Успеваемости и промежуточной аттестации
Вопросы для подготовки к зачету
1. Профессиональная коммуникация: роль, цель, функции, потребности, проблемы, перспективы
2. Комплексные информационные мероприятия
3. Смысл вебинара. Видеоконференция. Видеомост
4. Интерактивные мероприятия
5. Появление новых профессиональных обязанностей, обеспечивающих обеспечение профессиональной коммуникации. Тьютор. Модератор
6. Этапы подготовки и проведения профессионального мероприятия
7. Подготовка исходных материалов для проведения профессионального мероприятия
8. Сетевая инфраструктура информирования о мероприятии
9. Спичрайтерство
10. Этапы подготовки доклада
11. Особенности построения текста доклада
12. Организация обмена опытом
Методические указания по выполнению рефератов,
Эссе и творческих заданий по дисциплине
Творческие задания даются магистрантам применительно к подготавливаемым Научно-образовательным центром «Информационное общество» профессиональным мероприятиям на экспериментальных площадках Научно-образовательного центра (НОЦ). Это могут быть в обязательном порядке: проводимая один раз в два года Всероссийская научно-практическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств» или ежегодный международный форум «Молодёжь в науке и культуре XXI века» и в его рамках – научная конференция «Информационное общество: вызовы XXI века». Это может быть традиционно организуемый Международный Форум «Чтение на Евразийском перекрёстке» совместно с Центром чтения ЧГАКИ. Это могут быть иные плановые или внеплановые профессиональные мероприятия.
Магистранты осуществляют информационное обеспечение профессиональных мероприятий с использованием изучаемых на занятиях технологий, как то:
– подбор литературы по теме профессионального мероприятия и выставление информационных бюллетеней на сайт мероприятия (Приложение 1);
– характеристика темы профессионального мероприятия осуществляется на основе информационной диагностики;
– выявленные документы подвергаются документографическому анализу, анализу ценностных свойств документа;
–проводятся анализ предметного поля объекта, фактографический анализ текста, первоначальный терминологический анализ, частотный анализ, первоначальный смысловой анализ выявленных текстов по теме профессионального мероприятия;
– пишутся и рассылаются информационные письма (Приложение 2);
– ведётся переписка с потенциальными участниками.
Выводы по работе и её итоги магистранты отражают в обобщающих, описательных, аналитических публикациях в СМИ, профессиональных периодических изданиях, размещают на сайте НОЦ «Информационное общество» и иных. Конкретное задание определяется магистрантом совместно с руководителем в зависимости от темы диссертационного исследования и объёма уже проделанной работы.Планы семинарских занятий
Семинар № 1. Тема «Этапы подготовки и проведения профессионального мероприятия» (2 ч.) (ПК-2)
Вопросы для обсуждения:
1. Практический опыт реализации этапа подготовки профессионального мероприятия (на материале выявленных документов реализованных мероприятий)
2. Собственные предложения и наработки
Рекомендуемая литература:
1. Реализация внешней коммуникационной политики // Справочник информационного работника / науч. ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. – СПб : Профессия, 2005. – С. 401–437.
К научным мероприятиям, проводимым при участии библиотеки (например, научной в вузе), относятся международные, российские, региональные, университетские научные, научно-практические и научно-методические конференции, симпозиумы, семинары, круглые столы и др.
Конференция - собрание представителей научных организаций, проводимое, с целью обсуждения крупной научной работы.
Совещание - собрание специалистов по отдельной отрасли знаний.
Семинар - мероприятие, организуемое для изучения и обмена опытом, ознакомления с результатами законченных НИР и выработки рекомендаций по их внедрению в практику. Учебно-методические семинары преследуют цель повышения уровня знаний и профессиональной подготовки специалистов.
Съезды, конгрессы, симпозиумы, коллоквиумы - мероприятия, на которых обсуждаются конкретные научно-технические проблемы в целях поиска путей их решения, обмена достигнутыми результатами, опытом. Проведение этих мероприятий характерно для научных учреждений, научно-технических обществ, научно-исследовательских институтов.
