Нейропсихологический подход
Рассматривает письмо и другие высшие психические функции, как сложную функциональную систему, которая состоит из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу определённого участка мозга и вносит в обеспечение этой функции свой специфический вклад. При нарушении любого компонента страдает вся функциональная система. Каждый раз это расстройство будет проявляться специфично в зависимости от вклада первично пострадавшего звена. Сказанное можно рассмотреть на примере работ А.Р.Лурия. Автор пишет, что в клинической практике очень часто встречается апраксия – неспособность выполнять какие-либо движения. У больного нарушены нижние теменные отделы, которые отвечают за движение. Однако движение можно рассматривать и с другой стороны, как сложную функциональную систему. В этой функциональной системе оказывается необходимым участие:
1. Кинестетической афферентации, т.е. импульсов, идущих от движущегося органа к коре головного мозга и сообщающего мозгу информацию о положении руки. Если мозг такую информацию не получает, то импульсы поступающие из коры к руке становятся совершенно неуправляемыми.
2. Необходимо участие синтеза зрительно-пространственных афферентаций, т.е. совершая движение, мы должны видеть, как оно организуется в пространстве. Если этот синтез не происходит в коре головного мозга, то оказывается, что больной не может прижать руке нужное положение в пространстве.
3. Сложные организации движения обеспечиваются базальными двигательными узлами и премоторной коры. Если эти отделы оказываются пораженными, то движение не может осуществляться плавно.
4. Поражение лобных долей коры будет вызывать так называемую апраксию целевого движения. В результате больной не в состоянии подчинить движения речевому намерению. Будет наблюдаться распад программы действия, т.е. эхопраксию (повторение за экспериментатором). Синдром двигательной апраксии не говорит о локализации очага поражения, т.к. организация движения представляет из себя сложную функциональную систему. Эта система базируется на сохранности ряда факторов и опирается на комплекс зон мозговой коры и подкорки. Каждая из перечисленных зон вносит свой вклад в осуществление движения, поэтому движение будет нарушено при поражении различных зон коры каждый раз по-разному.
Выделив конкретную ошибку письма, можно обнаружить нарушенный фактор, который стоит за этим симптомом. Он укажет на недоразвитие зоны в коре головного мозга, которая является причиной данной ошибки. Письмо представляют как сложную по своему строению функцию, в котором участвуют все 3 функциональных блока мозга.
ü Дерматоглифика
Функциональный состав письма на примере письма под диктовку.
1. Процесс письма начинается с обработки поступающей звуковой информации во вторичных отделах височной области. Сначала диктуемые слова воспринимаются, после опознаютсясамилексемы (значения). При этом звуковые комплексы переводятся в единицы смысла. Воспринятые слова узнаются и удерживаются в памяти. С привлечением фонематического анализа из каждого словавыделяются дискретные фонемы (отвечает височная доля) – анализ слуховой информации.
2. Воспринимаемое на слух слово для уточнения звукового состава одновременно проговаривается. В эту работу включаются вторичные поля теменной доли. Артикулемы дифференцируются и, в результате совместной работы височных и теменных долей звуковой, состав оказывается определён. Происходит переработка зрительной информации в виде актуализации зрительных образов букв. Этот процесс осуществляется в затылочных долях мозга. Этот компонент связан с переработкой зрительной информации.
3. Актуализация зрительных образов.Затылочная доля.
4. Связан со зрительно-пространственной переработкой информации, осуществляется в теменно-затылочной области. Отвечает зарасположение тетради, за размещение на странице
5. Серийная организация движения. Эту работу обеспечивает премоторная область. Данная область отвечает за программирование графических движений и плавных движений во время письма.
6. Контроль за выполняемыми движениями. Лобный отдел.
7. Энергетический компонент.