Грамматическое подчинение (иерархия)

ки к Гереннию» считает, что особую прелесть Г. придает «частота повторений предшествующего слова». Но, как справедливо предуп­реждал Квинтилиан, в Г. «искусственность более очевидна и под­черкнута, а потому эту фигуру следует реже применять».

Лит.: Гаспаров М.Л. Градация // Литературный энциклопедический словарь.— М., 1987; Деметрий. О стиле // Античные риторики.— М., 1978; Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений: В 2-х час­тях. — СПб., 1834; Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1966; Па­нов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. — М., 1997. — С. 43—44.

М.И. Панов

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПОДЧИНЕНИЕ(ИЕРАРХИЯ) - про­стейшая и вместе с тем фундаментальная форма выражения един­ства, центральный принцип организации языка, обусловленный законом инкорпорирования:включение одного компонента текстав

другой с неизбежностью приводит к иерархии, выражающей един­ство текста. Специфику подчинения в языке следует ридеть в двой­ной направленности этой связи. Она заключается в том, что один и тот же компонент является подчиненным в одном отношении и подчиняющим в другом. Обычно двойное подчинение усматрива­ют только в отношении главных членов предложения, выделяя на этом основании особый вид подчинительной связи — координа­цию. Но в предложении и тексте любая подчинительная связь яв­ляется двойственной. Компоненты текста, выражающие признак, логически подчиняются компонентам, выражающим тот объект, которому в процессе предикации приписывается этот признак. Но именно признак есть таинформация, на базе которой формирует­ся новое предложение. Поэтому компоненты, выражающие объ­ект, извлекаясь из предшествующего предложения, подчиняются тем компонентам, которые выражают признак объекта в формиру­ющемся предложении. Таким образом, пользуясь традиционной тер­минологией, можно сказать, что подлежащее (его состав в целом) логически господствует над сказуемым (его составом), но функци­онально ему подчиняется. Определительные отношения отражают ту же двойственность подчинения: в определительном словосоче­тании существительное логически подчиняет себе прилагательное, но функционально зависит от него. Дополнение логически зависит от глагола-сказуемого (ср.: стирать (что?) белье, рубашку; мечтать (о чем?) об отдыхе, славе и т. д., где традиционные вопросы «вхо­дят» в глаголы, занимая в их семантической структуре соответству­ющее место), но оно и господствует над глаголом, так как пред­ставляет собой информационный центр предложения. Глагол же




Громкость голоса

отражает лишь «состояние» того предмета, который выражен су­ществительным — белье, которое стирается; отдых, о котором меч­тают, и т. п. Обстоятельство-детерминант (как и любой другой де­терминант) также и зависит (логически) от сказуемого или предло­жения в целом, и не зависит, господствует над ним (функционально). Подобная закономерность характеризует и любое предложение в тек­сте. Последнее логически зависит от предшествующего предложе­ния, так как уточняет, разъясняет, конкретизирует его содержание. Но вместе с тем, будучи носителем новой информации, оно лишь отталкивается от предшествующего предложения, подчиняет его себе.

Лит.: Мещеряков В. Н. Предикативен ли текст? // Филологические науки. — 1995. — № 2. См. лит. к статье Актуальное членение предложения.

В. Н. Мещеряков

ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА—субъективное слуховое ощущение интенсивности(силы) звука, образующегося в результате работы голосового аппарата.Профессиональное владение голосомпредпо­лагает использование в педагогическом общении множества града­ций Г., большого динамического (громкостного) диапазона.Чаще всего учитель говорит не очень тихо, но и не очень громко, однако ему необходимо иметь голосовой «запас прочности» — бывают слу­чаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучно­сти, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос. Г. г. зависит от многих факторов. Прежде всего от давления воздуха в легких и трахее (в подскладочном пространстве), а оно, в свою очередь, обусловлено активностью дыхательной мускулатуры (точнее, мышц-выдыхателей) и плотностью смыкания голосовых складок. Кроме того, голос, рождаясь в гортани и проходя по речевому тракту, обретает определенную окраску — тембр в зависимости от режима смыкания голосовых складок и конфигурации (формы и разме­ров) ротоглоточных и носовых полостей. Голос будет громче, при прочих равных условиях, если в его тембре будет больше звонко­сти, металличности, резкости, пронзительности, т. е. больше «удель­ный вес» высокочастотных обертонов.Однако с точки зрения эсте­тики и экономии мышечных усилий важно, чтобы высокочастот­ные обертоны лежали в области 2000—4000 Гц, где образуется так называемая верхняя форманта,придающая голосу полетностьи при­ятную окраску. Г. г., т. е. его слышимость, тем больше, чем более явно выражена в нем верхняя форманта, так как слух человека имеет наибольшую чувствительность именно в этой полосе частот.

