Многочисленные точки зрения
Чем больше точек зрения вы получите на проблему, тем больше информации вы получите о возможной причине. Разветвляющиеся проблемы требуют вмешательства в несколько областей, так что всегда есть опасность, что решения одной стороны проблемы будет недостаточно для получения желаемого изменения. Метод “многочисленных точек зрения” при решении проблем можно видоизменить, включая в него столько разных точек зрения, сколько вы считаете нужным для конкретной проблемы. Я объясню этот метод, используя те типы проблем, которые я упомянул в этой главе.
Разветвляющиеся проблемы требуют вмешательства в несколько областей.
РИСУНОК 12.1
Многочисленные точки зрения
восприятие | взаимоотношения | планировка работы |
поток технологического процесса | идентичность | ценности и убеждения |
способности | поведение | обстановка |
Для большой группы в 20 и больше человек
Каждая клетка таблицы представляет собой комнату с небольшой группой в 3-6 человек. Каждая комната обозначается названием одной из точек зрения на данную проблему. Группы проводят мозговой штурм этой проблемы, оставаясь в рамках данной точки зрения. Каждая группа считает, что проблема “как-будто” именно того типа, который предполагается по данной точке зрения. Через некоторое время группа представляет всей команде результат своего мозгового штурма.
В большинство совещаний по решению проблем входят, максимум, пять или шесть разных точек зрения. Но если проблема достаточно разнообразна и серьезно угрожает организации, можно охватить все девять точек зрения, проводя это упражнение несколько дней и проходя, скажем, три точки зрения за занятие.
Для меньшей группы
Видоизмените ту же идею, назначив каждому участнику группы одну из точек зрения, и посадив их за одним столом. Еще один вариант этого метода—использовать точки зрения мета-программ, то есть схемы работы, содержание деятельности, направление мотивации, уровень активности, направление внимания, вид референции (стандартов), размер частей информации и групповое поведение.
Подсказки
Нужно подробно разъяснить участникам всю эту технику, и это даст каждой из групп основу для мозгового штурма. Нужно дать четкие указания каждой из точек зрения, чтобы не смешивались похожие составные части, например “планировка работы” и “поток технологического процесса”, “поведение” и “способности”.
Стратегия Уолта Диснея
Уолт Дисней был, наверное, одним из самых творческих мыслителей нашего времени. Со своим талантом в создании мультфильмов он преобразовал всю эту индустрию и построил чрезвычайно успешную коммерческую империю. Он был одержим высокими стандартами качества, творчества и совершенства. Его фильмы—это сочетание преувеличенных черт характера, волнующей музыки, сюжетов, основанных на нравах людей, и ярких крайностей в неподвижности и движении, проводящих зрителей через широкий спектр эмоциональных состояний. Среди его самых известных фильмов—“Бемби” (1943), “Пиноккио” (1939), “Остров сокровищ” (1950) и “Белоснежка” (1938), все они и сейчас демонстрируются на экранах во всем мире. Роберт Дилтс, разработчик НЛП с большим опытом, изучил стратегии Уолта Диснея 1 и создал модели, чтобы их могли использовать другие люди. Для создания новых героев, сюжетов и постановок Дисней использовал вполне определенный стиль мышления. Он состоял из трех этапов:
· Мечтатель
· Практик
· Критик
Мечтатель
Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем.
Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем. С этим образом мышления не связано никаких ограничений, условий и оценок. Это в основном визуальный способ с синтезом звуков и ощущений. Дисней действительно визуализировал симфоническую музыку,—придавая ей форму,—используя музыку как ключ к своей преобладающей визуальной модальности. Физиология, связанная с мечтателем,—это прямая осанка, голова немного откинута вверх, глаза направлены вправо вверх (визуальное конструирование).
Практик
Этап практика связан с тем, “как” осуществить планы,—как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать.
Этап практика связан с тем, “как” осуществить планы,—как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать. В нем мы не оцениваем и не критикуем, а исследуем альтернативные способы осуществления грез мечтателя. Чтобы быть эффективным практиком, главное—уметь вовлекаться (ассоциироваться) в разные роли, занимать разнообразные точки зрения на тонкие подробности грез мечтателя. В связи с этим может быть полезно заимствовать физиологию каждой роли.
Критик
Этап критика—этап логики и последствий.
Этап критика—этап логики и последствий. Критик ищет проблемы с помощью рамки “а что, если”. Чтобы эффективно критиковать работу мечтателя и практика, критику нужно быть достаточно отстраненным от ситуации. Критик занят тем, чтобы все получилось как надо. Все должно согласовываться, без никаких неувязок и неоконченных дел.
Это не пессимистическая поза, а ценный вклад в проверку идей и гарантию того, что они будут соответствовать заданным критериям. Критик может быть настолько же творческим, как и мечтатель, определяя недостающую или неподходящую часть плана. Критику нужно постоянно задавать вопрос: “А что, если?”. Физиология критика—поза критической оценки со слегка наклоненной вниз головой и рукой, касающейся лица или подпирающей подбородок.