Социально – демократические особенности личности
Биографические характеристики личности. Эти особенности связаны с характерной деятельностью человека и производственными факторами.
Факторы:
- текучесть;
- абсентизм;
- производительность;
- удовлетворенность работой.
1. Возраст – при повышении возраста рабочая сила стареет. Происходит следующее: снижается текучесть, абсентизм (меньше пропускают, часто болеют), понижается работоспособность. Но в противовес проявляется опыт, удовлетворенность работой возрастает.
2. Пол -нет разницы между мужчинами и женщинами в аналитике, принятии решений, мотивации, боевитости, лидерских качествах, коммуникабельности, обучаемости. Пол не влияет на производительность и удовлетворенность работой, текучесть равная, у женщин абсентизм больше, чем и мужчин.
3. Семейное положение – те, кто состоят в браке, имеют меньше пропусков в работе, больше удовлетворены, меньше увольняются.
4. Количество иждивенцев – удовлетворенность более высокая при большем числе иждивенцев, текучесть волнообразна.
5. Стаж работы в организации –личность сочетает в себе 2 части:
- физиологическую – позволяет выявить задатки и способности личности;
- психологическую.
Задаток – возможность человека научиться чему-либо, это потенциальные способности
Способности –отражают существующие возможности человека научиться чему-либо, исполнять различные задания, необходимые для конкретной работы. Знания и навыки, которыми индивид уже располагает.
Важно их исследовать при приеме на работу, либо для выполнения конкретного задания. Для измерения задатков и способностей используются тесты (IQ). Помимо интеллекта мы можем выявить организаторские способности: выносливость, ловкость, точность. Задатки и способности должны соответствовать рабочим требованиям. Личность сочетает в себе наследственные черты и воздействия среды обитания, ситуации.
Личность – комбинация черт, определяющих уникальность природы человека, то, как этот человек действует, поступает, взаимодействует с окружающими.
Судить о человеке можно по поведению. Понимание личности позволяет разобраться в организационном поведении.
Что определяет личность?:
1. Наследственность – дает физические характеристики, пол и некоторые личностные особенности.
2. Окружающая среда –культура, социальные и ситуационные факторы.
Оба фактора проявляются одновременно, наследственность устанавливает границы, в пределах которых окружающая среда дает развиваться личности.
3. Культурные нормы и ценности – важную роль играют (семья, родители, учителя, друзья), они же являются источниками ценностей для нас.
Ценности – набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни; вещи и идеи, которые наиболее значимы для человека. Ценности устойчивы, но их мало и они оказывают сильное внимание на личность.
Типы ценностей:
1. Определяют цели жизни и понимание мира (нормативные ценности).
2. Являются средствами для достижения нормативных ценностей (инструментальные ценности – здоровье, признание). Совокупность ценностей составляют ценностное ядро личности и важно добиться гармонии между ценностями личности и ценностями организации. Ценности и личность развиваются.
Подход с точки зрения развития личности предложили Левинсон и Оргивис. Личность развивается от незрелого к зрелому состоянию, но в некоторых организациях со зрелыми взрослыми людьми обращаются как - будто они ещё недоросли.
Незрелость:пассивность, неглубокие интересы, краткосрочные перспективы, подчиненность положения, плохое самосознание, зависимость.
Зрелость:активность, независимость, разнообразное поведение, глубокие интересы и др.
Ступени развития личности:
18-30 лет;
30-45 лет;
45-80 лет.
Индивид особенности личности и их классификация.
Разработаны многочисленные перечни личности черт – устойчивые характеристики, описывающие поведение индивида, которые можно использовать для исследования организационного поведения.
Большая пятёрка:
1. Экстраверсия – общительны и подвижны;
2. Готовность к сотрудничеству – добродушие и доверчивость;
3. Сознательность – ответственность, надежность, упорность;
4. Эмоциональная стабильность – спокойствие, выдержанность.
Открытость для опыта – воображение, любопытство, широкий кругозор.
Для определения этих черт разработаны стандартные тесты. Они позволяют определить имеют ли люди «+» или «-» по параметрам.
Сознательность, экстравертность.
Типология личности.
Имеются попытки классифицировать людей по физиологическому типу конституции.
1. Эжена Ледо – типология человеческих фигур сходимости с основными геометрическими фигурами.
а) Четырехугольный тип – энергичные, решительные, практичные, терпеливые, упорные, прилежные, расчетливые, честолюбивые, хорошие семьянины, тяготят к точным наукам, непригодны для искусства.
б) Треугольный тип -неравномерны по своему энергетическому потенциалу, взлеты сменяются упадками, противоречивые, недостаточно настойчивые, непокорные, плохо подчиняются дисциплине, осторожные, находчивые, остроумные.
в) Круглый тип -толковые, умные, инициативные, импульсивные, непредусмотрительные, честолюбивые, чувствительные, общительные, любят комфорт, любят поесть, способные к торговле.
г) Овальный тип – впечатлительные и подвижные, вкусы их непостоянны, ленивы в физическом труде, люди искусства.
д) Конусообразный тип –реалистичные, консервативные, расчетливые, любят порядок и правельный обрах жизни, честолюбивые, веселые, общительные.
2. Классификация Кречнера.
1. Астеники – худые, замкнутые, необщительные, абстрактные.
2. Пикники – полные, эмоциональные, общительные, реалистичные.
3. Атлетики – атлеты, выдержанные, спокойные.
Голллант.
1. Астеники – слабая воля, боязливые.
2. Стенопластики – энергичные, умные люди, одаренные.
3. Пикники – нежные чувства, покорность, пассивность, хорошие жены, матери, друзья.
4. Мезопластики – с умеренно развитой крепкой мускулатурой, прилежные, трудолюбивые, хороши в физическом труде.
5. Атлетики – развита мускулатура, решительные, противоречивые.
6. Субатлетики – увеличенный стенопластик (2+5)
7. Европластик – высоко научные люди, общительные и добрые, упрямые
Шелдон
1. Эндоморфный тип – сферический, круглый.
2. Мезоморфный тип – хорошо развита мускулатура.
3. Эктоморфный тип – худой.
(1) Люди расслаблены в осанке и движениях, любят комфорт, замедленная реакция, пристрастны к пище, любят вежливые отношения, не переносят одиночества, жаждут похвальбы, одобрение, приветливость, ориентация на других людей, терпеливы., легкость в выражении чувств, экстраверты, в тяжелых жизненных ситуациях испытывают потребность в людях, ориентированных на семью.
(2) Спокойствие в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам и приключениям, энергичность, потребность в движении, любят решительные манеры, агрессивность, эмоциональная черствость, громкий голос, общая шумливость, экстраверты в выражении мыслей, в тяжелые минуты тяга к действиям.
(3) Сдержанные манеры и движения, физиологическая склонность к одиночеству, тревожность, скрытность, чувство страха перед общением, тихий голос, боязнь вызвать шум, концентрация на внутреннем мире, в тяжелые минуты уединяется, ориентация на более зрелые периоды жизни.
Акинщикова, Русалова и Обозов проводили исследование в этой сфере.