Наконец, Г. г. возрастает по мере увеличения частоты колеба­ний голосовых складок, т. е. высотыголоса. При одном и том же усилии дыхательной мускулатуры наименьшую Г. имеют нижние

дескрипторы номинативные

Грамматическое подчинение (иерархия) - student2.ru звуки диапазона, Г. женских голосов превышает Г. мужских. Такая зависимость Г. г. от его высоты также связана с особенностями слуха. Г. г. во многих случаях обусловлена особенностями слухового са­моконтроля говорящего. Так, учитель непроизвольно увеличивает Г. г., когда класс начинает шуметь. Причем непроизвольное увели­чение Г. происходит, как правило, за счет усиления работы дыха­тельных мышц и повышения частоты колебаний голосовых складок (использования верхнего участка диапазона). Такая неуправляемая реакция на шум нерациональна и часто приводит к заболеваниям голосового аппарата. Чтобы голос был услышан на фоне шумовой помехи, надо прежде всего позаботиться о формировании помехо­устойчивого тембра, т. е. об усилении с помощью ротоглоточных резонаторовсоответствующих обертонов. Что касается высоты голо­са, то иногда именно нижняя часть диапазона (при условии пра­вильно выбранного тембра) дает выигрыш в слышимости, так как возникает контраст между высокими детскими голосами и низким голосом учителя.

Лит.: Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М., 1977; Морозов В.П. Занимательная биоакустика. — М., 1987; Основы инженерной психологии. — М., 1986.

А. А. Князьков

д

ДЕСКРИПТОР—слово, словосочетание или целое высказы­вание, которые отражают содержание перелагаемого текста в наи­более сжатом виде. В зависимости от характера передаваемого со­держания Д. делятся на номинативныеД., представляющие темы и подтемы первичного текста, и предикативныеД., передающие то, что говорится в пределах каждой темы и подтемы.

Лит.: Вейзе А. А. О ядерных текстах и их получении путем компрес­сии // Проблемы текстуальной лингвистики /Под. ред. проф. В.А. Бухбин-дера. — Киев, 1983; Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970; Общение. Текст. Высказывание. — М., 1989; Севбо И. П. Струк­тура связного текста и автоматизация реферирования. — М., 1969.

В. Н. Мещеряков

ДЕСКРИПТОРЫ НОМИНАТИВНЫЕ-слова, словосоче­тания и предложения, отражающие тематическое содержание первичного текста, его темы и подтемы. В реферативной статье,

43

дескрипторы предикативные

например, при помощи Д. н. сообщается о том, чему посвящен реферируемый источник (В ... рассматривается проблема ...; Она посвящена актуальным ..., анализу наследия ..., рассмотрению ..., характеристике ... , вкладу ... в ... , решению вопроса о ... ; Моно­графия ... представляет собой ... , является попыткой описания ..., представляет собой изложение результатов ... , является исследо­ванием ... и т. д.); какие цели ставил перед собой автор реферируе­мого источника (Целью ... было ...; Цель ... состояла в доказатель­стве того, что ... и т. д.); какие задачи ставились в реферируемом источнике (Основной задачей ... были ... В ... автор ставит перед собой следующие задачи ... К задачам исследования в ... отнесе­ны ... и т. п.); каков материал, использованный в реферируемом ис­точнике (Материалом исследования в ... были ... Автор привлека­ет к рассмотрению ... В основе ... лежит материал эксперимен­тов ... и пр.); какие проблемы ставились в реферируемом произведении (В центре внимания ... было современное состоя­ние ..., в центре проблематики ... были тенденциии ... На первый план автор ... выдвигает проблему ... Главные усилия ... направле­ны на... и т. д.); из каких разделов, частей состоит первичный текст (Отчет ... состоит из ... разделов.., включающих ... глав ... Брошю­ра состоит из ... частей, в каждой из которых ... и т. д.) См. де­скриптор.

