Материалов налоговой проверки
Итак, рассмотреть все материалы проверки за один день не всегда бывает возможно.
Во-первых, на рассмотрение может не явиться налогоплательщик (другое лицо, которое приглашено к участию в рассмотрении) и при этом в материалах отсутствуют сведения о его извещении или руководитель налогового органа (его заместитель) считает, что его присутствие необходимо. В этом случае руководитель выносит решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 6 п. 3 ст. 101 НК РФ).
Примечание
Подробно о принятии такого решения рассказано в разд. 23.4.2 "Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой участвующих лиц".
Во-вторых, в процессе исследования материалов проверки может быть принято решение о необходимости участия в рассмотрении материалов свидетеля, специалиста или эксперта. Например, без них невозможно принять обоснованное решение (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).
Примечание
Подробно о принятии такого решения рассказано в разд. 23.5.5 "Решение о привлечении свидетеля, эксперта и специалиста".
В-третьих, в ходе исследования материалов проверки может выясниться, что представленных доказательств недостаточно для вынесения обоснованного решения по результатам проверки. В такой ситуации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Примечание
Подробно о дополнительных мероприятиях налогового контроля рассказано в разд. 23.6 "Дополнительные мероприятия налогового контроля".
Наконец, материалы проверки могут быть очень объемными.
Во всех указанных случаях может быть назначена новая дата рассмотрения материалов проверки (условно назовем это повторным рассмотрением).
Обратите внимание!
Возможность переносить рассмотрение материалов налоговой проверки на новую дату не ограничена ничем, кроме общего срока рассмотрения (п. 1 ст. 101 НК РФ). Рассмотрение может быть перенесено и во второй раз, и в третий раз и т.д.
Налоговый кодекс РФ не содержит специальных правил для случаев перенесения рассмотрения материалов проверки на новую дату. Однако полагаем, что из общего смысла п. п. 1 - 7 ст. 101 НК РФ следует, что руководитель налогового органа (его заместитель) при повторном рассмотрении материалов проверки должен соблюдать все правила процедуры, как и при первом рассмотрении.
В частности, налогоплательщик в любом случае должен быть извещен о времени и месте нового рассмотрения (п. 2 ст. 101 НК РФ). Лишение налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).
Примечание
Подробнее о последствиях неизвещения (ненадлежащего извещения) налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки см. разд. 23.2.2 "Своевременность извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки".
Также не обойтись без подготовительных мероприятий: проверки явки участвующих лиц, принятия решения о возможности рассмотрения материалов в отсутствие неявившихся, проверки полномочий представителя налогоплательщика и т.д. (п. 3 ст. 101 НК РФ).
Примечание
О подготовительных мероприятиях при рассмотрении материалов налоговой проверки см. разд. 23.4 "Подготовительные мероприятия".
При повторном рассмотрении действуют и все правила исследования материалов проверки (п. п. 4, 5 ст. 101 НК РФ).
В ходе исследования могут быть приняты решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ), о привлечении специалиста (эксперта, свидетеля) (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Примечание
О правилах исследования материалов налоговой проверки подробно рассказано в разд. 23.5 "Исследование материалов налоговой проверки".
ИТОГОВОЕ РЕШЕНИЕ ПО НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ
По результатам рассмотрения по существу материалов налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обратите внимание!
При проведении камеральной проверки по НДС в случае заявления налога к возмещению в порядке ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ одновременно с итоговым решением о привлечении или отказе в привлечении к налоговой ответственности принимаются дополнительные решения, связанные с возмещением налога. Об этом см. подробнее в разд. 13.2 "Возмещение "входного" НДС" Практического пособия по НДС.
Решение должно быть подписано непосредственно руководителем налогового органа (его заместителем) (п. 7 ст. 101 НК РФ).
Если же решение будет подписано иными лицами, например исполняющим обязанности руководителя налогового органа, то оно может быть признано незаконным. Данная позиция нашла отражение в Постановлении ФАС Московского округа от 20.01.2006, 18.01.2006 N КА-А40/13748-05.