Доклад - документ, содержащий сообщение на научную или иную тему, сделанный на съезде, конференции, совещании и т.п. Часто докладом называют и само такое сообщение, выраженное в устной форме. Тезисы докладов это краткое изложение основных положений доклада с выводами и рекомендациями. В них отражается состояние рассматриваемого вопроса, проделанная работа для его решения, значимость полученных результатов и предложения по их использованию.
Статья - научное произведение, входящее в сборник, периодическое или продолжающееся издание в качестве самостоятельной его части (Положение о порядке планирования… // http://www.kantiana.ru/science/unir/Poloshenie.pdf).
Мероприятия различаются по своей направленности, целям, функциям и периодичности.
Мероприятия делятся на следующие основные группы: регулярные, нерегулярные, массовые и корпоративные. Под регулярным мероприятием понимается форма управленческой деятельности, содержанием которой является совместная работа под руководством организатора регламентированного количества участников в заранее известные время и место по обсуждению и принятию решения по определенному повесткой дня вопросу.
К регулярным мероприятиям относятся собрания, совещания, заседания, а также официальные (протокольные) мероприятия: официальный визит и прием, церемонии открытия/закрытия, награждения лауреатов конкурсов и т. д. Под нерегулярным мероприятием понимаются действия организатора в определенной сфере в случае необходимости продвижения своих интересов. К нерегулярным мероприятиям относятся профессиональные (конгресс конференция, выставка, презентация и др.), дружественные и иные подобного рода формы работы с участниками, вызванные необходимостью реализации соответствующих интересов организатора. Массовое мероприятие – это действия организатора, которые проводятся для большого количества участников по заранее составленному плану и сценарию в целях реализации своих интересов. Необходимой составляющей массового мероприятия является наличие сценария. Благодаря этому документу можно примерно представить, каким будет мероприятие, что необходимо для его проведения, какими будут финансовые затраты. К массовым мероприятиям относятся: Дни страны, области, региона; празднование какого-либо события; митинги; анимационные программы; Фестивали и конкурсы; Олимпийские игры и соревнования. Корпоративное мероприятие – это действие организатора, направленное на сплочение своего коллектива в целях достижения больших успехов в основной деятельности. Корпоративные мероприятия проводятся для стимулирования чувства коллективизма; развития творческих способностей у сотрудников; отдыха; улучшения атмосферы в коллективе (снятие стресса, напряженности в межличностных отношениях). В зависимости от поставленной организатором цели корпоративные мероприятия могут быть: 1) деловыми (собрания коллектива, встречи, съезды), 2) популярными (благотворительные и рекламные акции), 3) развивающими (тренинги, семинары, конференции), 4) командообразующими (курсы, совместные походы), 5) спортивными ( соревнования, турниры, забеги) и др. По составу корпоративные мероприятия разделяют на внутренние (закрытые) – принимают участие только сотрудники учреждения; семейные – к участию допускаются члены семей сотрудников учреждения; открытые – с участием приглашенных лиц (деловых партнеров, представителей власти, средств массовой информации).
Этапы организации и проведения мероприятия. Каждое мероприятие имеет свои определенные требования, отклонение от которых в отдельных случаях допустимо, но не желательно. В целом можно выделить следующие этапы проведения мероприятия как вида деятельности.
1. Возникновение идеи мероприятия и ее юридическое закрепление
Идея мероприятия может быть вызвана объективными либо субъективными причинами. Мероприятие может быть задумано благодаря приближающейся значительной дате: 50-летию создания учреждения, 10-летию спортивного клуба и т. д. Принятое решение реализуется в соответствующем приказе, который юридически закрепляет сам факт необходимости проведения мероприятия, ответственных за его организацию и проведение и осуществления контроля за исполнением. Изданию приказа, конечно же, предшествовали и устные консультации, и принятый порядок согласования пунктов приказа.
2. Определение состава участников
Определение состава участников осуществляется оргкомитетом либо сотрудником, ответственным за проведение мероприятия, по согласованию с руководителем.
