Организация «аварийных партий/групп»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени адмирала Г.И. Невельского
ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
А.Г.Пилюгин
Владивосток
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. | ||
1. | ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.......................................................................... | |
2. | ОРГАНИЗАЦИЯ «АВАРИЙНЫХ ПАРТИЙ/ГРУПП»........................... | |
3. | ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ ВО ВРЕМЯ АВАРИЙНО- СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ МЕЖДУ СУДНОМ И БЕРЕГОВЫМИ СЛУЖБАМИ................................................................... | |
4. | ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА СУДНЕ.......................................................................................................... | |
5. | ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ............................................................................... | |
6. | ПОСАДКА НА МЕЛЬ / КАСАНИЕ ДНА КОРПУСОМ......................... | |
7. | СТОЛКНОВЕНИЕ....................................................................................... | |
8. | УГРОЗА ЗАГРЯЗНЕНИЯ........................................................................... | |
9. | ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ............................................................................. | |
10. | ОПАСНЫЙ КРЕН СУДНА........................................................................ | |
11. | ТЯЖЁЛЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ СУДНА ИЗ-ЗА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ........................................................................... | |
12. | ОТРЫВ СУДНА ОТ ПРИЧАЛА/ТЕРМИНАЛА..................................... | |
13. | ЗАТОПЛЕНИЕ............................................................................................ | |
14. | СБРАСЫВАНИЕ ГРУЗА ЗА БОРТ.......................................................... | |
15. | НАРУШЕНИЕ ОСТОЙЧИВОСТИ, ПЛАВУЧЕСТИ ОБЩЕЙ ИЛИ МЕСТНОЙ ПРОЧНОСТИ......................................................................... | |
16. | ОТКАЗ ГЛАВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СИСТЕМЫ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ, РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ, СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ, ГИРОКОМПАСА........................................ | |
17. | СПАСЕНИЕ ИЛИ РКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДОУГОМУ СУДНУ......... | |
18. | ВЫБРОС ОПАСНЫХ ГАЗОВ В АТМОСФЕРУ..................................... | |
19. | БЕЗОПАСНЫЙ ВХОД И СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ В ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ..................................................... | |
20. | СЕРЬЕЗНЫЕ ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЛИ СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА................................................................................................. | |
21. | ОПЕРАЦИИ С ВЕРТОЛЕТОМ................................................................ | |
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................. | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. LLOYD STANDARD FORM...................................... | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ENCLOSED SPACE ENTRY PERMIT...................... | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Список тревог.............................................................. |
ВВЕДЕНИЕ
Знание и умение организовать борьбу за живучесть судна – одно из основных требований, предъявляемых к старшим офицерам торгового флота. В последнее десятилетие подкомитеты IMO, OCIMF, ввели важные дополнения к МАРПОЛ, приняли ряд резолюций и требований к снижению уровня всевозможных загрязнений с судов.
В связи с этим борьба с загрязнением с судов становится для судовладельца и экипажа наиболее актуальной.
В данном учебном пособии расмотрены основные процедуры и требования, предъявляемые к организации и проведении тревог не только судовым экипажем но и к береговым персоналом компаний, занимающихся перевозкой нефтепродуктов и химических грузов. Всвязи с тем, что танкера по роду своей коммерческой деятельности имеют высокий риск катастрофичекого загрязнения окружающей среды в случае аварии, также возросли требования к подготовке экипажа к действиям в экстремальных ситуациях.
В данном пособии рассматривается процедура организации и проведения борьбы с практически всеми возможными аварийными ситуациями, возникающими во время коммерчексой эксплуатации танкера, за исключением проведения учений и тревог кодекса ОСПС.
Большинство рассматриваемых в пособии тревог не рассматривались в существующих в РФ нормативных документах и правилах в связи с отставанием нормативно-правового законодательства России от международных правил и требований.
В связи с этим данное пособие может представлять интерес для офицеров, работающих не под Российской правовой базой а так-же для курсантов Морских учебных заведений.
Организацию борьбы за живучесть судно нужно рассматривать как систему, охватывающую весь спектр борьбы с аварийными и чрезвычайными ситуациями, происшедшими или ожидаемыми. Эта система состоит из:
· Организации и управлении проведением аварийно–спасательных операций на борту судна.
· Организации и управлении проведением аварийно – спасательных операций береговыми службами.
· Организации связи во время аварийно – спасательных операций между судном и береговыми службами.
· Проведении аварийно–спасательных операций на борту судна.
Приоритеты безопасности должны рассматриваться в следующей последовательности : ЭКИПАЖ–ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА–СУДНО–ГРУЗ.
ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
«Аварийная группа» означает группу специально подготовленных лиц, осуществляющих борьбу с аварийными происшествиями.
«Аварийные партия» должна включать в себя весь экипаж, разделенный на несколько отрядов, каждый со своей индивидуальной ответственности
Процедуры, одобренные компанией, должны выполняться всегда, насколько это практично и разумно, в сочетании с реальной чрезвычайной ситуацией.
Руководства по борьбе с аварийными ситуациями всегда есть на борту судна, обычно в столовых рядового и командного состава. Каждый член экипажа, при поступлении на судно, обязан ознакомиться с вышеуказанными руководствами и пройти необходимую тренировку по пользованию персональными и коллективными спасательными средствами и сделать подпись, подтверждающую официальное ознакомление.
ОРГАНИЗАЦИЯ «АВАРИЙНЫХ ПАРТИЙ/ГРУПП».
Система разработана таким образом, чтобы оптимально использовать для борьбы с аварийными ситуациями небольшие, хорошо обученные отряды.
Всякий раз, когда происходит смена экипажа, состав аварийных партий будет обновляться . Вновь прибывшие члены экипажа обязаны ознакомится с их обязанностями по тревогам. Обязанности по тревогам приведены в личной каютной карточке и в расписании по тревогам.
В состав аварийных партий входят наиболее подготовленные члены экипажа.
Члены экипажа и пассажиры на борту, не включённые в аварийные партии, должны уметь подать сигнал тревоги, идентифицировать место и характер опасности и бороться за живучесть судна всеми имеющимися средствами до прибытия аварийной партии. Как правило, они включаются в списки группы поддержки аварийной партии.
В целях обеспечения наибольшей эффективности системы борьбы за живучесть на борту судна весь экипаж, включая пассажиров, разделен на небольшие мобильные партии, которые занимаюися борьбой за живучесть непосредственно в местах несения должностных обязанностей.
Очень важно, чтобы все члены аварийной партии и особенно руководитель, имели достаточный опыт проведения подобных операций и имли соответствующие сертификаты о прохождении соответствующего обучения в береговых тренировочных центрах. Также все члены аварийных партий обязаны знать устройство и уметь пользоваться имеющимися на борту аварийно–спасательным оборудованием.
В расписании по тревогам обязательно должны быть указаны члены экипажа, замещающие выбывших по какой-либо причине руководителей аварийных партий.