматический
Конституциональная модель темперамента исходит из
различий в конституции организма - его физического строения,
соотношения его отдельных частей, различных тканей
(Кречмер, Шелдон и др.).
Модель И.П. Павлова связывает типы темперамента с
деятельностью центральной нервной системы. Учение И. П. Павлова о влиянии
центральной нервной системы на динамические особенности поведения
выделяет три основных свойства нервной системы:
- силу,
- уравновешенность,
- подвижность возбудительного и тормозного процессов
и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной
деятельности:
- сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует темпераменту
сангвиника);
- сильный, уравновешенный, инертный (соответствует темпераменту
флегматика);
- сильный, неуравновешенный (соответствует темпераменту холерика);
- слабый (соответствует темпераменту меланхолика).
Типы телосложения
(Э. Кречмер)
1. Астенический - хрупкое телосложение, узкие плечи, вытянутое лицо, длинные и худые ноги.
2. Атлетический – выраженное развитие мускулатуры, широкие плечи и узкий таз.
3.Пикнический - округлая фигура и выраженная жировая прослойка.
4. Диспластичный – неправильное и бесформенное строение тела.
Существует связь между маниакально- депрессивным психозом и
пикническим типом, шизофренией и астеническим типом,
эпилепсией и атлетическим типом.
Шизотимики (нормальные люди с астеническим типом
телосложения) погружены в себя, замкнуты, склонны к
абстрактному мышлению, плохо адаптируются в социуме.
Циклотимики (нормальные люди с пикническим типом
телосложения) общительны, страдают резкими перепадами
настроения, открыты новым впечатлениям.
Иксотимики (нормальные люди с атлетическим типом
телосложения) сдержанны, не склонны к открытой
демонстрации эмоций, скрупулезны в мелочах, не обладают
богатым воображением.
Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, воплощающееся в типичных для него способах поведения.
В структуре характера особенно важны волевые качества.
Свойства патологического характера
(по П. Ганнушкину):
- стабильность на протяжении длительного времени,
- тотальность в своих проявлениях (например,
вспышки гнева по отношению ко всем),
- является причиной социальной дезадаптации.
Акцентуации
(по Е. Личко)
Акцентуированная личность — это еще не больной
человек, но его личность уже настолько «искажена»
характером, что и он сам, и окружающие испытывают
большие трудности.
Акцентуации характера
(А.Е. Личко)
Гипертимный - взрывной характер, кипучая энергия, подвижность,
болтливость, склонность к панибратству, всегда приподнятое
настроение.
Циклоидный- периодическая смена настроения, переход от
периодов подъема к депрессии, раздражительность и апатия
сменяется приступами энтузиазма.
Лабильный - крайняя изменчивость настроения под влиянием
ничтожных стимулов.
Астено-невротический - беспокойный сон, плохой аппетит,
плаксивость, утомляемость, раздражительность, склонность к
ипохондрии (поиску у себя различных заболеваний).
Сенситивный - пугливость, робость, застенчивость, замкнутость с
новыми людьми, плохая устойчивость к стрессу, чрезмерная
впечатлительность, чувство неполноценности, глубокая
привязанность в дружбе.
Психастенический - склонность к рассуждениям, самоанализу,
мнительность, образование навязчивых страхов, педантизм,
формализм, нетерпеливость.
Шизоидный - замкнутость, отгороженность от окружающего, холодность,
неумение понимать чувства других, склонность к фантазиям,
необычные увлечения, подчеркнутая независимость.
Эпилептоидный - склонность к вспышкам гнева, инертность мышления,
садистские склонности, жадность, аккуратность, угодничество перед
начальством, «приземленные» интересы.
Истероидный - жажда постоянно быть в центре внимания,
демонстративное поведение, показные попытки самоубийства,
обостренное самолюбие, склонность к симуляции заболеваний, лживость.
Неустойчивый - тенденция «плыть по течению», слабоволие, отсутствие
настойчивости, любовь к развлечениям.
Конформный - готовность подчиняться, ханжество, уступчивость.
Темы 6,7
Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.
Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподвластную сознательному контролю разрядку в действии, по преимуществу с потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.
