Природа (строение) языкового знака. Свойства языкового знака

Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и речь.

Термин «яз» - понятие неоднозначное, родовое:

1) Яз как способность индивида польз. язом как ср-вом общения, познания. Яз не заложен в ДНК. Ребёнок польз. биол. предпосылками для овлад. язом. Язу можно научиться в об-ве, коллективе. Ребёнок входит в социум с пом. яза. Яз формируется постепенно, от примит. сигналов до развитого чел. яза.

2) Яз как совокупность того общего, что есть в чел. естест. язах. Яз понимается как абстр. предст-е о чел. язе, как опр. класс знак. систем, как конкр./этн. язы или яз вообще. Яз вообще – это возникшая и закономерно развив. семиот. сист., кот. облад. св-вом соц. предназначенности (для опр. социума, а не индивида).

3) Яз этнич. (конкр.) – реально существующая знак. сист., используемая в некоем социуме в нек. времени и пространстве. Общие черты: а) яз – набор звуков для выр. мысли; б) членораздельность; в) сист. правил, по кот. эл-ты комбинир. в осмысл. высказывания.

Сущность яза - в его св-вах: 1. Когнитивное. Через яз знакомимся с миром с пом. опыта др. людей, поколений. 2. Номинативное. Называем предметы объект. и субъект. реал-ти. 3. Аккумулятивное. Ср-во накопления знаний, опыта чел-ва.

Карл Бюллер – 3 ф-ии: экспрессивная (соотносится с говорящим), апеллятивная (соотносится со слушающим) и репрезентативная (соотносится с предм., о кот. идёт речь). Р. Якобсон добавляет: фатическую (контактную), метаязыковую (способ-ть яза быть ср-вом исследования в терминах самого яза), поэтическую (творческое самовыражение).

Ещё ф-ии: 1. Коммуникат. (осн.). Реализ. в 3 ф-мах: узконаправл. комм-я (диалог 1 на 1), широконапр. комм-я (лекция, митинг), масс. комм-я (общение с невидим. аудиторией).

2. Дейктическая (указат.).

3. Магическая: табу, молитвы, клятвы, т. е. обращение к высшим силам.

4. Суггестивная: ср-во влияния на чела, кот. м. б.: а) инструмент.: воздей. на чела путём исп-я прямых смыслов слов; б) символич.: воздей. на чела путём исп-я косвенного смысла слов, фразового подтекста.

Соссюр: яз и речь – не разн. явления, а 2 стороны общ. явления – реч. деят. Яз и речь противопоставлены, но не могут сущ. др. без др.:

1) Яз социален, усваивается индивидом как гот. продукт. Речь – инд. акт воли и понимания.

2) Яз – сист. знаний, кот. хранится в голове. Речь – процесс исп-я этой сист. в конкр. сит.

3) Яз нейтрален по отн. к тому, кем, когда и где исп-ся. Речь привязана к конкр. сит. общения.

4) Яз стрем. к стабильности, консервативности, принимает новшества под давлением нос-лей. Речь стрем. к новшеству, индив-ти, отклон. от правил яза, нарушает язовые нормы по незнанию или для экспрессивности.

5) Любой яз доступен к изучению и освоению. Речью не овладеть, т. к. у каж. – своя речь.

Природа (строение) языкового знака. Свойства языкового знака.

По Соссюру, в знаке выделяются 2 стороны – означаемое, психич. образ предм. (понятие, сод-е, смысл знака, его внут. сторона, то, что воспринимается нашим сознанием), и означающее, акуст. образ (внеш. выр-е знака, его форм. сторона, то, что воспринимается органами слуха или зрения).

По Пиотровскому, есть план выражения (имя, нос-ль инфы) и план содержания, состоящий из:

1) Денотат (визульно-целостный образ предм.).

2) Десигнат (вербально-анал. образ предм., его словес. хар-ка, выделение яр. черт).

3) Коннотат (доп. знач-я: эмоц.-оцен. и экспрессив. оттенки смысла).

Св-ва язового знака:

1) Преднамеренность/целенаправленность. Спец-но исп-ся для передачи опр. смысла.

2) Перцептивность. Д. б. доступен восприятию (слух, зрение).

3) Информативность. Инфа о референте.

4) Системность. Может сущ. только как эл-т зн. сист. во взаимосвязи и противопоставлении с др. знаками яза.

5) Воспроизводимость. Не воссоздаётся каж. раз заново, а повторяется в относительно устойч. виде.

6) Линейность означающего. Длительность и однонаправленность, связана с особ-ми восприятия чела. В рез. между эл-ми возник. цепочка: взаим-е, завис-ть, порядок слов.

7) Конвенциональность (условность). В естест. язах знаки-символы преобладают.

8) Мотивированность. Будучи условным, знак одновременно м. б. мотивирован (напр., звукоподражание, словообразование).

9) Консервативность (неизменчивость).

10) Изменчивость. Знак постоянно стрем. стать многозначным.

11) Комбинационность. Характ-ся теми или иными отн-ми, в кот. он вступ. с др. знаками.

Виды знаков по Чарльзу Пирсу: иконы (форма сходна с содержанием, дублирует его), индексы (связь формы с содержанием – по их близости в пространстве или времени: дым=огонь), символы (связь формы и содержания произвольна – «по соглашению»: нац. флаг).


Наши рекомендации