3. Оповещение о предстоящем мероприятии
Оповещение и приглашение предполагаемых участников мероприятия зависит от вида мероприятия и его масштабности. В одних случаях это могут быть адресные приглашения (например, юбилей учреждения) в форме письма-приглашения или пригласительного билета, в других – рекламные, коммерческие или информационные письма, текст которых строится по схеме: кто приглашает – куда приглашает – когда и где произойдет – порядок участия – приглашение к участию.
4. Встреча участников мероприятия
Встреча участников зависит от вида и масштабности мероприятия, условий его проведения. Встреча иногородних участников организуется в месте прибытия, встреча местных – в месте проведения. Иногородние участники могут прибывать в аэропорт, на железнодорожный вокзал, на речной вокзал, на автовокзал. При проведении масштабных мероприятий встречают обычно почетных участников и участников, определенных регламентом мероприятия (руководители, государственные и политические деятели, иностранные делегации и т. п.). Составляется график встреч, включающий фамилию место работы и должность прибывающего участника, дату и место прибытия, ответственного за встречу. Заказывается транспорт в зависимости от количества и ранга прибывающих участников. Так, почетному участнику, независимо от числа прибывающих вместе с ним участников, выделяется отдельный транспорт. Некорректно встретить почетного участника, игнорируя при этом участников, прибывших одновременно с ним.
5. Размещение участников мероприятия
Иногородние участники мероприятия могут размещаться в гостиницах, общежитиях, пансионатах, квартирах, принадлежащих учреждению, на частном секторе.
6. Питание участников мероприятия
Что касается традиционного питания, то организация завтрака и ужина не актуальны для организаторов мероприятия – это, как правило, проблема самих участников. Причем, завтрак нередко входит в стоимость гостиничного номера. Но следует продумать, где и как организовать обед участников.
7. Регистрация участников мероприятия
Регистрация участников проводится непосредственно перед началом содержательной части мероприятия. Форма регистрации зависит от вида мероприятия и его масштабности. На многих мероприятиях, особенно массовых, регистрация участников не предусматривается. Для регистрации участников мероприятия регулярного типа используются так называемые явочные (регистрационные) листы, на которых указывается порядковый номер, фамилия и инициалы участника и место для подписи. Цель проведения регистрации регулярных мероприятий – зафиксировать наличие кворума, т. е. необходимого по регламенту числа участников, придающих принятому решению юридическую силу. При проведении нерегулярных мероприятий также может использоваться регистрация, но цель ее – в возможности в дальнейшем вести справочно-информационную работу. При регистрации нерегулярных мероприятий обычно участникам выдается так называемый канцелярский пакет. Организатор мероприятия должен максимально использовать канцелярский пакет в рекламных целях. На блокнот и ручку следует нанести логотип организации. Следует также вложить рекламные материалы (значки, проспекты с продукцией, выпускаемой организатором, или информацией о нем). В ходе регистрации собираются для оформления командировочные документы, а также фиксируются сведения о потребности в обратных билетах, о желании участников установить контакты с другими учреждениями и др.
8. Регламент (программа, сценарий) мероприятия
Регламент должен предусматривать четкую организацию хода осуществления мероприятия, порядок рассмотрения вопросов, формы завершения содержательной части, определение процедурных вопросов (время, отводимое на доклад, сообщение, дискуссию, справки и др.), т. е. отражает структуру проведения содержательной части мероприятия, выверенную по времени. Более сложен регламент нерегулярных мероприятий, например, конференций. Здесь фиксируются такие этапы содержания, как регистрация, пленарное и секционное заседания, перерывы на кофе и обед и т. д.
9. Техническое обеспечение мероприятия
Сюда относятся:
– зал проведения мероприятия (количество мест должно превышать количество участников; зал должен быть оформлен; при проведении международного форума следует, по возможности, оснастить часть сидячих мест устройством для перевода; при необходимости на столах расставляются указатели для размещения участников и отдельный стол для сотрудников, осуществляющих запись выступлений );
– место выступления участников (стол президиума, оснащенный, если участников более 100 чел., микрофоном; количество мест, превышающее число членов президиума; дизайн; трибуна и микрофон для выступающих);
– технические средства (микрофоны, компьютер, аппаратура для демонстрации слайдов, таблиц и т. п., освещенность зала).