Чувства — это устойчивые эмоциональные образования, имеющие объектный (предметный) характер.
Настроение — это достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических процессов.
Функции эмоций
- Функция оценки (например, первое впечатление о человеке задает тон дальнейшим отношениям);
- Функция мобилизации (например, перед надвигающимся экзаменом);
- Функция следообразования (аффект «претупреждает» вероятность возникновения определенной ситуации);
- Функция побуждения и поддержания деятельности (идете на прогулку, т.к. нравится дышать свежим воздухом);
- Функция компенсации информационного дефицита (положительные эмоции усиливают потребность, отрицательные – ослабляют);
- Функция коммуникации (например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь);
- Функция дезорганизации (интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности).
Модель П.В. Симонова
- Э= П* (I (имеющаяся) – I (необходимая))
Компоненты эмоции
- Соматический: психофизиологические реакции, возникающие при переживании эмоции;
- Когнитивный: оценка объекта, вызывающего эмоции, по ряду оснований;
- Субъективный: переживание человеком своего эмоционального состояния;
- Моторный: внешнее выражение эмоционального состояния с помощью мимики, жестов, интонации, контакта глаз;
- Мотивационный: готовность действовать определенным образом.
Детектор лжи
- частота сердечных сокращений;
- артериальное давление;
- частота дыхания;
- кожно-гальваническая реакция и пр.
5 классов невербальной эмоциональной экспрессии
- 1) адаптационные проявления — неспецифические выражения эмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма (например, ходьба «из угла в угол» при душевном волнении, подпрыгивание на месте при радости);
- 2) регуляторы — движения, придающие ритм течению эмоционального процесса (например, покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности);
- 3) иллюстраторы — телесные выражения интенсивности эмоции (например, размахивание руками в состоянии возбуждения);
- 4) демонстрация — намеренное усиление эмоционального выражения с помощью мимики (например, нахмуривание бровей при гневе, улыбка);
- 5) знаки — культурно обусловленные жесты, значения которых колеблются в различных сообществах (например, кивок головой).
10 фундаментальных эмоций
(К. Изард)
- интерес — возбуждение,
- удовольствие — радость,
- удивление,
- горе — страдание,
- гнев — ярость,
- отвращение — омерзение,
- презрение — пренебрежение,
- страх — ужас,
- стыд — застенчивость,
- вина — раскаяние.
Использование двух слов объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх — средняя интенсивность, ужас — высокая интенсивность).
- наличие характерных мимических
выразительных комплексов;
- уникальное субъективное
переживание (феноменологическое качество);
специфический нервный субстрат
Теория Джеймса-Ланге
- Эмоция — это осознание происходящих в организме физиологических изменений.
- «Мы огорчены, потому что плачем, разгневаны, потому что наносим удар, испуганы, потому что дрожим, а не наоборот» (У.Джеймс).
- 1) существует однозначное соответствие между определенными переживаемыми эмоциями и типичными для них телесными реакциями;
- 2) лишенная телесного выражения эмоция перестает переживаться (Чем бы была печаль без слез, рыданий, боли в сердце и стеснения в груди?);
- 3) невозможно выполнение движений, соответствующих одной эмоции, и одновременное переживание другой.
Когнитивные теории эмоций
Эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации.
Эксперименты Р. Лазаруса
Демонстрировался жестокий фильм
Группа 1. Давалась информация о том, что данная процедура очень болезненна и травматична.
Группа 2. Фильм демонстрировали без всяких пояснений,
Группа 3. Сообщалось, что этот ритуал не вызывает боли и абсолютно необходим для превращения юноши в настоящего мужчину,
Группа 4. Ничего не говорилось о чувствах, а просто подчеркивался факт существования своих обычаев в других культурах.
Сила эмоций участников эксперимента уменьшалась от первой группы к четвертой, названной авторами «интеллектуальной». Это доказывает решающую роль нашего понимания происходящего как условия возникновения определенных эмоциональных процессов.
Стресс
- Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — это общая неспецифическая реакция организма в ответ на интенсивное воздействие любой модальности (стрессор).
- Термин «стресс» ввел канадский биолог и врач Ганс Селье.
