Тема 3. Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития

Проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития. Схема нейропсихологического обследования детей: анамнестические данные и клиническая беседа; методы исследования латеральных предпочтений; методы нейропсихологического обследования.

Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений. Типология пространственных представлений и их нарушения у взрослых и детей.

Тема 4. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.

Варианты онтогенеза психики ребенка при функциональной несформированности и дефицитарности различных отделов его мозга по А.В.Семенович и Л.С.Цветковой. Нейропсихологический анализ сформированности психической сферы у детей, поступающих в общеобразовательную школу.

Тема 5. Дифференциальная нейропсихология детского возраста.

Задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста.

Принципы дифференциальной нейропсихологии детского возраста по Ю.В. Микадзе. Иррегулярность психического развития. Проблемы школьной успеваемости.

Тема 6. Исследование нарушений психических процессов при органических поражениях головного мозга в детском возрасте.

Причины и характеристика органических поражений мозга. Особенности исследования нарушений психических функций в детском возрасте.

Речевые процессы и их мозговая организация в онтогенезе. Нарушения речевых функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте. Перцептивные процессы и их мозговая организация у детей. Нарушения перцептивных процессов при очаговых поражениях мозга у детей. Роль фактора доминантности в формировании функциональной асимметрии мозга.

РАЗДЕЛ 3.НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРУЮЩЕМУ ОБУЧЕНИЮ

Тема 7. Особенности нейропсихологической помощи детям с трудностями в обучении.

Коррекционно-развивающие программы Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой.

Программы коррекции мнестических нарушений: Симерницкая Э.Г., Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К.

Интегративные подходы: программа Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, методика сенсомоторной коррекции Т.Г.Горячевой, А.С.Султановой.

Теоретические предпосылки создания комплексной методики нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте по А.В.Семенович. Метод замещающего онтогенеза.

Методическая организация формирующего обучения по Л.С.Цветковой.

Литература

Основная

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное

пособие / Под ред. Л.С. Цветковой.- М., 2001.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 3.

4. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций./ Развитие высших психических функций.- М.,1960.

5. Глозман Ж.М.. Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2006.

6. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М., 2000.

7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

8. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 1988.

9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002.

10. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка // Вопросы психологии – 1962.- №3.-С.15-22.

11. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., 1997.

12. Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. – М – Воронеж, 2009.

13. Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста. // Вопросы психологии – 2002. - №4.

14. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.

15. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

16. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.

17. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М., 2007.

18. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник.- М.: УМК «Психология», 2002.

19. Хрестоматия по нейропсихологии /Отв. ред. Е.Д. Хомская.М.: РПО, 1998.

20. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 1997.

21. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие. – Москва – Воронеж, 2005.

22. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение, 1996.

Дополнительная

1. Анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Наука, 1986.

2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 1968.

3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития.- М., 1998.

4. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1984.

5. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М.: Медицина,1981.

6. Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2000.

7. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во Моск.. Ун-та, 1978.

8. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А.Беличевой, И.А.Коробейниковой, Г.Ф.Кумариной. – М., 1992.

9. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / Сост. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – Издательский центр «Академия», 2003.

10. Кравков С.В. Взаимодействия органов чувств. – М.: Наука, 1948.

11. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика. – 1968. - №7.

12. Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. – М.: Теревинф, 1998.

13. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. Авторы: Е.Д.Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова- М., 1997.

14. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.

15. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагности­ческой и коррекционной работы психолога. М., 2000.

16. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.

17. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.

18. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М., 2002.

19. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и пси­хотехнике / Под ред. В.Ю. Баскакова. М., 1993.

20. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., МГУ, 1985.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации