Белгородской области к школьному обучению
Аналитическая справка
По результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений
Белгородской области к школьному обучению
Согласно приказу департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 9 сентября 2011 года №2470 «О проведении мониторинга готовности обучающихся 1-х классов к обучению в школе» с 21 по 24 сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях Белгородской области была проведена педагогическая диагностика готовности первоклассников к школьному обучению.
Цель проведения диагностики – получение информации об уровне сформированности у первоклассников предпосылок овладению учебной деятельностью (в том числе познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, лежащих в основе умения учиться), к обучению грамоте и математике.
Диагностика проводилась на основе использования рекомендаций и методики М.И. Кузнецовой, Е.Э. Кочуровой (под редакцией Л.Е Журовой). Предложенные для определения готовности детей к школе задания максимально учитывали особенности и возможности 6-7-летних детей, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опирались на имеющийся у них реальный опыт и не зависели от уровня навыков чтения и письма.
В содержание диагностической работы было включено 8 заданий, в ходе выполнения которых проверялись:
· состояние пространственного восприятия;
· состояние зрительного восприятия;
· состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
· умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена (готовность к освоению познавательных (логических) УУД);
· наличие интуитивных дочисловых представлений;
· овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
· умение сравнивать два множества по числу элементов (готовность к освоению познавательных (логических) УУД);
· развитие фонематического слуха и восприятия (готовность к освоению познавательных (знаково-символических) УУД);
· сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (готовность к освоению познавательных (логических) УУД).
Уровень произвольности, который обучающиеся продемонстрировали при выполнении всей диагностической работы, позволяет судить об уровне готовности первоклассников к освоению регулятивных универсальных учебных.
Формирование вышеобозначенных показателей готовности к обучению в школе предусмотрено всеми программами дошкольного и предшкольного образования, реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях Белгородской области.
В результате анализа предоставленной из территорий информации об итогах проведения педагогической диагностики установлено следующее.
Всего в первые классы в 2011-2012 учебном году зачислено 14440 учащихся (на 433 человека больше чем в 2010-2011 учебном году).
В ходе мониторинга было обследовано 13908первоклассников (96,3% от общего количества).
Из них высокий уровень сформированности предпосылок к успешному обучению показали 7577первоклассников (54,5%от общего количества,на 5,1% больше, чем в 2010-2011 учебном году), средний – 5285 (38%от общего количества, на 3,8% меньше, чем в 2010-2011 учебном году), низкий – 1046 (7,5%,на 1,3% меньше соответствующего показателя 2010-2011 учебного года).
Средний показатель высокого уровня готовности к обучению в школе в среднем по Белгородской области составил 54,48%, что на 5,08% больше соответствующего показателя прошлого года.
Наибольшее количество первоклассников с высоким уровнем готовности (выше среднего по области) обучаются в общеобразовательных учреждениях города Белгорода (64,85%), Губкинского района (60,48%), Старооскольского района (59,83%), Красненского района (56,2%) (см. приложение №1).
Сравнивая данные показатели с результатами диагностики 2010-2011 учебного года, следует отметить, что улучшилось качество подготовки дошкольников к обучению в школе в Борисовском (51,01%, + 16,71%),Чернянском (48,99%, +15,59), Белгородском (50,99%, +8,99%), Волоконовском (40,71%, +6,51%), Яковлевском (50,73%, + 11,33%, Старооскольском (59,83%, + 6,33%) районах,в городе Белгороде (64,85%, +8,15%).
Однако по сравнению с прошлым годом уменьшилось количество территорий, в которых результаты диагностики превысили соответствующий средний показатель по области с 6-и до 4-х. (см. приложение №1).
Произошло значительное снижение количества детей с высоким уровнем готовности в Корочанском районе (с 53,8% до 43,05%, на 10,75%). Снижение процента детей с высоким уровнем готовности к школе по сравнению с прошлым годом наблюдается также в Алексеевском (на 3%), Вейделевском (на 3,54%), Грайворонском (на 3,35%), Красногвардейском (на 2,65%) районах.
В среднем по области процент первоклассников с низким уровнемготовности к школе составил 7,52%, что на 1,28% меньше соответствующего показателя прошлого года (см. приложение №2).
Значительное снижение количества первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению по сравнению с прошлым годом произошло в Борисовском (на 12,34%), Чернянском (на 9,12%), Ровеньском (на 7,27%) Белгородском (6,05%) районах.Данный факт свидетельствует о систематической и целенаправленной работе управлений образованием, образовательных учреждений вышеназванных территорий по обеспечению равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу.
Следует особо отметить качественную работу по выполнению рекомендаций, данных в аналитической справке по итогам диагностики готовности первоклассников к обучению в школе в 2010-2011 учебном году, в Борисовском и Ровеньском районах.
Наибольшее количество первоклассников, показавших низкий уровень готовности к школьному обучению, поступило в общеобразовательные учреждения Прохоровского (15,58%), Красногвардейского (13,33%), Корочанского (13,58%)и Волоконовского (11,46%), Краснояружского (11,54%), Ивнянского (11,96%) районов.
