Стандарты по размещению образовательных ресурсов в сети
Задание к лабораторной работе «Разработка депозитория ИОР»
Цель: создание депозитория ИОР в распределенной информационно-образовательной среде, обеспечивающего возможность накопления, актуализации и предоставления доступа пользователям через телекоммуникационную сеть к полнотекстовым ИР образовательного назначения.
Задачи:
1. разработка информационного хранилища ИР на основе реляционной базы данных.
2. разработка структуры депозитария на основании метаописания ИР.
3. создание форм просмотра и редактирования ИР.
4. регламентация доступа к ИР в зависимости от группы пользователей.
5. организация прозрачной поисковой системы в депозитарии ИР.
6. предусмотреть организацию поиска вторичных ИР в телекоммуникационной сети, на основании атрибутивного и полнотекстового запроса пользователя.
7. разработать формы запросов для навигации (выбора ресурса) первичных и вторичных ИР.
8. разработать форму описания ИР (карточку ИР) на основании всех заложенных в информационном хранилище классификаторов описания ИР.
9. разработка дружественного и интуитивно понятного интерфейса Web- приложения для возможности взаимодействия пользователя с информационным хранилищем ИР.
10. реализованный проект сдать преподавателю.
Научно-методические рекомендации по описанию образовательных ресурсов
Основные принципы представления образовательных ресурсов в сети
Одним из основных направлений развития единой информационной образовательной среды является не только реализация процесса обучения и разработка информационных учебно-методических ресурсов, но и решение вопросов управления ими в сфере образования, а именно систематизация, классификация и хранение образовательных ресурсов.
Процесс автоматизации управления сферой образования, в том числе образовательными ресурсами, повышает эффективность управления отраслью образования как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Следовательно, информационная образовательная среда предполагает наличие распределенного, реализованного в сетевой среде хранилища информационных образовательных ресурсов, или депозитария информационных образовательных ресурсов, для различных категорий пользователей независимо от места их расположения.
Возможность взаимодействия и неоднократного использования электронных образовательных ресурсов является важнейшим аспектом целостности информационной образовательной среды, так как ЭОР являются основой для содержательного наполнения образовательного пространства. Единственным средством для реализации ее целостности является концепция открытых систем, согласованное взаимодействие компонент которой реализуется на основе единой системы стандартов и спецификаций, называемой профилем открытой системы.
Данная проблема может быть решена путем создания единого распределенного депозитария образовательных ресурсов, создание и поддержание работы которых являются одними из основных задач, поставленных перед региональными ресурсными центрами. Важным моментом является использование единого формата данных для метаописания образовательных ресурсов, а так же выработка технических, технологических и методических основ и схем формирования и пополнения депозитария.
Стандарты по размещению образовательных ресурсов в сети
Конечная цель стандартизации информационно-образовательного пространства - достижение мобильности, интероперабельности ресурсов, стабильности и эффективности учебного процесса. Это также должно быть необходимым условием реализации учебных программ дистанционного и электронного образования.
В настоящее различными международными ассоциациями и консорциумами разрабатываются различные технологические средства и стандарты в области дистанционного образования, описывающие достаточно большое количество образовательных элементов. В связи с этим происходит изменение принципов разработки учебных материалов. Современным образовательным средам, характеризующимся указанными изменениями, свойственны высокий уровень адаптивности и интерактивности с обучаемым. Образовательные системы, создаваемые на основе международных спецификаций, обладают свойствами масштабируемости, мобильности, интероперабельности и дружественности к пользователю.
При решении вопроса о размещении информационных образовательных ресурсов в сетевой среде при создании депозитария учебно-методических ресурсов необходимо основываться на единой системе стандартов и спецификаций. В процессе создания образовательного объекта основные его конструктивные составляющие можно представить двумя блоками (таблица1).
Таблица 1
манифест | общая (мета)информация, описывающая ресурс в удобной для автоматической обработки форме |
содержание | содержательные образовательные материалы, включенные в учебный объект |
Структура манифеста, предлагаемая в рекомендациях IMS и наиболее широко признанная, выглядит следующим образом (таблица 2):
Таблица 2
метаданные | автор ресурса название раздел знаний учреждение авторские права аннотация ресурса ключевые слова и т.д. |
ресурсы | этот блок содержит информацию о физической структуре пакета, описание каталогов и файлов, включенных в пакет |
сценарии использования (организация) | блок содержит описание способов использования ресурса |
подобъекты | если учебный объект имеет модульную структуру (включает учебные объекты меньшего уровня), то данный блок содержит описание используемых подобъектов |
Манифест должен быть написан на стандартизованном языке. Манифест - своего рода ярлык, приклеенный на коробку с товаром. Сам товар спрятан в коробке, но информации на ярлыке достаточно для того, чтобы товар дошел до потребителя, который эту коробку и распакует.
Фактически, выбор структуры метаописания информационных образовательных ресурсов (полей описания ресурсов), определяет структуру депозитария и формирование механизма поиска. Таким образом, следует отметить, что одной из наиболее важных задач при формировании депозитария информационных образовательных ресурсов является поиск решения по стандартизованной системе метаописания.