Лит.: Вейзе А. А. О ядерных текстах и их получении путем компрес­сии // Проблемы текстуальной лингвистики / Под. ред. проф. В.А. Бухбин-дера. — Киев, 1983.

В. Н. Мещеряков

ДЕСКРИПТОРЫ ПРЕДИКАТИВНЫЕ-слова, словосочета­ния и предложения, передающие рематическую информацию пер­вичного текста. Так, например, в реферативных статьях использу­ется широкий класс средств, отвечающих на вопросы: какие за­дачи решает автор в первичном тексте (В ... анализируется роль ..., раскрывает содержание ..., конкретизирует ... , прослеживает ос­новные этапы ... , раскрывает механизмы ... , разъясняет сущ­ность ..., предпринимает попытку определить ..., обосновывает выбор объекта и направление исследования ... и т. д.); с чего начи­нает свою работу автор первичного текста (Автор ... начинает с обзора ..., отмечает наличие разных точек зрения ...; характеризу­ет материал исследования ...; намечает программу... и т. д.); что автор реферируемого источника говорит, делает, утверждает, из чего исходит, что предпринимает в средней части своей работы (Автор ... напоминает ..., выделяет ..., сосредоточивает свое внимание на ..., ставит перед собой задачу проследить ..., формирует ..., указыва-

44

детский голос

Грамматическое подчинение (иерархия) - student2.ru ет на роль ... и т. д.); чем автор реферируемого источника заключает свою работу (В кратком заключении ... перечисляет..., подытожи­вает .., формирует ... и т.д.). См.: дескриптор.

Лит.: См. лит. к статье Дескрипторы номинативные.

В. Н. Мещеряков

ДЕТСКИЙ ГОЛОС.Голос новорожденных и грудных детей. Яв­ляется выражением одного из врожденных рефлексов человека, вы­зываемых воздействием на организм самых разнообразных раздра­жителей, исходящих как из внутренней, так и из окружающей среды. Издаваемые новорожденным звуки могут быть разными по силе, но они, как правило, мало отличаются по высоте («ля» первой октавы). Однако тембрих неодинаков, и уже на второй-третий день после рождения можно различить голоса детей.

В ясельном возрасте происходит бурное развитие речевой деятель­ности. Голосв этот период отличается узостью диапазонаиспользуе­мых звуков по высоте. В голосе детей дошкольного и младшего школь­ного возраста можно заметить расширение диапазона по высотеи по силе. В разговоре дети пытаются придать голосу большую выразитель­ность. В возрасте 11—19 лет в голосе появляется ряд особенностей — наступает период мутации.У девочек мутация наступает несколько раньше и протекает спокойнее, чем у мальчиков. Длительность мута­ционного периода колеблется в пределах от одного месяца до 5 лет. Обычная его продолжительность 1,5—2 года. В это время происходят значительные изменения в гортани. У мальчиков гортань увеличива­ется более чем в 1,5 раза, у девочек— на 1/3. В основном мутация протекает медленно и малозаметно как для самих подростков, так и для окружающих. Лишь иногда отмечается повышенная утомляемость при голосовой работе и часто наступающая беспричинная охриплость. Спокойное течение мутации обычно для всех девочек и для части мальчиков. В случаях резко протекающей мутации неожиданно во вре­мя пения или разговора голос начинает срываться, появляются со­вершенно неожиданные низкие ноты басового тембра, нередко гру­бого, лающего характера, внезапно перескакивающие на фальцет.По мере завершения мутации такие явления наблюдаются все реже и реже. Наконец, Д. г. полностью заменяется голосом взрослого человека. Иногда голос остается детским и у взрослого мужчины. В этом случае требуются соответствующее лечение и фонопедические упражнения.

