Жизненный цикл проекта
Любой проект проходит через определенные стадии в своем развитии. Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.
Жизненный цикл проекта – это промежуток времени между появлением обоснованной концепции проекта и моментом административного завершения проекта.
Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Это связано с особенностями предметной области, в которой выполняется проект.
Например, в проектах по разработке программного обеспечения часто выделяются такие этапы, как
· осознание потребности в информационной системе,
· формулирование требований,
· проектирование системы,
· кодирование,
· тестирование,
· эксплуатационная поддержка.
В рамках полного жизненного цикла становление промышленного проекта, начиная с общей идеи и заканчивая производством продукции, реализовывается путем прохождения трех фаз:
1. предынвестиционной,
2. инвестиционной,
3. производственной.
Прединвестиционная фаза проекта– начальная фаза. Любой проект начинается с идеи, но следует различать научные идеи и бизнес-идеи. Первичными являются научные идеи, они появляются в результате целенаправленной умственной деятельности. Появившаяся научная идея должна быть оформлена в виде научного отчета, статьи, оценена с экономической точки зрения (хотя на начальном этапе можно говорить лишь о потенциале).
Если научная идея признается перспективной, она получает возможность всестороннего развития и переходит в стадию научных исследований. В результате научная идея превращается в научную разработку. В случае положительной оценки начинаются опытно-конструкторские работы и формулируется бизнес-идея. Бизнес-идея, в отличие от научной идеи, должна отвечать на вопрос: «Как с ее помощью заработать деньги?».
Бизнес-идея в дальнейшем оформляются документально в виде бизнес-плана. В бизнес-плане должны быть отражены:
- альтернативные технические и технологические решения;
- ожидаемый спрос на продукцию;
- сроки реализации и сложность проекта;
- правовое обеспечение проекта, наличие исходной и разрешительной документации;
- конкурентоспособность продукции проекта;
- инвестиционный климат;
- оценка экономической эффективности.
В общем, предынвестиционная фаза состоит из трех стадий:
· определение (исследование) благоприятных условий для развития идеи проекта. Является отправной точкой при реализации проекта,
· предварительный технико-экономический анализ. Задачей этапа является детализация и конкретизация проектной идеи. Включает в себя в общем случае выполнение следующих работ:
а) проведение вспомогательных и функциональных исследований (обзор рынка, лабораторное тестирование, тестирование на опытном производстве) и критическая оценка результатов:
- исследование рынка производимого товара, включающее проектирование спроса и методы рыночного проникновения;
- исследование каналов снабжения сырьем и материалами, охватывающее анализ возможности доступа к сырью и продукции для производственного потребления, а так же тенденции изменения цен;
- лабораторные и испытательные тесты конкретного сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;
- исследование месторасположения производства и оценка транспортных издержек;
- экологические исследования, включающие оценку существующей экологической ситуации на месте предполагаемого размещения производства (выбросы отходов и пути их транспортировки), возможности внедрения низкоотходных технологий защиты окружающей среды, альтернативных вариантов размещения и использования альтернативных видов сырья и материалов, воздействие на экологическую обстановку производственного процесса в соответствии с национальными стандартами;
- анализ экономических масштабов проекта;
- анализ оборудования, которое может использоваться при реализации проекта (затраты на приобретение, установку и наладку, а так же производительность и производственные издержки в рамках конкретного проекта);
б) разработка и оценка всех проектных альтернатив, при этом каждый альтернативный вариант оценивается по пунктам: проектные и корпоративные стратегии и сфера проекта; рыночная концепция и концепция маркетинга; снабжение сырьем и материалами; место расположения и экологическая обстановка; инженерный и технологический комплекс; организация и расходы по ней; трудовые ресурсы, в частности, управленческие кадры, затраты на лабораторные исследования и испытания; график реализации проекта и бюджет проекта;
в) проведение детализированного анализа эффективности концепции проекта;
г) оценка проектной идеи как нежизнеспособной или как привлекательной для потенциального инвестора;
· технико-экономическое обоснование проекта (детальная оценка проекта), включает разработку бизнес-плана и проведение анализа инвестиционного проекта. Цель исследования – подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора или оценка и подготовка решения использования собственных средств.