Информационно-оценочные ситуации

Поисковые ситуации

1. Каковы характеристики личности диктора, голос и речь которого зафиксированы на исходной фонограмме?

2. Мужская или женская звучащая речь записана на фонограмме?

Идентификационные ситуации

1. Произведена ли запись исследуемой видеограммы на средстве видеозаписи (видеокамере, видеомагнитофоне и т.д.), представленном на исследование?

Ситуации, связанные с исследованием условий и механизма получения
видео- и звукозаписей

1. Фонограмма (видеограмма), представленная на исследование, является оригиналом или копией?

Информационно-оценочные ситуации

1. Присутствуют ли на фонограмме, представленной на исследование, признаки монтажа, выборочной фиксации или каких-либо изменений, внесенных в процессе записи или после нее?

2. Имеются ли признаки электронного монтажа, стирания части представленной на исследование видеозаписи?

Некоторые особенности оценки заключения КЭВиЗ. Оценка проведенного экспертного исследования требует проверки целого ряда факторов - например, правильности отбора и оформления образцов видеоизображения или голоса и речи лица, подлежащего идентификации. Последнее объясняется тем, что от качества и полноты сравнительных материалов зависит достоверность выводов эксперта. Кроме того, большое значение имеют проверка исходных данных и научных положений, использованных экспертом, а также проверка правильности выбора им надлежащих методов исследования и примененных технических средств.

Математизация экспертных исследований, применение различных кибернетических методов, без которых невозможно проведение КЭВиЗ, требуют от следователя, судьи, адвоката определенной подготовки. В случае отсутствия такой подготовки при появлении сомнений он должен обратиться к специалистам, владеющим этими методами. Такого рода консультации не всегда нуждаются в процессуальном оформлении, однако при обнаружении в заключении эксперта ошибки должна быть назначена повторная экспертиза.

Обоснованность заключения эксперта предполагает научно-техническую, логическую и методическую грамотность проведенного исследования и изложения его результатов, а также подтверждение выводов эксперта соответствующими фактами, аргументами и научными положениями. В качестве таких аргументов, имеющих объективный характер, в исследованиях видео- и звукозаписей служат развернутая характеристика идентификационных признаков, а также детальное описание хода и результатов проведенных экспертных экспериментов; прилагаемые к заключению наглядные средства - иллюстрации, графики, спектрограммы, гистограммы, таблицы и др. - должны быть изучены не менее внимательно, чем текстовая часть заключения.

Оценивая вывод эксперта, прежде всего проверяется, на все ли поставленные вопросы даны ответы, не противоречит ли вывод эксперта (комиссии экспертов) исходным данным, имеется ли логическая связь между этим выводом и результатами исследования. Оценка достоверности и научной обоснованности выводов тесно связана с оценкой примененной методики исследования.

Из сказанного видно, что оценка заключения требует знания основ, теоретических концепций, методов КЭВиЗ, а также наличия представления о науках, лежащих в основании судебных исследований видео- и звукозаписей (судебной видеофонографии), и о возможностях современной спектрально-аналитической и вычислительной техники.

Методики криминалистических исследований видео- и звукозаписей базируются на количественных методах. Роль компьютеров и автоматизированных анализаторов изображения и звука непрерывно возрастает, что вносит в оценку заключения ряд дополнительных сложностей. Криминалисты пытаются устранить их, решая проблемы языка, содержания и формы заключения эксперта.

Язык, которым описываются исследования видео- и звукозаписей, в значительной мере подчинен терминологии тех наук, аппарат которых используется в рассматриваемом роде экспертизы. Он содержит математическую, техническую и лингвистическую символику, формулы, различные графические построения. Большинство методов и результатов применения вычислительной техники при исследовании, например, голоса и речи не обладает иллюстративностью в обычном ее понимании. Эксперт получает информацию об исследуемом объекте после того, как с помощью компьютера программно выделит и сравнит голосовые признаки. Поэтому, оценивая такие заключения, следователь и суд должны проверить данные, вводимые в ЭВМ (которые эксперт для этого должен полно и доступно описать в тексте заключения).

Еще меньшей наглядностью обладают результаты анализа и сравнения признаков речи, воспринимаемые экспертом на слух в процессе аудитивного анализа. Облегчить их оценку можно лишь путем перевода звучащих текстов в письменные, которые снабжаются соответствующими пометками.