Для мероприятий всех типов используются проекторы, звуковые системы, компьютеризированное оборудование с доступным программным обеспечением, позволяющим получать различные визуальные эффекты.
В ходе мероприятия или по его окончании целесообразно осуществлять фотографирование участников, для чего следует предусмотреть приглашение фотографа и соответствующую аппаратуру.
10. Культурная программа
Если мероприятие многодневное, то следует запланировать для участников культурную программу. Можно выделить следующие варианты культурной программы:
– экскурсия;
– посещение культурно-зрелищных учреждений;
– концерт профессиональных артистов;
– показ художественной самодеятельности;
– анимационные программы с участием зрителей.
11. Анкетирование участников мероприятия
Анкетирование участников мероприятия проводится в целях определения уровня содержания проведенного мероприятия, а также для проведения в дальнейшем справочно-информационной работы. Анкеты не должны быть объемными: в большинстве случаем достаточно задать участникам 8-10 вопросов. Главное, чтобы вопросы не были банальными и не требовали очевидных ответов, иначе анкетирование не имеет смысла
12. Отчет о проведении мероприятия
На последнем этапе проводится подготовка итоговых документов, обработка материалов анкетирования и составляется отчет.
Отчет включает в себя:
– введение;
– экспозиционную информацию: общие количественные показатели, отраслевая и географическая структура участников и посетителей и др.;
– отчет о мероприятиях деловой, конкурсной, презентационной программы;
– отчет о рекламно-информационном сопровождении мероприятия;
– результаты анкетирования и социологического исследования;
– приложения (состав рабочих органов, приказы и распоряжения организатора мероприятия, план проведения мероприятия; положения о конкурсах и заключения конкурсных комиссий и др.);
– выводы и предложения.
Данные отчета являются итоговым документом по организации и проведению мероприятия (Организация и проведение мероприятий // http://www.pandia.ru/text/77/178/28545.php).
Семинар № 2. Тема «Подготовка исходных материалов для проведения профессионального мероприятия» (2 ч.) (ПК-2), (ПК-11)
Вопросы для обсуждения:
1. Обсуждение выявленных исходных материалов: информационных писем, рассылок, рекламы мероприятия и др. (на материале выявленных документов реализованных мероприятий)
2. Собственные предложения и наработки
Рекомендуемая литература:
См. Приложения, материалы на сайтах организаций и учреждений по проводимым конференциям
Проходит в форме дискуссии, во время которой обсуждаются подготовленные в рамках практической работы № 1 на тему «Подготовка и рассылка информационных писем о мероприятии. Разработка логотипа мероприятия» информационные письма и логотип.
Семинар № 3. Тема «Подготовка исходных материалов для выступлений и докладов» (2 ч.) (ОК-6)
Вопросы для обсуждения:
1. Этапы написания доклада
2. Собственные предложения и наработки
Рекомендуемая литература:
1. Тексты выступлений и доклады для руководителей // Справочник информационного работника / науч. ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. – СПб : Профессия, 2005. – С. 344–348.
Письменный доклад
Постулаты методики публичного выступления практически неприменимы в письменном докладе. Если в устном изложении главное «как», то в письменном на первый план выступает «что», то есть содержание. Доклад должен быть направлен на аргументацию основной идеи, поэтому требует тщательного планирования и четкого видения перспективы.
В письменном докладе должны быть сбалансированы три элемента: адресат, содержание, акценты, которые призваны дать однозначные ответы на вопросы: 1) для кого предназначен доклад, 2) что в нем должно содержаться, 3) зачем его составили? Так, ответ на вопрос «для кого?» определит подход к составлению доклада. Что касается формы представления материала, то здесь также требуется особый подход. Определяя форму доклада, нужно руководствоваться логикой восприятия адресата. Поэтому необходимо 1) заинтересовать его четким заголовком, используя слова «интерес», «выгода», «убыток», 2) объяснить, зачем написан доклад, связав его с интересами и заботами адресата, уместна фраза «если этого не сделать...», 3) предложить, что нужно сделать по мнению заявителя, 4) изложить рекомендации; 5) привести аргументы и доводы.