Лит.: Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990; Детский голос: Экспериментальные исследования. — М., 1970; Педагогическая эн­циклопедия. — М., 1964—1968; Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.

А. А. Князьков

45

____________________________ диалог___________________________

ДИАЛОГ (от греч. dialogos — беседа, разговор двоих) — разновид­ность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловлен­ными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом вос­приятии собеседника). Все особенности Д.— речевой структуры свя­заны с его спецификой как образования, возникающего в результате перемежающейся, главным образом устной спонтанной речи собе­седников, происходящей в определенных условиях. Сама природа Д. предполагает его сложность. Размеры Д. теоретически безграничны, и его нижняя граница может показаться открытой. Однако фактически каждый Д. имеет начало и конец. Единство Д. в его теме, содержании, смысле. Специфика Д. как сложного единства самым тесным образом связана с его тематической цельностью, с характером развития со­держания, с движением мысли. Основной единицей Д. является диа­логическое единство. Вопрос о границах Д. и его внутренних струк­турных особенностях связан с различием понятий Д. как целост­ной структуры и диалогического единства. Реплика как компонент диалогического единства и Д. в целом имеет двуплановый харак­тер, совмещая в себе значение акции и реакции, в результате чего Д. представляет собой сложную цепь взаимосвязанных вы­сказываний. С исследованием Д. как сложного комплекса, в состав которого зачастую входит цепь переплетающихся или параллельных реплик нескольких лиц, связано выделение различных структурных типов Д. (парный Д., параллельный Д., полилог). Исследование Д. невозможно без учета целого ряда внеречевых моментов: цели и пред­мета высказываний, степени подготовленности говорящих, отноше­ний между собеседниками и отношения их к высказанному, конк­ретной обстановки общения. Характер Д. определяется действием всех этих факторов в совокупности, и в результате конкретного проявле­ния каждого из них создается Д. определенной структуры. Ближайшая социальная ситуация и более широкая социальная среда определяют структуру высказывания, отражая характер диалогического поведе-ния.Именно ситуация формирует высказывание в виде просьбы или отстаивания, в стиле витиеватом или простом, уверенно или робко произнесенное. С ситуацией общения, отношением участников Д. к содержанию речи связан характер логико-смысловых отношений между частями диалогического единства, и в связи с этим выделяются раз­личные типы реплик и типы Д., устанавливаются характер реакции, оценки говорящими фактов ситуации и речи, модальная характери­стика Д. Реплика, которая дает начало разговору, определяет его тему и цель, строится относительно свободно. Эта реплика называется сти­мулом, так как побуждает собеседника к ответной реплике или дейст­вию. Ответная реплика, реплика-реакция, по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула. Д. обычно состоит из чередующихся реплик-стимулов и реплик-реакций.

46

диалог

Грамматическое подчинение (иерархия) - student2.ru Важно изучение особенностей обоих компонентов. Со стороны структурно-композиционной выделяются ответные реплики-под­хваты, реплики-повторы и др. При этом внимание обращается на логико-смысловое значение реплики и соответствующее ее отно­шение к одному, стимулирующему высказыванию. Важным видом Д. в этом плане признается вопросно-ответный комплекс. Большое значение придается характеру реакций. В связи с этим выделяются реплики-противоречия, согласия, добавления, реплики, сопровож­дающие тему, переводящие тему в другую плоскость. По характеру реакции определяются соответствующие типы Д.: Д.-противоре-чие, Д.-синтез (Е.М.Галкина-Федорук), Д.-спор, Д.-объяснение, Д.-ссора, Д.-унисон (А.К.Соловьева), Д.-сообщение, Д.-обсужде-ние, Д.-беседа (О.И.Шаройко). При этом выясняются структурно-грамматические особенности Д., экстралингвистические момен­ты, связанные с осуществлением речи, воплощающейся в Д. раз­ных типов.

