II. Методические указания для магистрантов

Комплексное изучение магистрантами учебной дисциплины «Информационное обеспечение профессиональных коммуникаций» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу магистрантов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее актуальные, спорные положения изучаемого материала, которые должны быть осмыслены магистрантами и взяты на вооружение в практической работе. Основой для подготовки магистранта к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).

Во всей «технологической цепочке» обучения семинар является одним из наиболее сложных видов педагогического действия. Семинарское занятие как форма группового обучения применяется для коллективной проработки тем учебной дисциплины, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки, для обсуждения сложных разделов, наиболее трудных для индивидуального понимания и усвоения. Для семинара характерен непосредственный контакт преподавателя с магистрантами, и первая его задача в этом случае – установление доверительного профессионального общения, создание атмосферы совместного творчества, взаимопомощи. Следовательно, в ходе семинара педагогическое взаимодействие осуществляется не только и не столько по линии «преподаватель–магистрант», но и по линии «преподаватель–магистрант–магистрант» (http://rudocs.exdat.com/docs/index-411916.html?page=4).

При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения: дискуссия, «Сократический диалог», «Займи позицию», ПОПС-формула, дебаты и т. д. Это позволяет магистрантам развивать профессиональные умения делового сотрудничества и деловой дискуссии, постановки проблемы, формулировки аргументов, обоснования своей точки зрения, а также владения формами публичного выступления, методикой построения логичной и аргументированной устной речи и сопровождения устной речи презентацией основных аргументов и выводов.

Для успешной подготовки к семинарским занятиям магистранты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и Интернет-ресурсов, должны использовать публикации, в первую очередь, в профессиональных журналах: «Вестник БАЕ», «Информационное общество», «Современная библиотека», «Библиотечное дело» и др. Крайне важно обращение к последним материалам международных научных и научно-практических конференций ИФЛА, ЮНЕСКО, зарубежных библиотечных ассоциаций, в том числе, – на иностранных языках. Актуально обращение к материалам международных конференций на русском языке, проводимых под эгидой или при непосредственном участии библиотек и вузов культуры, освещающих международный опыт работы с российской стороны: «Румянцевские чтения», «Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований: опыт использования в вузах культуры и искусств», «Информационное общество: вызовы XXI века», «Скворцовские чтения» и др.

Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Важной формой практической работы по дисциплине является участие магистрантов в непосредственной работе кафедры, преподавателя, своей библиотеки по подготовке планового международного мероприятия: научной конференции, форума, международного семинара, дискуссии. В этом случае магистранты под руководством преподавателя подготавливают информационные письма по мероприятию (в том числе, на иностранном языке), занимаются рассылкой информации по мероприятию, подготавливают адресную базу данных участников мероприятия, разрабатывают и подготавливают информационные папки участникам планируемого мероприятия, проводят обновления сайта мероприятия, подготавливают материалы для своего участия в мероприятии (очного или заочного). Все примеры возможных материалов представлены в Приложениях.

Для выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме магистранты, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать труды по изучаемой теме в Электронной библиотеке диссертаций, самостоятельно выявлять новые публикации по библиографическим источникам: государственным библиографическим указателям, реферативным журналам, систематическим библиографическим указателям.

Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с магистрантами в ходе изучения материала данной дисциплины.

III.Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля

Наши рекомендации