Выводы лучше привести в начале (!) доклада и лишь затем показать, как они получены (Суслова И. М. Методика подготовки выступлений и докладов // http://do.gendocs.ru/docs/index-85484.html).
Научный доклад
Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей.Работа по подготовке научного доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует умения провести анализ изучаемых процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно – заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка научного доклада требует определенных навыков.
Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы:
I. Выбор темы научного доклада
II. Подбор материалов
III. Составление плана доклада. Работа над текстом
IV Оформление материалов выступления
V. Подготовка к выступлению
Остановимся более подробно на каждом из перечисленных этапов подготовительной работы.
I. Выбор темы научного доклада. Подготовка к научному докладу начинается с выбора темы будущего выступления. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное выступление. Определенную помощь при избрании темы может оказать преподаватель, ведущий семинарское занятие или читающий лекционный курс. При выборе темы и ее формулировке необходимо учитывать следующие требования:
1 Не следует выбирать слишком широкую тему научного доклада. Это связано с ограниченностью докладчика во времени.
2 Научный доклад должен вызвать интерес у слушателей. Он может содержать какую-либо новую для них информацию, или изложение спорных точек зрения различных авторов по освещаемой проблеме.
Следует четко определить цель будущего выступления или целевую установку. Конкретная целевая установка дает направление, в котором будет работать докладчик, помогает осознано и целенаправленно подбирать необходимый материал. Определив и обозначив цель доклада, в дальнейшем следует приступить к подбору материалов.
II. Подбор материалов.Работа по подбору материалов для доклада связана с изучением литературы по выбранной теме. Желательно начинать с просмотра учебников. Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа – это официальные документы. Вторая группа включает монографии, научные сборники, справочники. К третьей группе относятся материалы периодической печати – журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном содержаться новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные.
III. Работа над текстом доклада.После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить предварительный план.При этом необходимо учесть, что предварительно составленный план будет изменяться и корректироваться в процессе дальнейшего изучения темы. И хотя этот план не имеет конкретно обозначенных границ, его составление позволит сформировать основу создаваемого доклада и уже на этом этапе обозначить контуры будущего выступления. В дальнейшем, по мере овладения изучаемым материалом, начальный план можно будет дополнять, совершенствовать и конкретизировать.
Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее сложному и ответственному этапу подготовки научного доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план.
Приступая к работе над текстом доклада, следует учитывать структуру его построения. Научный доклад должен включать три основные части: вступление, основную часть, заключение.
Вступление представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой; оно необходимо, чтобы пробудить интерес в аудитории и подготовить почву для доклада. Необходимо начать с главной мысли, которая затем займет центральное место. Удачно сформулированные во вступлении несколько фраз способны обеспечить успех всего доклада. Начать доклад нужно с обращения к аудитории. Следующие фразы должны быть предельно просты и лаконичны.
Основная часть является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства (аргументы). Для того чтобы правильно построить основную часть своего доклада, необходимо составить ее подробный план. Важность составления такого плана связана с основной задачей автора. Он должен в течение 10 минут, отведенных на основную часть, суметь представить и изложить авторскую точку зрения по обозначенной в теме доклада проблеме. Наличие подробного плана позволяет выполнить эту задачу, дает возможность автору в сжатой форме донести свои идеи до аудитории и уложиться в установленный регламент.