Специфика Д. связана и с таким явлением, как степень подго­товленности говорящего к речи. Л.П. Якубинский отмечал быстрый темп произнесения реплик и их смены как одного из свойств Д., в ходе которого подготовка к высказыванию идет одновременно с восприятием чужой речи. Это отражается на структуре диалогиче­ских высказываний, являясь одним из факторов формирования его синтаксиса. На структуре Д. сказывается и степень осведомленно­сти собеседников о предмете разговора. Л.П.Якубинский подчер­кивал, что понимание чужой речи определяется опытом собесед­ников, составляющих апперципирующую массу говорящих, что каждое последующее говорение падает на подготовленную почву, указывая на большую роль догадки при тождестве апперципирую­щих масс собеседников. Общий опыт собеседников, его постоян­ные и преходящие элементы определяют возможность дешифров­ки при речевом обмене. Речь всегда нуждается в слушателе.

Дополнительным средством передачи информации при непос­редственном общении служат мимика, жесты, различные телодви­жения, социально обусловленные и соответствующие интеллекту­альному и эмоциональному состоянию говорящего. Одной из важ­ных сторон Д. является интонация, с помощью которой передается определенная информация и оформляются диалогические единст­ва в составе сложной структуры. Информативная и связывающая роль интонации в Д. отмечается при анализе диалогических единств с репликами различного типа — повторами, подхватами. Различ­ные функции интонации могут переплетаться, поскольку реплики одновременно представляют собой предложение (или соединение предложений) со своей внутренней интонацией и элемент Д. Дей­ствия всех внеречевых факторов в совокупности решающим обра-

47

диапазон

Грамматическое подчинение (иерархия) - student2.ru зом отражаются на структуре Д. и прежде всего на его грамматиче­ских особенностях. Выбор определенных конструкций связан со спе­цификой устной речи и спецификой Д. как речевого взаимодейст­вия. Эллипсис,простота синтаксического построения, употребле­ние предложений различных функциональных типов, модальных слов, повторы, присоединительные конструкции и другие харак­терные черты обязаны своим происхождением в Д. его специфике как особого речевого построения. Характерный для диалогических предложений порядок слов, своеобразное актуальное членениепред­ложений в Д. связаны также с действием многообразных условий, в которых протекает диалог как воплощение устной перемежаю­щейся речи. Спаянность реплик ведет к постановке вопроса об от­ношении Д. к понятию сложного синтаксического целого,посколь­ку Д. как продукт речевого обмена в конечном счете представляет собой звучащий и часто зафиксированный единый текст особого рода, принадлежащий не одному лицу. Строение такого текста, развитие мысли, модальные характеристики высказываний и дру­гие черты такого сложного целого важно сопоставить с характери­стиками текстов недиалогического характера. Впервые на Д. как сложное синтаксическое целое было обращено внимание в работах Н.Ю.Шведовой, Г.А.Золотовой.

Лит.: Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах совет­ских лингвистов (Синтаксис текста). — М., 1979; Винокур Т.Г. Диалогиче­ская речь // ЛЭС. — М, 1990; Лаптева О.А. Русский разговорный синтак­сис. — М., 1976; Радаев A.M. О некоторых составляющих речевого воз­действия диалогических и монологических текстов и остроумных высказываний // Психолингвистические и социолингвистические де­терминанты речи. — М., 1978; Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избр. работы. Язык и его функционирование. — М., 1986.

Л. Е. Тумина

ДИАПАЗОН(греч. dia pason (chordon) — через все (струны) — совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом.Чаще всего говорят о высотном (мелодическом), или тоновом Д., который определяется как интервал между са­мым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах воз­можностей данного голоса. Высотный Д. зависит от многих факто­ров: возраста, анатомо-физиологических особенностей голосово­го аппарата, эмоционального и физического состояния человека, его обученности; в процессе целенаправленной работы над голо­сом Д. его расширяется. Большой высотный Д. необходим для рас­ширения выразительных и изобразительных возможностей голо­са, мелодичности речи.

