Рассуждения после урока
Прошло некоторое время после защиты биологического проекта семиклассников, и анализ показал, как много нового получили мы все: и дети, и учитель, и присутствовавшие на уроке гости.
Я была удивлена. Дети в возрасте 14 лет самостоятельно пришли к мысли, что если в мире цветковых растений происходит адаптивная эволюция органов растений к самым жестким условиям среды обитания, то аналогичный процесс должен иметь место и у других групп растений, в частности, этот процесс должен быть представлен и у папоротникообразных, и у голосеменных. Более того, это самостоятельно найденное умозаключение позволило детям целенаправленно искать доказательства найденной мысли. Они экстраполировали процесс на изучаемую, менее освоенную ими группу растений. Если мы, педагоги, психологи обра-
тим внимание не на «степень правильности» выводов, а на уровень познавательных процессов, на которые «вышли» дети подросткового возраста, то, несомненно, следует признать, что педагогическая цель — развитие интеллектуальных способностей и овладение детьми приемами интеллектуальной деятельности — достигнута средствами метода проектов. Следует отметить, что именно в этом — обучении приемам и навыкам интеллектуального труда — состоит цель истинно гимназического образования.
То, что это возможно и метод проектов чрезвычайно этому способствует, показывают два примера. Так, группа Ильи Сизова попыталась осуществить экстраполяцию сделанных ими выводов, исходя из адаптации кактусов по сравнению с самым обычным для нас растением — березой, а также растением экваториального леса. Идея гимназистов состояла в следующем. Если в мире цветковых растений существуют адаптации листа к условиям засушливого существования (уменьшение площади поверхности листа — редукция листовой пластинки, уменьшение числа устьиц, опадание листьев в засушливый период года, защитные покрытия листьев, кутикула), то и у голосеменных возможно подобное: появление хвои — у хвойных голосеменных, редукция проводящей системы листа — у хвойных же и у вельвичии (растении пустыни), листопадность — у лиственницы, защита листа воском и опушенностью — у хвойных и у вельвичии.
Совершенно независимо от других групп и абсолютно самостоятельно группа Марины Миргород пришла к аналогичным результатам, исследуя приспособленность растений к произрастанию на засоленных почвах. Идея в данном случае состояла в демонстрации поразительных возможностей растений адаптироваться к самым невероятным условиям существования. Затем она была перенесена на папоротникообразные и голосеменные: жесткие по сравнению с мезозойскими (период расцвета папоротников) климатические условия обитания кайнозоя не привели к полному исчезновению представителей отдела папоротников.
Поражает глубина проработки вопросов ботаники детьми. Они осваивали, причем совершенно самостоятельно(!), вопросы анатомии растений, вопросы сравнительной морфологии и экологии, далеко превосходящие школьную программу.
Особо следует отметить возможности детей в области владения научным языком письменной и устной речи. Метод проектов в курсе ботаники был применен в данном 7-м классе впервые и с первого раза дал возможность ощутить позитивный результат в области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией в том числе. Без предварительных репетиций, без прослушиваний дети-докладчики излагали на высочайшем научном уровне подготовленные ими вопросы, пользуясь при этом демонстрацией собственных схем, рисунков. Отрадно, что полученные на предваритель-
ных уроках навыки составления небольших структурированных сообщений по другим ботаническим темам пригодились здесь, на защите проектов. В активный словарь вводились не только биологические термины, которые использовались в классе ранее: адаптация, эволюция, гаплоидность, диплоидность, гаметофит, спорофит, транспирация, но и найденные детьми в процессе подготовки к защите — аридность, эндемики, ареал... Следует упомянуть, что представленные здесь термины не включаются в базовое содержание, не являются обязательными при изучении биологии. Однако необходимость быть правильно понятыми «вынуждала» гимназистов ими пользоваться, поскольку, как мы все знаем, любая наука, в том числе биология, имеет свой терминологический аппарат. Для понимания вопросов ботаники необходимо овладение языком науки. Именно поэтому метод проектов дал в данном случае такой высокий результат — высокую мотивацию к обучению и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования.
Проект решения проблемы выживания растений в изменившихся условиях существования позволил подняться на качественно новый уровень познания природы не только детям, традиционно называемым в школе сильными, но и предопределил посильное участие в решении задач проекта и среднеуспевающих детей, и относительно слабых, у которых не в такой мере развиты способности к аналитическому мышлению. И это — третье достижение, которое дает исследовательский проект. Захваченные всеобщим энтузиазмом, такие дети «вдруг» обнаруживали свои скрытые возможности, поскольку высока была мотивация к решению общей проблемы. Они принимали участие в подготовке иллюстративных материалов, делали сообщения, может быть, впервые им доверили ответственное дело, и доверили — собственные товарищи, без участия учителя. Подобное обязывает! Вот и результат: желание «не ударить в грязь лицом» явилось мотивацией к работе над собой, собственными привычками и «удобным» статусом в классе. Надо сказать, что активность ребят на этом и подобных уроках просто поразительна. Всем хочется высказаться и всем есть чтосказать! Урок не ограничивается докладами групп. Пожалуй, наиболее интересная часть уроков защиты проектов — дискуссии, когда ребята из других групп задают докладчикам (любому члену исследовательской группы по их выбору), вопросы, спорят с ними, высказывают собственную точку зрения, приводят свои аргументы. Единственное огорчение на таких уроках — время, которого всегда не хватает, чтобы дать возможность высказаться каждому в полной мере. Как сказали учителя после описанного урока, это был настоящий праздник знания. Ребята показывают, что они способны увлекаться не только тяжелым роком, мультфильмами и роликами, но и собственная познавательная деятельность может быть для них не менее увлекательна, если она грамотно организована,
Творческое задание
1. Обсудите в своей группе разные идеи для проекта. Выберите одну и обоснуйте этот выбор. В чем проблема проекта? Определите тип проекта. Четко обозначьте, какие знания (из каких областей) потребуются школьникам для работы над проектом. Одновременно представьте варианты возможного оформления результатов проекта.
2. Попробуйте разработать структуру своего проекта в соответствии
с его типом. Наметьте методы исследования, источники информации, сформулируйте гипотезы решения проблемы.
3. Разработайте план/сценарий оформления результатов исследования, защиты проекта.
Не забудьте справедливо распределить роли в своей группе, чтобы каждый принял в исследовании, оформлении и обсуждении результатов самое активное участие.