- Стресс представляет собой общий адаптационный синдром, обеспечивающий мобилизацию организма для приспособления к трудным условиям.
Испытуемому предлагается отметить все стрессовые события, имевшие место в его/её жизни за прошедший год и сложить полученные баллы. Больше 300 баллов à высок риск соматических заболеваний.
В шкалу не вошли современные факторы риска.
Общий адаптационный синдром – серия физиологических реакций на продолжительный стресс.
- Тревога: мобилизация ресурсов для борьбы со стрессом;
- Сопротивление: приспособление к стрессу, исчезновение симптомов тревоги (трата ресурсов);
- Истощение: окончательное истощение ресурсов (падает иммунитет, проблемы с сердечно-сосудистой системой, пр. соматические проблемы) .
ВОЛЯ
Воля как способность человека к самодетерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств.
Волевое действие — это процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными и наглядными.
Функции воли
• выбор мотивов и целей при их конфликте (селективная
функция);
• восполнение дефицита побуждения к действию при
отсутствии его достаточной мотивации (инициирующая
функция);
• ослабление избыточной мотивации при нежелательности
действия (ингибирующая функция);
• поддержание выбранного уровня выполнения действия
при наличии помех (стабилизирующая функция);
• произвольная регуляция внешних и внутренних действий и
психических процессов (регулятивная функция).
Структура волевого акта
1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.
2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.
3. Решение.
4. Выполнение.
Что такое потребность?
Потребность – это объективная необходимость, т.е. объективная нужда организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых систем.
Это только такая нужда живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения.
Потребности первоначально носят диффузный характер и предшествуют формированию мотивов.
- Потребность (хочу пить). Вопрос: Почему?
- Мотив (хочу холодного морса). Вопрос: Зачем?
Процесс нахождения конкретного объекта,
который может удовлетворить потребность,
называется опредмечиванием.
Мотив- это «предмет» потребности.
Потребность – состояние нужды в чем-либо
Мотив – объект, который позволяет удовлетворить потребность
Цель – мотив, данный в определенных условиях
Пример опредмечивания
1) Студент думает: «хочу кушать» (потребность не опредмечена)
2) Студент вспоминает, что в столовой есть тортики и думает: «хочу тортик» (потребность опредмечивается, возникает мотив)
3) Студент не может просто так встать посреди пары и пойти за тортиком, он думает: «нужно внимательно дослушать лектора и в перерыв пойти и купить тортик» (формируется цель)
Потребность здесь – голод, мотив – тортик, цель – купить тортик после пары.
У. МакДауголл (1923), понимавший потребности
как инстинктоподобные готовые способы
реагирования, выделяет:
- пищедобывание,
- отвращение,
- сексуальность,
- страх,
- любознательность,
- покровительство,
- общение,
- самоутверждение,
- подчинение,
- гнев,
- поиск помощи,
- созидание,
- накопление,
- смех и пр.
классификация
По критерию притягательности:
- позитивные,
- негативные.
По критерию времени актуализации
потребности:
- постоянные (потребность в кислороде),
- устойчивые (потребность в общении),
- циклические (потребность в пище),
- ситуативные (потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).
По степени важности для жизнедеятельности человека:
- витальные,
- факультативные.
- висцерогенные потребности, связанные с
органической стороной жизни субъекта
(потребность в кислороде, воде и пр.),
- психогенные, не обнаруживающие очевидной
связи с системами организма (потребность в
понимании, потребность в уважении и т.д.).
- проактивные (детерминированы внутренним состоянием субъекта (сон после тяжелой работы)),
- реактивные (активируются вследствие определенных событий во внешней среде (засыпание в затемненной комнате в полной тишине)).
Классификация потребностей
А. Маслоу
- Потребности дефицита функционируют по
гомеостатическому принципу (принципу
равновесия, баланса): актуализация —
удовлетворение (насыщение) — угасание.
Они цикличны по своей природе.
- Потребности роста (до конца не могут быть насыщены). По мере их удовлетворения их интенсивность растёт.
Органические потребности
- Температурная регуляция
- Сон
- Жажда
- Голод
- Размножение
Надорганические потребности