Каким образом следует излагать материал в основной части доклада? Текст научной работы отличается от всякого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике проблемы, обозначенной в докладе. Существуют также наиболее общие принципы представления материала:
1. От частного к общему. Данный принцип изложения материала предполагает следующее его представление. В начале доклада приводятся примеры, на основании которых делается обобщение. Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающимися, тщательно отобранными. Автору не следует использовать в докладе случайные факты и делать на их основе далеко идущие выводы. При изложении материала необходимо также учесть, что для анализа проблемы нужно использовать больший объем сведений и фактов, чем непосредственно требуется для написания текста выступления. Резервный материал делает доклад более ярким и убедительным. Резервный материал может быть также использован для ответа на возможные вопросы аудитории.
2. От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются.
3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы. Часто отдельные моменты доклада излагаются по принципу от общего к частному, другие – с использованием принципа историзма, или восхождения от частных примеров к общему выводу. Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любого научного доклада является доказательность высказываемых утверждений. Каждый тезис (тезис – концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов, или цитат.
Заключение имеет целью обобщить основные мысли и идеи выступления. В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада. На заключение можно возложить также функцию обобщения всего представленного докладчиком материала.
Когда доклад написан, следует приступить к его оформлению.
IV. Оформление материалов выступления.Подготовленный доклад и будущее выступление в аудитории направлено на его слуховое восприятие. Устная речь предоставляет оратору дополнительные средства воздействия на слушателей: голос, интонация, мимика, жесты. Однако одновременно следует успешно использовать способность слушателей видеть. Автор научного доклада может прекрасно дополнить свое выступление, используя диаграммы, иллюстрации, графики, изображения на доске, чертежи, плакаты. Однако, чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:
1. Целесообразно использовать наглядный материал. Если же необходимость в его демонстрации отсутствует, применение будет только отвлекать внимание слушателей.
2. Графики, плакаты и диаграммы готовятся заранее.
3. Изображения должны быть видны всем. Сложным статистическим таблицам следует придать доступную форму диаграмм или графиков.
4. Наглядные материалы необходимо демонстрировать аудитории, а не самому себе.
5. Тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных материалов.
6. Чтобы не отвлекать внимание аудитории, нужно своевременно их убирать и переходить к демонстрации других материалов.
7. Необходимо делать паузу в выступлении, если аудитория занята рассматриванием наглядных материалов.
Итак, завершающий этап работы над научным докладом – подготовка выступления.
V. Подготовка к выступлению.Подготовив материал для доклада, следует решить вопрос о записях к выступлению: готовить полный текст доклада, составить подробные тезисы выступления или приготовить краткие рабочие записи.
К секретам хорошего выступления можно отнести следующие моменты:
1. До и после важных мыслей следует делать паузу.
2. Для большего акцента сказанного необходимо менять тон голоса и тембр речи. Это сделает речь более выразительной.
3. Необходимо иметь контакт с аудиторией.
Подготовка к научному докладу с учетом правил и требований, приведенных в данной методической разработке, поможет студентам освоить более эффективные приемы ведения самостоятельной научной работы.
Следует иметь в виду ответы на следующие вопросы:
1. Какова цель выступления? Если внятного ответа нет, то нужно ли специалистам такое выступление?
2. Какова аудитория?
3. Каков объект выступления?
4. Какова актуальность доклада и выступления?
5. В чём заключается новизна темы? Если заменить многоумные и иноязычные термины в тексте доклада на русские слова – не станет ли содержание доклада банальностью? Есть ли ссылки на предшественников? Проводится ли сравнение с существующими аналогами?
6. Есть ли логика в докладе? Есть ли выводы с чёткой фиксацией главного и нового?
7. Раздаточные материалы не должны дублировать доклад (Гарнага К. Подготовка к докладу // http://garnaga.ru/post_1239474790.html).
На семинаре следует обсудить подготовленные в рамках практической работы № 2 на тему «Подготовка и обсуждение доклада/тезисов доклада, презентации к нему» черновые доклады и презентации к ним.