По результатам анализа качества выполнения заданий средний балл по области составил 2,3из максимально возможных 3-х (процент выполнения – 77%), что свидетельствует о среднем уровне готовности первоклассников к школьному обучению и соответствует показателю 2010-2011 учебного года (см. приложение №3).
По сравнению с результатами диагностического обследования готовности первоклассников к обучению в школе в предыдущем учебном году, качество подготовки будущих первоклассников повысилось. Так в 2010-2011 учебном году только три территории продемонстрировали качество готовности выше среднего балла по области, тогда как в текущем учебном году превысили средний показатель по области 6 районов: Шебекинский (2,7), Старооскольский, Чернянский, Валуйский, Ивнянский, город Белгород (2,4).
Повышение среднего показателя качества выполнения заданий диагностической работы по сравнению с прошлым годом наблюдается в Борисовском, Валуйском, Волоконовском, Грайворонском, Ивнянском, Ракитянском, Ровеньском, Старооскольском, Чернянском, Шебекинском районах, в городе Белгороде.
Значительное снижение качества выполнения зданий диагностической работы произошло в Новооскольском районе, где средний балл выполнения работы составил 1,69 (в 2010-2011 учебном году – 2,3).
Анализ результатов выполнения отдельных заданий позволил установить следующее.
Цель задания №1 заключалась ввыявлении умения передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Качество выполнения данного задания позволяет судить об уровне развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, которые являются основой для формирования графического навыка первоклассников, а также предпосылок к формированию таких универсальных учебных действий, как умение принять и сохранить учебную задачу, выполнение действия по образцу, контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. Работа по формированию данных умений является обязательной частью программ предшкольного образования, реализуемых в ДОУ и в группах подготовки детей к школе для неорганизованных детей. Средний показатель выполнения задания №1 по области составил 1,8 балла,что соответствует среднему уровню и соответствующему показателю прошлого года. По сравнению с 2010-2011 учебным годом улучшился результат выполнения данного задания в Ивнянском(на 0,49% балла), Грайворонском(на 0,2 балла), Волоконовском(на 0,2 балла)районах.
Снизилось качество выполнения данного задания в Новооскольском (на 0,4 балла), Краснояружском (на 0,4 балла), Яковлевском(на 0,2 балла) районах.
Задание №2 направлено на выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз) и проверку умения пересчитывать клеточки. Качество выполнения данного задания позволяет установить уровень развития пространственных представлений первоклассников, которые лежат в основе формирования умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, определять своё местоположение относительно заданного ориентира. Кроме этого данное задание позволяет выявить уровень сформированности предпосылок к овладению таким учебным действием, как осуществление контроля процесса и результатов деятельности (регулятивные УУД). Средний балл выполнения данного задания составил 2,3, что соответствует среднему показателю прошлого года.
Выше среднего качество выполнения задания продемонстрировали первоклассники Старооскольского, Чернянского, Волоконовского районов, города Белгорода (по 2,5 балла).
Сравнение показателей качества выполнения данного задания в 2010-2011 учебном году и 2011-2012 учебном году позволяет сделать вывод о том, что в целом по области наблюдается повышение уровня сформированности вышеобозначенных умений: в 2010-2011 учебном году две территории продемонстрировали результаты выше среднего по области, в 2011-2012 – десять.
При выполнении задания №3 первоклассникам необходимо было продемонстрировать умение выбрать и выполнить операции сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Данные умения являются основой формирования предметных математических умений и знаково-символической деятельности младших школьников (умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями, познавательные УУД). Средний балл выполнения данного задания составил 2,5, что соответствует высокому уровню и соответствующему показателю прошлого года. В целом по области высокий уровень сформированности данных умений продемонстрировали первоклассники 17 территорий (77% от общего количества). Превышение среднего по области показателя наблюдается в городе Белгороде (2,7), Ивянском (2,67), Шебекинском, Старооскольском, Чернянском, Красненском, Ракитянском (по 2,6 балла) районах.
