Творческое применение языкового материала
Вид умений | Методическая задача | Вид деятельности | Средство обучения/учитель |
Говорение | Диалог/полилог | Ролевые игры, мини-проект в малых группах (в тройках/пятерках) | Раздаточные материалы |
Аудирование | Восприятие, осмысление | Проверка понимания, пересказ, использование информации для мини-проекта, ролевой игры | Звукозапись, раздаточные материалы |
Чтение | Восприятие, понимание, техника чтения | Проверка понимания: фронтально, в сотрудничестве (в двойках/тройках); использование информации в мини-проектах | Учебник, книга для чтения, дополнительные материалы, раздаточные материалы |
Обсуждение, дискуссия: полилог | Учитель, ведущий ученик | ||
Письмо | Формирование умений писать письма личного, делового характера | Сотрудничество (в тройках/четверках) | ТПО, раздаточный материал |
Проверка сформированное™ умений | Тестирование, письма партнерам: индивидуально, в сотрудничестве (в тройках/четверках) |
Примеры циклового планирования уроков в 5-м классе (базовый уровень)
Таблица 6
№ урока | Задачи урока | Содержание урока 1. Фонетическая зарядка | Время | Вид деятельности | Средства обучения/учитель Звукозапись | |
1. Ознакомление с новым лексическим материалом: отработка произношения | 1 мин | Имитация | ||||
2. Введение новой лексики | 5—7 мин | Восприятие, осмысление | Учитель, средства наглядности, звукозапись | |||
3. Узнавание новой лексики на слух и при чтении | 5—7 мин | Фронтально | Учебник | |||
2. Формирование лексического навыка | 4. Применение нового материала по образцу и по аналогии | 10— 12 мин 5—7 мин 7—10 мин | Обучение в сотрудничестве (в парах/тройках) | Раздаточный материал | ||
3. Контроль усвоения нового лексического материала 4. Творческое применение нового лексического материала | 5. Проверка выполнения заданий в группах, обсуждение 6. Применение нового материала в коммуникативных задачах. Обсуждение и распределение ролей в мини - проекте | |||||
Фронтально | Учитель, ведущие учащиеся | |||||
В группах сотрудничества: диалог/полилог | Опорные элементы | |||||
5. Домашнее задание | 2 мин около 20 мин | |||||
Время устной практики каждого ученика на уроке — | ||||||
Ш. |
№ урока | --------- . ---- - - Задачи урока | . ------- __ , ----- . Содержание урока | ------ _ — . ---- Время | ------- , — . — . — . ----- _ ---- __ ---- . --- _ — Вид деятельности | Средства обучения/учитель |
1. Совершенствование лексических навыков | 1.Фонетическая зарядка | 1 мин | Имитация Работа учащихся в малых группах сотрудничества (в парах/тройках) Проверка домашнего задания; проверка сформированное?!! навыка правописания новых лексических единиц (в словосочетаниях) | Звукозапись ТПО, учебник, раздаточный материал | |
2. Совершенствование лексического навыка | 8—10 мин | ||||
2. Контроль усвоения | 3. Тестирование | 5—7 мин | Индивидуально | Раздаточный материал (с дифференциацией) | |
3. Формирование умений диалогической речи; полилога | 4. Обсуждение в малых группах идеи, сценария мини-проекта (полилог); распределение ролей (диалог); принятие решения (полилог) | 10—15 мин | Работа в малых группах сотрудничества (в парах/четверках) | Опорные материалы | |
4.Форми-рование умений аудирования | 5. Формирование умений аудирования | 2 мин | Восприятие текста на слухе использованием новой лексики по проблематике мини-проекта | Звукозапись | |
6. Проверка понимания прослушанного текста | 5 — 7 мин | Индивидуально или фронтально | Звукозапись или учитель | ||
Домашнее задание | 2 мин |
Время говорения каждого ученика на уроке — 20...23 мин.
Таким же образом составляются планы остальных уроков по теме устной речи и чтения (обычно это 6—8 уроков) в полном соответствии с логикой усвоения и применения языкового материала. Уже в самом начале работы над новой темой полезно предусмотреть работу над проектом, которая будет вестись на протяжении всей темы, постепенно разворачиваясь и наполняясь содержанием. Перед введением новой лексики можно предложить ребятам (в малых группах) идеи для общего проекта. Например, по теме «Путешествия» следует, в соответствии с этапом обучения, выделить одну, две и более подтем (путешествие по железной дороге, по морю, авиапутешествие, автомобильное путешествие и т.д.). Соответственно можно поручить отдельным группам проекты, связанные с этими видами путешествий. В каждой группе придется рассматривать ситуации: планирование маршрута путешествия; заказ билетов, гостиницы; сбор багажа; отправление и т.д. Как мы уже знаем, это делается различными способами (внутри одной группы или по типу «пилы»). Но на каждом уроке формирование тех или иных речевых умений (говорения, аудирования, чтения, письма) можно связывать с соответствующими ситуациями, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту, когда им придется перед всем классом рассказать и проиллюстрировать свое «путешествие». Ограничения по теме могут быть обусловлены этапом обучения, уровнем языковой подготовки. (Например, одно путешествие на всех, но в каждой группе свой маршрут, свои проблемы.)
Принцип циклового планирования одинаков для разных предметов. Поэтому важно понять логику такого планирования и тогда появится возможность более качественного управления учебным процессом, видения всей перспективы работы над темой, разделом, вопросом программы и соответственно оперативной корректировки отдельных моментов планирования уроков.
Вопросы к семинару:
1. Как вы считаете, способствует ли цикловое планирование совершенствованию управления учебно-воспитательным процессом?
2. Можно ли считать цикловое планирование инструментом научной
организации труда учителя?
3. Как цикловое планирование соотносится с поурочным и тематическим планированиями?
Творческое задание
1. Выберите тему или вопрос программы по своему предмету. Попробуйте составить логику учебного процесса по основным уровням усвоения материала, определяя при этом место традиционных и новых педагогических технологий, средств обучения. Вы можете выполнить это задание самостоятельно или обсудить в группе с коллегами общее задание. 142
2. Попробуйте на основании разработанной ранее логики учебного
процесса по вопросу, теме программы составить планы циклов уроков
по той же теме или вопросу программы. Обсудите циклоплан с коллегами.
3. Поделитесь с преподавателем своим мнением о цикловом планировании: целесообразности его составления, возможности с его помощью управлять учебно-воспитательным процессом.
4. Теперь попытайтесь вписать свой проект в какую-то тему, раздел
программы. С этой целью попробуйте составить цикловой план этой темы,
органично включив в него работу над проектом поэтапно. Если вы выберете
проект для внеурочной работы, тогда просто определите его структуру
также поэтапно, предусмотрев сроки выполнения каждого этапа, задачи
и результаты.
Часть II
КОМПЬЮТЕРНЫЕ