Семинар № 4. Тема «Информационная поддержка мероприятия» (2 ч.) (ОК-6)
Вопросы для обсуждения:
1. Обсуждение выявленных материалов по информационной поддержке мероприятия: информационных сообщений, уточнений, электронных выставок по теме мероприятия, дайджестов по теме мероприятия и др. (на материале выявленных документов реализованных мероприятий)
2. Собственные предложения и наработки
Рекомендуемая литература:
1. Как пример: Информационная поддержка Международного энергетического форума на сайте Электросетевой комплекс. Инновации. Развитие // http://www.upgrid.ru/upgrid-2012/informacziya/informaczionnaya-podderzhka-meropriyatiya.html.
Проходит в форме дискуссии
Семинар № 5. Тема «Редакционная подготовка издания к публикации» (2 ч.) (ПК-2), (ПК-11)
Вопросы для обсуждения:
1. Редакционная подготовка издания: этапы, содержание
2. Собственные предложения и наработки
Рекомендуемая литература:
1. Полукарова, Н. А. Концепция открытого редактирования в свете авторского права / Н. А. Полукарова // Научная и техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. – 2007. – № 5. – С. 31–34.
Редактирование и подготовка аналитических текстов к публикации
Редактирование текста обзора – это процесс его проверки на соответствие предъявляемым требованиям и устранения обнаруженных недостатков. Редактирование текста обзора призвано обеспечить соответствующий уровень его качества как научного документа. Выполнение этой работы диктует необходимость знания как особенностей обзорных документов, так и требований к ним: полноты, точности, логичности, краткости, чёткости, ясности и т. д.
Содержание работы по редактированию текста обзора:
1. Анализ текста с точки зрения соблюдения логических норм и исправления логических ошибок.
2. Корректировка стилистических погрешностей.
3. Устранение орфографических и синтаксических ошибок.
В первую очередь следует уделить внимание устранению логических ошибок, среди которых выделяются следующие типы:
– ошибки в посылах, т. е. в основаниях доказательств, когда доказываемый тезис пытаются вывести из ложных посылок (аргументов)
– ошибки в отношении тезиса, т. е. мысли, которую следует доказать. При этом может иметь место подмена тезиса или отступление от него
– ошибки в аргументации, т. е. в форме умозаключения, рассуждения, когда тезис не вытекает из посылок или когда в подтверждение тезиса выставляются аргументы, сами по себе верные, но не являющиеся достаточным основание для тезиса и потому не доказывающие его справедливость
– ошибки, связанные с переносом некоторого свойства небольшой части предметов данного класса на все предметы класса и поспешным обобщением
– ошибки, связанные с отсутствием достаточных аргументов для заключения типа «отсюда вытекает», «из этого следует», «следовательно» и т. д.
– ошибки, связанные с нарушением объёма понятий
– ошибки, связанные с неопределённостью смысла, вложенного в термин и, соответственно, с возможностью двоякого его толкования
– ошибки классификации.
При корректировке стилистических погрешностей необходимо устранение:
– устаревшей лексики
– речевой избыточности (каждая фраза должна начинаться непосредственно с изложения сути вопроса без излишних вводных слов)
– неточных и нечётких выражений
– профессиональной жаргонной лексики
– словесных штампов
– неправильного употребления глаголов для выражения отношения составителя обзора к излагаемому материалу (рекомендуется употребление глаголов в безличной форме: из изложенного следует, можно утверждать и т. д.) или замена их соответствующими краткими страдательными причастиями (рассмотрены, проанализированы, описаны и т. д.)
– пропуска необходимых в смысловом отношении структурных элементов предложения
– употребления многозначных слов без учёта контекста обзора
– использования слов, присущих другим стилям языка (разговорному, официально-деловому, канцелярскому и т. д.)
– ошибок, связанных с неразличением слов-паронимов
– неправильного употребления предлогов
– неправильного употребления числительных (числительные в обзоре следует записывать цифрами)
– неправильной записи в тексте фамилии и инициалов (в тексте обзора инициалы ставятся перед фамилией).
Устранение орфографических и синтаксических ошибок осуществляется в соответствии с нормами русского языка, с обязательным использованием специальных словарей.
На семинаре следует обсудить результаты практической работы № 4 на тему «Подготовка к изданию программы мероприятия/конференции и/или сборника материалов мероприятия/конференции».