Целью задания №4 являлось выявление уровня сформированности интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, содержащее данные термины, а также уровень сформированности предпосылок к формированию такого универсального действия, как самоконтроль процесса и результатов деятельности (регулятивные УУД). Средний балл выполнения этого задания составил 2,3,что соответствует среднему уровню и на 0,1 балла ниже соответствующего показателя прошлого года. В 6-и территориях наблюдается превышение показателя выполнения данного здания (Шебекинский, Старооскольский, районы, город Белгород, Ивнянский, Борисовский районы). Самый низкий показатель качества выполнения данного задания показали первоклассники Новооскольского района (1,78 балла)
Задание №5 было направлено на выявление умения сравнивать множества по числу элементов; знания способов сравнения двух множеств по числу элементов вне зависимости от навыка счета. Данные умения лежат в основе формирования учебной инициативности и самостоятельности суждений, способов и средств деятельности. Средний балл выполнения данного задания составил 2,3, что соответствует среднему уровню и показателю прошлого года. Высокий уровень сформированности данных умений продемонстрировали первоклассники Валуйского района (2,52), ниже среднего - Новооскольского района (1,8 балла)
Цель задания № 6- выявить умения классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация. Данные умения являются основой познавательного развития младших школьников, формирования основ мыслительной деятельности (познавательные логические УУД). Средний балл выполнения этого задания составил 2,6, что соответствует высокому уровню и на 0,1 балла ниже соответствующего показателя прошлого года. Показатели качества выполнения данного задания являются самыми высокими по результатам выполнения всех восьми заданий. Однако в целом качество выполнения данного задания по сравнению с прошлым годом снизилось: если в 2010-2011 учебном году первоклассники всех без исключения территорий продемонстрировали высокий уровень сформированности проверяемых умений, то в 2011-2012 учебном году – только 17 (77%).
Выполнение задания №7 было направлено выявление уровня развития фонематического слуха и фонематического восприятия, являющихся основой успешного обучения чтению и орфографически правильному письму. Средний балл выполнения данного задания составил 2,что соответствует среднему уровню и на 0,1 выше аналогичного показателя прошлого года. Значительно выше среднего этот показатель в Староооскольском (2,3), Чернянском (2,3), Валуйском (2,3) районах и городе Белгороде (2,3). Ниже среднего по области качество выполнения данного задания продемонстрировали первоклассники Новооскольского района (1,4)
Задание №8 ориентировано на выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Владение звуковым анализом является необходимым условием формирования ведущих приемов анализа фактов языка (изменение и сравнение), умения характеризовать слово на фонетическом уровне, графических и орфографических навыков. Средний балл выполнения данного задания составил 2,1,что соответствует среднему уровню и показателю прошлого года. По сравнению с прошлым годом наблюдается повышение качества выполнения данного задания: результаты прошлого года превышены в 15-и территориях (68%).
Выполнение диагностических заданий, помимо выявления уровня сформированности предпосылок к овладению предметными умениями и навыками, дало возможность организовать наблюдение над тем, насколько у детей сформированы предпосылки к овладению универсальными учебными действиями, в том числе регулятивными, в основе которых - произвольность. По результатам анализа предоставленной информации в среднем по области у 83,3% первоклассников уровень произвольности соответствует возрастным нормам (на 3,3% выше соответствующего показателя прошлого года).
Выводы:
· уровень готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Белгородской области к школьному обучению в 2011-2012 учебном году по результатам педагогической диагностики оценивается как средний;
· уровень сформированности произвольности у обследованных обучающихся соответствует возрастным нормам;
· на высоком уровне у первоклассников сформированы умения классифицировать и находить признаки, по которым произведена классификация; выбрать и выполнить операции сложения и вычитания и перейти от числа к конечному множеству предметов. Данные умения лежат в основе формирования таких универсальных учебных действий, как познавательные (логические) и регулятивные;
· анализ результатов педагогической диагностики позволяет выделить следующие проблемные зоны:
- уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;
- уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия,
- уровень сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом;
Рекомендации:
Управлениям образованием:
· проанализировать количественные и качественные результаты педагогической диагностики готовности первоклассников к обучению в школе, выявить проблемные зоны и установить их причины, разработать рекомендации по их предупреждению и коррекции до 15.12.2011 года;
· довести информацию о результатах педагогической диагностики до сведения руководителей дошкольных образовательных учреждений до 01.12. 2011 года;
· управлениям образованием Корочанского, Алексеевского, Грайворонского, Вейделевского, Красногвардейского, Новооскольского районов усилить контроль за качеством работы дошкольных образовательных учреждений (в течение года);
Общеобразовательным учреждениям:
· внести коррективы в планирование и содержание занятий в 1-х классах на основе анализа результатов педагогической диагностики готовности первоклассников к обучению в школе до 01.12.2011 года;
· провести повторную педагогическую диагностику первоклассников с целью получения информации о динамике успешности обучения (декабрь, май);
· использовать результаты педагогической диагностики для выстраивания индивидуальных траекторий обучения и развития первоклассников (в течение года);
· организовать взаимодействие профессиональных групп педагогов общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений (учителей – воспитателей; психологов; логопедов) по выработке общих подходов к решению выявленных проблем и затруднений, обеспечению преемственности дошкольного и начального образования (в течение года).
Дошкольным образовательным учреждениям:
· проанализировать результаты педагогической диагностики относительно выпускников ДОУ, выявить проблемные зоны в подготовке воспитанников к обучению в школе, внести коррективы в планирование и содержание образовательной деятельности со старшими дошкольниками до 01.12.2011 года;
· организовать взаимодействие профессиональных групп педагогов общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений (учителей – воспитателей; психологов; логопедов) по выработке общих подходов к решению выявленных проблем и затруднений, обеспечению преемственности дошкольного и начального образования (в течение года).
Приложение №1