Преступление: насилие над людьми и отношениями
Я уже обращал внимание на то, что даже незначительные случаи ограбления часто переживаются людьми как насилие над личностью. Если мы вспомним, что значит шалом, то поймем, что для ощущения благополучия немаловажную роль играет материальная сторона жизни.
Но это понятие напоминает нам и о том, что преступление является насилием над человеческими отношениями. Преступление подрывает наше доверие к людям, порождает подозрительность, отчуждение, иногда даже расизм. Часто оно воздвигает преграды в дружбе, в любви, в отношениях с родственниками, соседями. Преступление влияет на наши отношения с теми, кто нас окружает.
Кроме того, преступление приводит к исковерканным отношениям между преступником и пострадавшим; даже если до случившегося они не были знакомы, само преступление порождает отношения. И обычно они враждебные. Неразрешенные, они в свою очередь, оказывают воздействие на благополучие пострадавшего и преступника.
Преступление представляет собой причинение вреда пострадавшему, но в тоже время, оно может быть и результатом вреда, нанесенного преступнику. Многие преступления вырастают из прежних обид. Многие преступники были жертвами грубого обращения в детстве. Многим не достает умений и знаний для того, чтобы их работа и жизнь наполнились каким-то смыслом. Многие ищут способы самоутвердиться. Для многих преступление — это крик о помощи, попытка отстоять себя как личность. Они делают зло другим, отчасти потому что сами являются жертвами причиненного им зла. Часто в процессе «правосудия» им наносится еще больший вред. Такая ситуация в какой-то мере вырастает из проблемы распределительной справедливости. Все эти аспекты интегрируются в мировоззрении шалом.
Таким образом, преступление по сути своей является насилием одного человека над другим, причем первый точно также может быть жертвой прежнего насилия. Преступление — это насилие над добрыми отношениями, которые должны быть между двумя людьми. Нельзя забывать и про более широкий, социальный аспект преступления, ведь последствия преступления сказываются и на многих других. Интересы общества тоже затронуты, и оно играет свою роль в решении дела. Однако не этот аспект должен быть выдвинут нами на первый план: преступление отнюдь не выпад против общества (по крайней мере в первую очередь), еще менее — против государства. Преступление — это, прежде всего, насилие над человеком, и именно из этого следует исходить.
Такой межличностный аспект преступления напоминает нам о том, что оно всегда подразумевает под собой конфликт (2). Некоторые европейские специалисты, занимающиеся поиском и разработкой новых взглядов на преступление, призывали нас к тому, чтобы определить преступление как форму конфликта. Ведь на самом деле преступление порождает межличностный конфликт, а иногда и вырастает из конфликта. Бесспорно, преступление связано с другими формами несправедливости и конфликтов в обществе. При разумном подходе, многие из подобных конфликтных ситуаций могли бы стать подходящим материалом для исследований с целью определения того, что следует относить к категории преступлений, а что нет.
Мэри Маршалл Форчун отмечала, что квалификация преступления как конфликта может завести нас в тупик и породить некоторую опасность (3). Так, например, в случаях бытового насилия мы слишком часто определяли насильственные действия с серьезными последствиями как разросшийся конфликт. В результате, вместо того, чтобы спрашивать с насильника, мы часто обвиняем саму жертву, и получается, что насилие — не более, чем разросшийся конфликт, а не преступление. Форчун считает, что это заблуждение — эти явления принципиально различны. Одно дело, когда между двумя людьми возникает расхождение во мнениях и спор, и совсем другое, когда один нападает на другого физически.
Так как преступление имеет межличностный аспект, оно, безусловно, подразумевает конфликт. И все же, поставить между ними знак равенства было бы ошибкой, это заслонило бы ряд существенных аспектов преступления.
Что означает термин «преступление»? Некоторым хотелось бы, чтобы мы совсем перестали употреблять этот термин. «Преступление» — это порождение правовой системы, которая устанавливает произвольные границы между разными видами причинения вреда и конфликтов. Это искусственная конструкция, которая сбрасывает в одну кучу самые разнообразные и несвязанные друг с другом типы поведения и поступки. Она отделяет их от других видов нарушений и потому делает неясным действительное значение событий.
В связи с этим датский криминолог и юрист Люк Халсман предложил термин «проблематичные ситуации» (4). Преимущество этого термина в том, что он напоминает нам о родстве «преступлений» с другими видами насилия и конфликтов, и открывает возможности для исследования свойств, присущих этим ситуациям. Но термин «проблематичные ситуации» кажется расплывчатым, и в случае особо тяжких преступлений может сложиться впечатление, что он преуменьшает размеры насилия. ) Достаточно трудно представить себе как термин «проблематичные ситуации» заменит слово «преступление», там, где оно обычно употребляется.
Было бы неплохо найти альтернативный термин, но до сих пор я так и не придумал взамен ничего подходящего. Так что пока я буду придерживаться термина «преступление», помня о его неадекватности.
Преступление наносит вред, который необходимо загладить. Причинение вреда можно рассмотреть в четырех основных аспектах. Вред причиняется:
1) жертве;
2) межличностным отношениям;
3) преступнику;
4) общине.
Карательные линзы включают в свое поле зрения, прежде всего последний, социальный, аспект; община выступает здесь как некая безличная абстракция. При карательном правосудии жертвой считается государство, преступлением — нарушение закона, а отношения пострадавшего и преступника не учитываются вовсе. Преступления, таким образом, принципиально отличаются от других видов насилия.
Восстановительные линзы видят жертв насилия именно в пострадавших людях и отводят главную роль межличностному аспекту. Преступление понимается как насилие над личностью и межличностными отношениями.
Понимание преступления
Карательные линзы | Восстановительные линзы |
Преступление понимается как нарушение закона Причиненный вред определяется абстрактно Преступление принципиально отличается от других видов причинения вреда и конфликтов Жертва — государство В центре внимания процесса — государство и преступник Пренебрежение нуждами и правами пострадавшего Межличностный аспект не играет никакой роли Конфликтный характер преступления не имеет значения Несправедливость или насилие, совершенное ранее над преступником, играют второстепенную роль Определение преступлению дается при помощи юридико-технической терминологии | Преступление понимается как насилие над людьми и отношениями Причиненный вред определяется конкретно Преступление связано с другими видами причинения вреда и конфликтов Жертвы — люди и отношения В центре внимания процесса — пострадавший и преступник Нужды и права пострадавшего в центре внимания Межличностный аспект занимает центральное место Конфликтный характер преступления признается Несправедливость или насилие, совершенное ранее над преступником, считаются существенными Преступление рассматривается комплексно: с точки зрения морального, социального, экономического и политического аспектов |
До сих пор мы ограничивались обсуждением таких видов насилия и конфликтов, которые традиционно относят к преступлениям. Однако с точки зрения библейских представлений это чересчур узкий взгляд. Библия формирует такое видение мира — шалом — при котором люди должны жить в добрых отношениях друг с другом. Поступки, которые мы обычно называем преступлениями, уродуют эти отношения, но извращают их и другие разновидности зла, такие как несправедливость и угнетение со стороны власть имущих. Если в понимании правосудия мы хотим основываться на Библии, нам следует видеть несправедливость во всем ее объеме, не ограничивая ее искусственными рамками, не отделяя преступления от других проявлений несправедливости. Преступления сродни конфликтам между людьми, которые мы обычно называем «гражданскими». Но эти проявления несправедливости являются частью общей несправедливости, порождаемой властью и богатством. Пророки Ветхого Завета напоминают нам о том, что несправедливость на уровне государства — это тоже грех и что она, в свою очередь, вызывает еще большую несправедливость.