48

___________________________ дикция___________________________

Различают также Д. динамический и Д. тембральный. Что каса­ется динамического Д., то он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса.Динамический Д. прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до умеренно гром­кого, будет по динамическому Д. шире, чем тот, который восп­ринимается в пределах от громкого до не очень громкого. Конеч­но, нужно стремиться к тому, чтобы голос охватывал максимум градаций звучности, — это позволяет сделать речь и хорошо слы­шимой, и выразительной. При этом надо избегать форсированиязвука, когда голос искажается и находится на грани срыва. В му­зыке, пении и отчасти в сценической речи принято обозначать градации громкости итальянскими терминами — в порядке воз­растания: пианиссимо (рр), пиано (р), меццо-пиано (тр), мец-цо-форте (mf), форте (f), фортиссимо (ff). Очевидно, эту шкалу удобно распространить на все случаи, когда анализируются гром-костные характеристики голоса и речи.

Тембральный Д. — это разнообразие тембров,звуковая «палит­ра» голоса, определенный набор специфически звучащих вариан­тов. Известно, что каждый человек обладает индивидуальным, при­сущим только ему тембром, который обусловлен особенностями функционирования речевого аппарата.Но речевой аппарат доста­точно пластичен и может гибко перестраивать свою работу. Так, не представляет большого труда осуществить назализацию, лабиали­зацию,палатализацию звука, что приводит к существенному из­менению тембра. При известной тренировке удается произвольно расширять и сужать глотку, опускать и поднимать гортань (с раз­махом до 8 см), менять режим смыкания голосовых складок. Чем больше вариантов артикуляцииусваивает человек, тем разнообраз­нее в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его темб­ральный Д., а это обеспечивает более точное решение коммуника­тивных задач.

Лит: Максимов И. Фониатрия. — М., 1987; Фант Г. Акустическая теория речеобразования. — М., 1964.

А. А. Князьков

ДИКЦИЯ(лат. diktio — произнесение речи) — 1) произноше­ние, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетли­вость произнесения звуков, слогов и слов.

Хорошая Д. обусловлена активной артикуляцией согласных и гласных. Особенно трудно добиться хорошей Д. в тех случаях, когда ситуация требует говорить в более быстром по сравнению с при­вычным для говорящего темпе. При значительном увеличении тем-

4-3399 49

динамика

Грамматическое подчинение (иерархия) - student2.ru па артикуляционных движений Д. как бы «смазывается», восприя­тие речи затрудняется, что совершенно недопустимо в педагогиче­ской работе.

Для выработки безупречной Д. нужна целенаправленная трени­ровка речевого аппарата. Среди упражнений, чаще всего использу­емых в этих целях, следует назвать скороговорки и чистоговорки. Помимо речевых упражнений в работе над Д. полезно использовать и вокальные приемы, например песни, которые рассчитаны на исполнение в быстром темпе. Пение песен повышает эмоциональ­ный Тонус, активизирует дыхание, задает жесткий ритмический рисунок исполняемого текста.

Работа над Д., кроме выполнения артикуляционных упражне­ний, предполагает развитие слуховой наблюдательности. Необхо­димо накапливать в своей памяти слуховые образцы эталонного произношения, безукоризненной Д. и вместе с тем подмечать и анализировать случаи небрежного выговаривания слов. При этом следует учесть, что плохая Д. может быть результатом не только вялой артикуляции, но и дефектов речевого аппарата.

Лит: Никольская СТ. Техника речи. — М., 1978; Станиславский К.С. Собр. соч. — Т. 3. — М., 1955; Сценическая речь /Под ред.И.П.Козляни-новой. — М., 1976; Фимочева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы ло­гопедии. — М., 1989.

А. А. Князьков

ДИНАМИКА(греч. dinamys — сила) — 1) движение, развитие, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов; 2) (спец.) совокупность степеней силы звучания, гром­кости.

Лит.: Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М, 1977; Романовский Н.В. Хоровой словарь. — М., 1980; Словарь ино­странных слов. — М., 1984.

А. А. Князьков

ДИСКАНТ(лат. dis — приставка, обозначающая разъединение, расчленение, cantus — пение) — высокий детский голос, соответ­ствующий по диапазону сопрано. (См. также тип голоса.)

