Организация «аварийных партий/групп»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени адмирала Г.И. Невельского

ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

А.Г.Пилюгин

Владивосток

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................
1. ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ..........................................................................
2. ОРГАНИЗАЦИЯ «АВАРИЙНЫХ ПАРТИЙ/ГРУПП»...........................
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ ВО ВРЕМЯ АВАРИЙНО- СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ МЕЖДУ СУДНОМ И БЕРЕГОВЫМИ СЛУЖБАМИ...................................................................    
4. ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА СУДНЕ..........................................................................................................  
5. ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ...............................................................................
6. ПОСАДКА НА МЕЛЬ / КАСАНИЕ ДНА КОРПУСОМ.........................
7. СТОЛКНОВЕНИЕ.......................................................................................
8. УГРОЗА ЗАГРЯЗНЕНИЯ...........................................................................
9. ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ.............................................................................
10. ОПАСНЫЙ КРЕН СУДНА........................................................................
11. ТЯЖЁЛЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ СУДНА ИЗ-ЗА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ...........................................................................  
12. ОТРЫВ СУДНА ОТ ПРИЧАЛА/ТЕРМИНАЛА.....................................
13. ЗАТОПЛЕНИЕ............................................................................................
14. СБРАСЫВАНИЕ ГРУЗА ЗА БОРТ..........................................................
15. НАРУШЕНИЕ ОСТОЙЧИВОСТИ, ПЛАВУЧЕСТИ ОБЩЕЙ ИЛИ МЕСТНОЙ ПРОЧНОСТИ.........................................................................  
16. ОТКАЗ ГЛАВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СИСТЕМЫ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ, РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ, СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ, ГИРОКОМПАСА........................................  
17. СПАСЕНИЕ ИЛИ РКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДОУГОМУ СУДНУ.........
18. ВЫБРОС ОПАСНЫХ ГАЗОВ В АТМОСФЕРУ.....................................
19. БЕЗОПАСНЫЙ ВХОД И СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ В ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ.....................................................  
20. СЕРЬЕЗНЫЕ ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЛИ СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................  
21. ОПЕРАЦИИ С ВЕРТОЛЕТОМ................................................................
  ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................
  ПРИЛОЖЕНИЕ 1. LLOYD STANDARD FORM......................................
  ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ENCLOSED SPACE ENTRY PERMIT......................
  ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Список тревог..............................................................


ВВЕДЕНИЕ

Знание и умение организовать борьбу за живучесть судна – одно из основных требований, предъявляемых к старшим офицерам торгового флота. В последнее десятилетие подкомитеты IMO, OCIMF, ввели важные дополнения к МАРПОЛ, приняли ряд резолюций и требований к снижению уровня всевозможных загрязнений с судов.

В связи с этим борьба с загрязнением с судов становится для судовладельца и экипажа наиболее актуальной.

В данном учебном пособии расмотрены основные процедуры и требования, предъявляемые к организации и проведении тревог не только судовым экипажем но и к береговым персоналом компаний, занимающихся перевозкой нефтепродуктов и химических грузов. Всвязи с тем, что танкера по роду своей коммерческой деятельности имеют высокий риск катастрофичекого загрязнения окружающей среды в случае аварии, также возросли требования к подготовке экипажа к действиям в экстремальных ситуациях.

В данном пособии рассматривается процедура организации и проведения борьбы с практически всеми возможными аварийными ситуациями, возникающими во время коммерчексой эксплуатации танкера, за исключением проведения учений и тревог кодекса ОСПС.

Большинство рассматриваемых в пособии тревог не рассматривались в существующих в РФ нормативных документах и правилах в связи с отставанием нормативно-правового законодательства России от международных правил и требований.

В связи с этим данное пособие может представлять интерес для офицеров, работающих не под Российской правовой базой а так-же для курсантов Морских учебных заведений.

Организацию борьбы за живучесть судно нужно рассматривать как систему, охватывающую весь спектр борьбы с аварийными и чрезвычайными ситуациями, происшедшими или ожидаемыми. Эта система состоит из:

· Организации и управлении проведением аварийно–спасательных операций на борту судна.

· Организации и управлении проведением аварийно – спасательных операций береговыми службами.

· Организации связи во время аварийно – спасательных операций между судном и береговыми службами.

· Проведении аварийно–спасательных операций на борту судна.

Приоритеты безопасности должны рассматриваться в следующей последовательности : ЭКИПАЖ–ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА–СУДНО–ГРУЗ.

ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

«Аварийная группа» означает группу специально подготовленных лиц, осуществляющих борьбу с аварийными происшествиями.

«Аварийные партия» должна включать в себя весь экипаж, разделенный на несколько отрядов, каждый со своей индивидуальной ответственности

Процедуры, одобренные компанией, должны выполняться всегда, насколько это практично и разумно, в сочетании с реальной чрезвычайной ситуацией.

Руководства по борьбе с аварийными ситуациями всегда есть на борту судна, обычно в столовых рядового и командного состава. Каждый член экипажа, при поступлении на судно, обязан ознакомиться с вышеуказанными руководствами и пройти необходимую тренировку по пользованию персональными и коллективными спасательными средствами и сделать подпись, подтверждающую официальное ознакомление.

ОРГАНИЗАЦИЯ «АВАРИЙНЫХ ПАРТИЙ/ГРУПП».

Система разработана таким образом, чтобы оптимально использовать для борьбы с аварийными ситуациями небольшие, хорошо обученные отряды.

Всякий раз, когда происходит смена экипажа, состав аварийных партий будет обновляться . Вновь прибывшие члены экипажа обязаны ознакомится с их обязанностями по тревогам. Обязанности по тревогам приведены в личной каютной карточке и в расписании по тревогам.

В состав аварийных партий входят наиболее подготовленные члены экипажа.

Члены экипажа и пассажиры на борту, не включённые в аварийные партии, должны уметь подать сигнал тревоги, идентифицировать место и характер опасности и бороться за живучесть судна всеми имеющимися средствами до прибытия аварийной партии. Как правило, они включаются в списки группы поддержки аварийной партии.

В целях обеспечения наибольшей эффективности системы борьбы за живучесть на борту судна весь экипаж, включая пассажиров, разделен на небольшие мобильные партии, которые занимаюися борьбой за живучесть непосредственно в местах несения должностных обязанностей.

Очень важно, чтобы все члены аварийной партии и особенно руководитель, имели достаточный опыт проведения подобных операций и имли соответствующие сертификаты о прохождении соответствующего обучения в береговых тренировочных центрах. Также все члены аварийных партий обязаны знать устройство и уметь пользоваться имеющимися на борту аварийно–спасательным оборудованием.

В расписании по тревогам обязательно должны быть указаны члены экипажа, замещающие выбывших по какой-либо причине руководителей аварийных партий.

Наши рекомендации