Одной из особенностей КЭВиЗ является применение в экспертном исследовании программных средств, которые используют различные вероятностно-статистические методы оценки совпадений и различий идентификационных признаков (например, признаков голоса и звучащей речи). Возможности таких методов в настоящее время далеко не беспредельны. По этой причине эксперту для того, чтобы составить устойчивый комплекс признаков, достаточный для установления индивидуально-конкретного тождества (и, следовательно, для категорического вывода), приходится расширять интегральное идентификационное поле признаков за счет компонентов других идентификационных полей, входящих в его состав: аудитивного и лингвистического (если речь идет об установлении личности говорящего). В случае отсутствия такой возможности, эксперт не всегда может прийти к категорическому выводу и иногда вынужден прибегать к вероятной форме выводов.

Основные термины, используемые в криминалистической экспертизе
видео- и звукозаписей

Акустика - учение о звуке, звуковых колебательных процессах; звуковые условия какого-либо помещения.

Акустика речевая - раздел общей акустики, изучающей структуру речевого сигнала, процессы речеобразования и восприятия речи.

Аппаратура звукозаписи и звуковоспроизведения - совокупность технических средств, использующихся при проведении звукозаписи и звуковоспроизведения: микрофоны, усилители, микшеры, магнитофоны, диктофоны.

Видеолента - магнитная лента для записи и воспроизведения телевизионных изображений.

Видеомагнитофон - устройство, предназначенное для записи и (или) воспроизведения видео- и звуковых сигналов на магнитной ленте.

Видеофонограмма - сигналограмма, полученная в результате видеозвукозаписи.

Виды спектрограмм устной речи - формы спектрограмм, зависящие от способов спектрального анализа и параметров звуковых спектрографов: узкополосные, широкополосные, динамические спектрограммы, спектральные срезы (кадры, разрезы).

Время - длительность протекания процесса, длительность элементов и деталей видеоряда и звучащей речи. Характеризует временные связи между отдельными элементами и определяет функциональную зависимость с другими признаками видеоизображения и устной речи.

Гласные звуки - звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

Голос - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок. В образовании Г. участвуют воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань, ротовая и носовая полости).

Звук - поток энергии, вызывающий механические колебания частиц упругой среды; с точки зрения физиологии - субъективно воспринимаемые органами слуха человека механические колебания упругой среды, вызывающие у него определенные ощущения.

Магнитная запись - запись информации, осуществляемая изменением магнитного состояния носителя записи или его отдельных частей в соответствии с сигналами записываемой информации под воздействием магнитного поля.

Магнитофон - устройство магнитной записи и воспроизведения звука с использованием в качестве носителя записи магнитной ленты.

Монтаж (видеограммы, видеофонограммы, фонограммы) - объединение двух или более частей одной или нескольких ранее записанных видеограмм (фонограмм), путем перезаписи, при котором могут вноситься изменения в записываемую информацию, и может изменяться очередность фрагментов.

Речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму.

Язык - система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.

А.Ш. Каганов,

заведующий лабораторией криминалистической экспертизы видео-

и звукозаписей Российского федерального центра

судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ,

кандидат технических наук

"Адвокат", N 6, июнь 2006 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Каганов А.Ш. Криминалистическая экспертиза звукозаписей. М.: Юрлитинформ, 2005.

*(2) Кочетков А.Т., Серов В.Н., Поставнин В.И. и др. Криминалистическое исследование видеосигнала по выявлению идентификационных признаков видеоаппаратуры и видеоносителей. М: ЭКЦ МВД РФ, 1998.

*(3) Абрамов С.С., Зинин А.М. и др. Судебно-портретная экспертиза: методич. пособие. М.: РФЦСЭ, 2003. С. 163.

*(4) Там же.

*(5) Там же.

*(6) KerstaL. G. Voiceprint Identification. Nature, 1962. V.196. P. 1253-1257.

*(7) Ложкевич А.А., Снетков В.А., Чиванов В.А. и др. Основы экспертного криминалистического исследования магнитных фонограмм. М.: ВНИИ МВД СССР, 1977.

*(8) Рамишвили Г.С., Чикоидзе Г.Б. Криминалистическое исследование фонограмм речи и идентификация личности говорящего. Тбилиси: Мецниереба, 1991.

*(9) Каганов А.Ш. Средства фоно- и видеотехники как источник доказательственной информации // Вещественные доказательства. Информационные технологии процессуального доказывания / под ред. проф. В.Я. Колдина. М: Норма, 2002.

*(10) Орлова В.Ф. Систематизация свойств и признаков объектов судебной экспертизы, являющихся отражением функционально-динамических комплексов (ФДК) навыков // Основы судебной экспертизы. Ч. I. Общая теория / под ред. проф. Ю.Г. Корухова. М.: РФЦСЭ, 1997.

*(11) Советский энциклопедический словарь. М., 1979.

*(12) Каганов А.Ш. Указ. соч.

Наши рекомендации