Основные аспекты деловой игры. Подготовка игры
Проведение деловой игры должно базироваться на принципах эффективности(реализации цели) и экономии, т.е.достижении максимальных результатов при минимальных временных, финансовых и других расходах. Организация деловой игры как специфического активного метода обучения включает ряд аспектов. Важнейшие из них:
1)подготовка игры,
2)формирование игровой группы,
3)руководство игрой, контроль за ее процессом,
4)подведение итогов и оценка результатов.
Подготовка игры включает ряд мероприятий, обеспечивающих создание общих условий ее эффективности. К ним относятся:
□ обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников;
□ проверка пригодности аудиторий для занятий;
□ использование адекватных характеру игры способов фиксации ее процесса, поведения игроков. Это могут быть записи руководителя и других участников (в том числе наблюдателей) игры, видео- и/или аудиозаписи и др.;
□ определение способов анализа игрового процесса. К ним относятся: периодические спонтанные замечания и рекомендации руководителя; детальная проработка важнейших эпизодов и ролей; сопоставление собственных переживаний игроков и характеристик наблюдателей; оценка действий игроков с помощью заранее известной системы критериев или оценочных шкал и т.д.;
□ обеспечение содержательной насыщенности и целевой направленности мероприятия. Эпизоды игры должны работать на реализацию общей цели. Обеспечивая спонтанность, естественность поведения участников, процедура игры вместе с тем не должна быть слишком затянутой или уходить слишком далеко от поставленных целей;
□ оптимизация требований к участникам — от них не следует требовать слишком много или слишком мало;
□ структурирование игры во времени, обеспечение примерного соблюдения ее временного регламента при начале, продолжительности пауз, завершении этапов и всего процесса игры;
□ определение форм оценочных коммуникаций с игроками. Это могут быть констатация правильных и неправильных
действий, вопросы, предложения альтернативных вариантов поведения, обмен мнениями между игроками и наблюдателями и т.п.; □ соразмерное использование технических средств обучения, особенно при анализе поведения игроков и подведении итогов.
Большие возможности для повышения эффективности игрового обучения и выходящего за пределы игровой процедуры дальнейшего самопознания ее участников дает видеозапись. С ее помощью становится возможным для участников игры:
— посмотреть и проанализировать свое поведение как бы со
стороны,
а для руководителя и всех участников:
— отобрать, отдельно рассмотреть и детально обсудить наиболее важные эпизоды игры, подобрать оптимальные варианты поведения;
— проверить правильность самооценок игроков, а также оценок наблюдателей и руководителя;
— установить степень успеха обучаемых посредством сопоставления фрагментов первого и повторных проигрываний ими одних и тех же ролей или ситуативных действий.
Конечно, при просмотре видеозаписи следует обращать особое внимание на корректность ее использования. Так, например, многократные показ и публичное обсуждение ошибочных форм поведения отдельных игроков может задевать их чувство собственного достоинства.