Школы менеджмента и организационного поведения
Развитие управления как научной дисциплины отражено в нескольких направлениях.
Известно четыре таких подхода:
- подход с позиции выделения различных школ:
а) школа научного управления;
б) административная (классическая) школа;
в) школа человеческих отношений и научного поведения;
г) школа научного управления и коллективных методов.
- процессный подход, который рассматривает как непрерывную серию взаимосвязанных функций.
- системный подход рассматривает организацию как систему, как совокупность взаимосвязанных элементов.
- ситуационный подход. ПригодноAразличных методов управления организационной ситуацией.
Школа научного управления (1885-1920гг.) Ф. Тейлор, Г. Гант, Г.Форд, Эмерон, семья Гилбред.
Начинают с низшего звена, анализируют содержание работы, определяют её основные компоненты, изучают отдельные операции. Основываясь на этой информации, были устранены отдельные непродуктивные движения и введены дополнительные приспособления. Сформулированы научно обоснованные нормы производительности.
Была признана важность профессионального отбора людей по физическим и интеллектуальным качествам. Необходимость их обучения. Необходимость стимулирования труда работников в зависимости от выполненной работы. Были введены перерывы во время работы, была отделена управленческая функция обдумывания и планирования от фактического исполнения работы. Школа концентрировала внимание на изменение организационной работы для повышения её эффективности на управленческом уровне.
Классическая (административная) школа управления (1920-1950гг). Вырабатываются подходы к управлению организации в целом. Файоль, Урвик, М. Вебер, Бернард, Рели.
Они не заботились о социальном аспекте управления, определяли общие закономерности организации. Ставили цели создания универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали два аспекта:
- разработка рациональной системы управления организации;
- построение структуры организации и управления работниками.
Главный вклад Файоля – это 14 принципов управления.
Вебер – теория бюрократической организации.
Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) и поведенческой науки (1950 г. – по сегодняшний день). Эта школа зародилась в ответ на неспособность осознавать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Ранее внимание к человеку ограничивалась такими аспектами:
- справедливость оплаты;
- экономическое стимулирование;
- установление формальных производственных отношений;
Управление формальными производственными отношениями. Мейо, Фоллет, Мюнстерберг, Ч.Бернард, А. Маслоу.
Её чертой является перенос центра тяжести в управлении и выполнения задач на отношения между людьми. Коллектив здесь рассматривается как особая социальная группа, а межличностные отношения как фактор роста эффективности производства.
Под человеческим фактором стали понимать личность или коллектив, включенный в управленческую систему с их внутренним миром, установками и переживаниями.
Этот фактор определяет эффективность конкурентоспособность организации.
Поведенческие науки сосредоточились на различных аспектах социальных взаимодействий: на власти и авторитете, мотивации, лидерстве, организационной культуре и коммуникациях в организации, изменениях содержания работы и качества трудовой жизни.
Школа науки управления и коллективный подход в управлении.(1950 г. настоящее время). Аккофф, Бертоланфи, Бир, Вольтбергер, Форестер, Люс, Клейн.
1. Использование систем процессной ситуации подхода в качестве рассмотрении производства как «социальной системы».
2. Использование в управлении производством математических методов и системы анализа, связано с применением математической статистики и инженерной науки в теории управления.
Ключевой характеристикой науки управления стала замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.
Использовали такие методики как построение моделей и использование операций для повышения эффективности принятия решений. Исследование операций имеет 2 направления:
1. Использование экономико – математических моделей.
2. Изучение самого процесса принятия управленческих решений, принципов, способов выбора и критериев оценки.
Недостаток в том, что они сосредоточены на одном самом важном элементе и не рассматривают управление как результирующую многих факторов. Они рассматривают лишь внутреннюю часть среды организации и игнорируют внешнюю среду.
Процессный подход.
Управление рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий (функций):
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль.
Все эти функции являются основными и их поддерживают ещё две функции:
- принятие решений;
- коммуникации.
Эти две функции связывают предыдущие функции и делают их взаимосвязанными. Лидерство рассматривается как самостоятельная деятельность.
Системный подход.
Подход помогает увидеть организацию в единстве составляющих её частей, которые неразрывно переплетены с внешним миром. Этот подход интегрирует вклад разных школ в теорию управления.
Это применение теории систем к теории управления, но это не набор приемов и принципов управления, а скорее способ мышления по отношению к управлению.
Все организации являются системами и включают пять основных частей:
- структура;
- задачи;
- технологии;
- люди;
- цели.
Все организации являются открытыми системами, связанными и зависящими от внешней среды, которая является переменной управления. Система состоит из подсистем:
- социальной;
- технико-технической.
А каждая подсистема состоит из более мелких подсистем: управление морально-психологическим климатом.
Неправленое функционирование самой маленькой подсистемы может повлиять на всю систему в целом. Системный поход не говорит нам какие элементы системы наиболее важны, не определяет основные переменные, влияющие на функции управления, не говорит как среда влияет на организацию, поэтому логическим его продолжением является ситуационный подход.
Ситуационный подход.
Сталкер и Берну.
Функции управления рассматриваются не с позиции научности, а с позиции искусства управления. Как применить возможности науки к конкретной ситуации и условиям. Организация рассматривается во взаимосвязи с окружающим миром, выявляется влияние внутренних и внешних факторов к конкретной ситуации.
Ситуация– есть набор конкретных обстоятельств и, используя этот подход, менеджер может выбрать лучшие приемы воздействия на организацию. Этот подход тоже способ мышления – как изучать проблему и рассматривать её.
Методы системного подхода:
1. Знать все самые эффективные средства управления;
2. Передвинуть вероятные последствия применения, какой-либо методики;
3. Уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее значимые факторы;
4. Уметь увязать конкретные приемы с конкретной ситуацией.
Подход дал возможность вычленить переменные в ситуации наиболее весомые. Сегодня вычленяют около 10 факторов, которые относятся к внутренним и внешним переменным.
Внутренние:цели, задачи, структура, техника, технология.
Внешние: прямого воздействия (конкуренты, поставщики, потребители, государственные органы),
Косвенные воздействия (экономические, политические, культурные, экологические факторы).
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.