А. А. Князьков

ДИСКРЕТНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА- прием, позволяю­щий создать динамизм сообщения за счет пропуска одного или ряда звеньев текста. Особенности дискретной композиции хорошо продемонстрированы А.Ф. Кони на примере возможного рассказа о

50

дискурс

Грамматическое подчинение (иерархия) - student2.ru Ломоносове: «Во вступлении можно нарисовать (кратко, непре­менно кратко, но сильно) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из ста­ринных домов времени Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заставленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темной ночью... А дальше можно вести речь о Ломо­носове по существу: поэт, физик, химик ...»

Лит.: Одинцов В.В. Стилистика текста. — М., 1980.

В. Н. Мещеряков

ДИСКУРС(лат. discursum) — важнейшая составляющая речево­го события, процесс речевого поведения, речевой и невербальный обмен, протекающий в речевой ситуации. Д. — многоуровневый процесс, который складывается из: 1 — вербального (словесного) поведения, 2 — акустического поведения (громкость, высота то­на, интонирование, темп, паузирование, ритм), 3 — кинесиче-ского поведения (жесты, мимика, поза), 4 — пространственного поведения (проксемика, знаковое использование пространства при речевом общении). Анализ Д. как речевого поведения, т. е. как про­цесса, а не как фиксированного результата этого процесса (тек­ста), составляет предмет дискурс-анализа— современной линг­вистической дисциплины, обладающей особой методологией и ме­тодами, восходящими к методам этнографии и этологии (общей науки о поведении). Дискурс-анализ направлен на изучение струк­туры и единиц Д., минимальной из которых считается речевой акт.Речевые акты в структуре Д. объединяются в «шаги» (move), при­близительно соответствующие репликам в диалоге, шаги — в цик­лы (cycle, exchange), простейшим из которых можно считать воп­росно-ответную диаду, циклы— во взаимодействия (interaction), приблизительно соответствующие микротеме текста, а последова­тельность взаимодействий уже образует целостный Д. всего речево­го события. Понятие Д. в современной лингвистике занимает осо­бое и очень важное место, и основатель классической семиологии Ч. Пирс утверждал даже, что ни одно лингвистическое явление не может найти адекватного объяснения, будучи взято вне Д.

Лит.: см. лит. к статье Анализ педагогического дискурса,а также: Brown С, Yule G. Discourse analysis. — Cambridge, 1983; Михалъская А.К. Ос­новы риторики: Мысль и слово. — М., 1996.

А. К. Михальская

4* 57

дискуссионная речь

ДИСКУССИОННАЯ РЕЧЬ (от лат. discussio — исследование, обсуждение) — разновидность устной ( реже — письменной ) пуб­личной речи, которая возникает во время спора, диспута, полеми­ки, дискуссии, когда сталкиваются противоположные или разно­образные точки зрения.

Понятие Д. р. впервые появилось в отечественной лингвистике в 20-х гг. XX в. и имело другое терминологическое обозначение: «полемическая речь» (см. работы К. Сюннерберга). В 60—70-е гг. ак­тивно исследуется синтаксический строй языка научных дискус­сий (см. работы Л.В. Славгородской).

Коммуникативный подход к языку, наметившийся в начале XX в., развившийся в 60—70-е гг., позволил выявить ряд важных особенностей Д. р. как разновидности устной публичной речи.

На языковую организацию Д.р. оказывают влияние следующие факторы: степень официальности; степень подготовленности; уме­ние вести дискуссию; умение строить аргументацию; симметрич­ность/несимметричность партнеров коммуникации.

В зависимости от сферы общения основу Д. р. составляет науч­ная или публицистическая речь.

В устной форме Д. р. переплетены две разновидности русского литературного языка — кодифицированного (КЛЯ) и разговорно­го (РЯ). Это переплетение придает Д. р. неповторимое стилистиче­ское своеобразие и богатство.

Д. р. представляет собой сплав монологической и диалогиче­ской речи. Для Д. р. характерно реплицирование (как и в обычном диалоге). Однако механизм взаимодействия реплик обусловлен за­дачами аргументации, коммуникативными намерениями участ­ников дискуссии. Размер дискуссионного выступления намного превосходит реплику обычного диалога (особенно в научной дискуссии).

Для Д. р. характерно наличие своеобразных средств выражения логической связи не только внутри микротекстов, но и между от­дельными текстами участников дискуссии, а также всего дискус­сионного текста в целом. Для синтаксиса монологических выска­зываний в Д. р. характерны уступительные и причинно-следствен­ные отношения. Уступительные отношения в Д. р. возникают, как правило, не в силу объективной логики самих высказанных поло­жений, а в силу субъективной оценки их участниками дискуссии.

Модальные слова (как средство логической связи) в Д. р. обла­дают иной семантикой, которая отражает уступительные отноше­ния в текстах участников дискуссии. (Например, слова конечно, са­мо собой разумеется, безусловно и др. не просто подтверждают ту или иную мысль, а являются лишь предисловием к новому высказыва­нию, которое несет новую информацию).

52

дискуссия

Грамматическое подчинение (иерархия) - student2.ru Глубокие исследования Д. р. в современном русском языке на­чались сравнительно недавно.

Лит.: Славгородская Л.В. Некоторые синтаксические особенности языка научной дискуссии // Особенности стиля языка научного изложения.— М., 1976. — С. 116—125; Сюннерберг К. О формах речевой коммуникации // Литература и язык. — ИЛЯЗВ, 1928. — Т. 3.

Н. И. Махновская

ДИСКУССИЯ(лат. discussio — исследование, обсуждение) — уст­ная (реже письменная) форма организации публичной речи, в про­цессе которой сталкиваются различные, как правило, противопо­ложные точки зрения.

Д. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение.

Существует несколько типов Д., различающихся по их целям: 1) императивный тип Д., в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию; 2) конфронтационный тип Д. — предполагает четкую формулировку противоположных точек зре­ния; 3) информационный тип Д., в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса.

По конечному результату Д. их можно разделить на: 1) резуль­тативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д.); 2) «ни­чейные» Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях); 3) не­определенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:).

Успех Д. во многом определяется: 1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того «энергетического заряда», который способен вызвать желание го­ворить (не молчать); 2) умением ведущего вести Д., создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу; 3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения.

В речи ведущего Д. можно выделить: а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и анти­тезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и зада­чи Д.; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения; б) реплики, корректирующие и стимулиру­ющие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы уча­стники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возника­ющих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает наме­ченную во вступительном слове тональность общения. Интеграци-

53

___________________________ диспут___________________________

онная сила речевого поведения ведущего способствует целостно­сти создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д., кратко подводятся ее итоги, отме­чается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д., отмечает наибо­лее аргументированные высказывания.

Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют ис­пользовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произве­дения составляет своеобразное переплетение монологической и ди­алогической речи («монолог в диалоге» и «диалог в монологе») (см. дискуссионная речь).

Лит.: Быков Г. В. Типология научных дискуссий // Вопросы филосо­фии. — 1978. — № 3; Урсул А.Д. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О.М., Николша Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.— М., 1997.

Н. И. Махновская

ДИСПУТ(лат. disputo — рассуждать, спорить) — форма орга­низации подготовленной публичной речи на заданную тему (о про­читанной книге, просмотренном кинофильме или спектакле, на морально-этическую и другие темы), в процессе которой сталки­ваются разнообразные (не только противоположные) точки зре­ния. Осуществляется Д. обычно под руководством ведущего. (О ре­чевом поведении ведущего и его функциях см. дискуссия).

Лит.: См. лит. к статье Дискуссия.

Н. И. Махновская

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА—документ, адресованный руко­водителю вышестоящей организации и содержащий обстоятель­ное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложени­ями. Д. з. состоит из двух частей: в первой (вводной) излагаются факты и проводится их анализ; во второй — делаются выводы и предложения.

Лит.: Культура устной и лисьменной речи делового человека: Спра­вочник-практикум для самообразования. — М., 1997.

Л. Г. Антонова

ДЫХАНИЕ (РЕЧЕВОЕ) — совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода (на вдохе) и вы­ведение из него углекислого газа (на выдохе).

54

единицы речи

Наши рекомендации